Главное меню
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ МУЗЕЯ В ДОУ - «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Данный проект был направлен на создание мини-музея в ДОУ и организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми в пространстве мини-музея. Проект реализовался через осуществление трёх проектных линий:
• создание и организация работы мини-музея в группе,
• организация работы с детьми,
• взаимодействие с родителями.
Проект реализован в три этапа: подготовительный, практический и заключительный. На первом этапе реализации проекта была выбрана тема. Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являлись дети и родители. В музее представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми, отражающие прошлое, настоящее и будущее. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.
Важно не только создать сам мини-музей, но интересно и содержательно организовать в нём работу. Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея осуществляется через:
• формирование и организация коллекций
• совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт);
• использование метода проектов в образовательной работе с детьми;
• организация интерактивных выставок, экскурсий, занятий, тематических вечеров и музейных праздников,
• взаимодействие с предметной средой музея и друг с другом;
Благодаря эффективным формам и методам Мини-музей становится местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. На заключительном этапе проводится анализ реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, диагностика знаний, умений и навыков детей.
Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей. В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.
Во многих ДОУ города созданы музеи, но проблема в том, что музеи часто не востребованы, играют второстепенную и пассивную роль в образовательном процессе. Педагоги организуют деятельность детей в основном в форме фронтальных занятий, не придавая большой роли совместной и самостоятельной деятельности, что не даёт детям возможности проявлять собственную активность в познании.
Считаю, что необходимо внести изменения в практику деятельности педагога, переосмыслить цели и задачи, формы организации образовательного процесса по работе с мини-музеями.
Становлению ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности способствует организация занятий в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, предполагающее исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.
При создании и разработке мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея:
• материальный компонент: оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование.
• проектно-процессуальный компонент: информационный элемент (первоисточники), технологический (образовательные технологии), результативный элемент (диагностика уровня развития, оценка, анализ).
• личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности. Ребёнок овладевает миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов.
Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…).
Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.
1) создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность,
2) способствовать формированию интереса к своей «малой родине», к истории родного края, культуре и традициям, знаний и представлений детей;
3) заинтересовать родителей в создании мини-музея,
4) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
Миссия проекта: Воспитание любви к родному городу и краю, развитие познавательного интереса у детей.
Участники: Педагоги, дети дошкольных групп, родители.
Продукт проекта. Разработка педагогического проекта по созданию и организации Мини-музея. Создание мини-музея на тему: «Волшебница вода». Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности для познания родного города и края.
Необходимо отметить, что проектный метод удачно сочетается с основной общеобразовательной программой «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной и др. (г. Санкт-Петербург), в соответствии с которой осуществляется образовательный процесс в нашем учреждении.
Во-первых, одной из ключевых позиций концепции программы «Детство» является предоставление детям возможности освоения элементарных систем знаний o явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.
Во-вторых, авторами программы предлагается педагогическая технология, в основе которой лежит модель субъект-субъектного взаимодействия c воспитанником. Осваивая позицию субъекта в процессе активной разнообразной детской деятельности, ребенок имеет возможность проявить самостоятельность в целеполагании и мотивации деятельности, во владении способом реализации, в способности получить результат и умении самоконтроля и самооценки. Данные положения программы «Детство» осуществляются через проектную деятельность.
