Главное меню
Профилактика нарушений осанки

Что такое правильная осанка?

Осанка — одно из важнейших понятий для определения тела ребенка в про­странстве, обнаружения признаков ортопедических заболеваний, связанных с нару­шением статико-динамических свойств позвоночника. Осанкой принято называть привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, равномерности их развития.

Нормальная (или правильная) осанка — умение сохранить правильное по­ложение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприят­ные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, внутренних органов. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, симметрично расположенными (без выпячивания нижнего края) ло­патками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Для дошкольников характерные черты правильной осанки имеют свои осо­бенности: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1 —2 см; изгибы позвоноч­ника выражены умеренно; угол наклона таза невелик.

Профилактика нарушений осанки

Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушений осанки. Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного ап­парата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Упражнения должны соответствовать возрастным и индивидуальным воз­можностям детей и постепенно усложняться с возрастом. В числе упражнений, способствующих закреплению правильной осанки, основ­ными являются упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, живота. При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдается упражнениям симметричного характера. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще применять упражнения с предметами: гимнастической палкой, мячом, обручем. Для выпрямления позвоночника и правильного держания головы необходимы упраж­нения, во время которых ребенок одновременно вытягивает вверх руки и поднимает голову. Эти упражнения можно давать из исходного положения лежа и с пособиями (палкой, веревкой, флажками). Взрослому необходимо следить, чтобы дети делали упражнения без напряжения, руки ребенка при поднимании вверх должны быть шире плеч, голова поднята. Для развития подвижности позвоночника рекомендуются на­клоны туловища, повороты в сторону. Большое значение для профилактики нарушений осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и движении. Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует помнить, что спор­тивная нагрузка не должна превышать возможностей детского организма, необходимо чередовать ее с отдыхом, сочетая его с выполнением дыхательных упражнений, упраж­нений на расслабление. Закреплению навыка правиль­ной осанки способствуют упражнения у стенки, лежа на полу, сидя, когда взрос­лый фиксирует внимание детей на пра­вильном положении тела. Это же реко­мендуется выполнять во время ходьбы, бега, при проведении подвижных игр с правилами. Внимание! Дети с выраженными нарушениями осанки нуждаются в допол­нительных занятиях по лечебной физиче­ской культуре (ЛФК). Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки1.И. п.: стоя, руки вдоль туловища; правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической .стенки затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение. 2.И. п.: то же, принять правильное по­ложение. Отойти от стены, походить, стара­ясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки. 3.И. п.: то же, принять правильное по­ложение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить де­тям «пополоскать белье»), выпрямиться и постараться снова встать правильно. 4.И. п.: то же, принять правильное по­ложение. Поочередно поднимать ноги впе­ред, не сгибая в колене и не отрывая таза, плеч, головы от с тены. 5.И. п.: лежа па спине. Голова, туло­вище, ноги образуют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в и. п. 6.И. п.: лежа па спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же поло­жение, которое было принято в положении лежа. 7.Ходьба с мешочком на голове с одно­временными различными движениями: в по- луприседе, с высоким подниманием коленей и т. д. Дыхательные упражнения при нарушениях осанки Положительный эффект при наруше­ниях осанки дают дыхательные упражнения. Они оказывают общеукрепляющее воздей­ствие на организм ребенка, способствуют развитию разных групп мышц. Наиболее часто с этой целью используются динамиче­ские дыхательные упражнения (с движением туловища, рук и ног), а также дыхательные упражнения с произнесением звуков (звуко­вая гимнастика).



  • Категория:
  • Ник автора на сайте:
    АnnA
  • Рейтинг данной заметки в дневнике:
    5.0/1
    1 голос

Смотрите другие записи в дневниках

27.05.2017, 13:55
Электронные карточки для обучения детей 5-7 лет чтению "Друзья"
19.05.2014, 14:56
Профилактика нарушений осанки
04.08.2016, 21:15
Обобщение и распространение опыта
06.01.2014, 10:48
Стихотворение «Вот так погулял!»
Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной записи в дневнике!
avatar