Проект мини-музея «Волшебница вода» мы начинали с детьми второй младшей группы(3-4лет), продолжили с детьми средней группы(4-5 лет) и планируем продолжать накопление материала для развития мини-музея. Цель проекта: познакомить детей с водой в природе, различными водоемами, водными животными и растениями, разными состояниями воды, с проблемой охраны водоемов и причинами их загрязнения, показать значение воды в жизни животных растений и человека, научить детей правилам поведения во время отдыха на реке, море, умению и желанию экономить воду. Каждый раздел мини-музея представляет сама героиня – «Волшебница вода» одетая в чудесный наряд с изображениями «капельки воды» во всех своих состояниях. «Волшебница вода» - ожившая улыбающейся капелькой, в прозрачном одеянии, где видно фотографии четырех времен года – Весна, Осень, Зима, Лето (Снег, Дождь, Роса, Река). Экспозицию мини-музея можно образно разделить по разделам: Раздел «Жизнь в воде» представлен разнообразными поделками,фигурками, сделанными в разных техниках и изображающие жителей моря, озера, реки. Аквариум-макет с рыбками. Красочные детские издания: Детская эциклопедия; Морская азбука, художественная литература по теме. Раздел «Вода в природе». Здесь представлены видеоматериалы реки, озера, морского дна, водопада. Фотографии рек Ахтуба, Волга, информационные статьи про наши реки, карта с водными ресурсами нашего края. Раздел «Вода в твердом состоянии». Экспонаты здесь представляет Снежная дама. Раздел «Вода - это пар». Хозяйкой раздела является белая тучка. Раздел «Вода в жизни человека» задача раздела - показать, каким образом человек использует воду. Видеоматериал упрощенной схемы водозабора, с помощью которой можно проследить этапы, как получается чистая вода, которая течет из крана в доме. Подраздел «Вода нужна, чтобы пить». Напоминает о роли воды в жизни людей. Подраздел «Вода в быту». О значении воды в быту напомнят такие экспонаты, как игрушечная стиральная машина, садовая леечка, швабра с тряпкой, игрушечная мойка или умывальник, детская ванночка и другие. Подраздел «Вода в жизни растений и животных». Ведерко и леечка символизируют значение воды в жизни домашних животных и комнатных растений. Подраздел «Люди, реки, моря». Игрушки «Золотая рыбка», «рыбак» расскажут о том, что в реках и морях люди всегда добывали пищу. Красочные герои «живущие среди волн» нарисованные детьми(золотая рыбка, волшебная щука, Рыба-кит, Морской царь, Русалочка, Тридцать три богатыря с ними - дядька Черномор. Подраздел «Вода на гербах» представлен альбомом. Рассказ о гербах поможет детям оценить, насколько уважительно люди относились к воде. Ее изображали на самых главных символах городов - гербах. Раздел «Вода в опасности!» В этом разделе находится альбом с фотографиями, на которых изображены последствия безжалостного обращения людей с природой. Уголок самостоятельной деятельности материалы используются в разных разделах мини-музея: картотека игр-опытов и экспериментов с водой, разнообразные лабиринты (объединенные «водной» тематикой), игры на внимание, картинки пазлы, водные раскраски. Оборудование для самостоятельных опытов: стаканчики, стеклянные баночки на каждого, лупы, ситечки, воронки, емкости с цветными крышками, трубочки, подносы…
В практической деятельности мы убедились, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности мини-музея учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы. В дальнейшем, столкнувшись с новой задачей, они могут использовать свои умения по поиску решения. Появление проблемы становится для них не тупиком, а способом продолжить саморазвитие. Мы надеемся, что научившись в дошкольном возрасте действовать подобным образом, наши воспитанники и в последующей жизни будут способны к нестандартным, творческим решениям поставленных задач и смогут соответствовать требованиям современного им общества. После завершения проекта дети приобрели следующие качества: Личностные: самоопределение, опыт коллективной работы, осознание своей значимости, самообразование, умение оценивать свои поступки, познавательный интерес к миру. Интегративные: коммуникативная деятельность, познавательная деятельность, умение работать с информацией, развитие элементов логического мышления. Предметные: систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника по теме: «Неживая природа – вода», у них будут сформированы первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. У детей формируются представления о значении воды в нашей жизни. Сформированы представления о том, в каком виде существует вода в природе. Дети уточнили свои знания о свойствах воды. Повывысилась познавательная активность детей в процессе экспериментирования. Дети познакомились с основными правилами гигиены, охране жизни и здоровья, о поведении в природе.
Прикрепления: Картинка 1 · Картинка 2


  • Категория:
  • Ник автора на сайте:
    Николаевна
  • Рейтинг данной заметки в дневнике:
    3.4/5
    5 голосов

Смотрите другие записи в дневниках

25.07.2014, 15:12
Совместное с родителями занятие для старших дошкольников "О хлебе"
15.02.2014, 13:03
Наши артисты
06.01.2014, 10:48
Стихотворение «Вот так погулял!»
26.01.2014, 09:25
Спортивно – оздоровительное мероприятие «Веселые старты» в старшей группе с родителями.
Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной записи в дневнике!
avatar