Главное меню
Статья «Развитие логики дошкольников»

Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза. Непосредственность ребенка. Горячую на все отзывчивость. Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. 

В.В.Бианки 


Слова замечательного детского писателя стали эпиграфом всей моей деятельности как педагога дошкольного учреждения. Личность ребенка выстраивается по образу и подобию взрослого. Наблюдая за увлеченным взрослым, малыш тоже увлекается, выбирает те ценностные представления, которые разделяет наставник. Видя упорство взрослого, он тоже будет упражнять свою волю, доводя начатое дело до конца. 

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а сухая глина просто рассыпается? Почему деревянная игрушка не тонет, а железная тут же погружается в воду? Почему помещенная в морозильник вода в формочке превращается в фигурный лед? 

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове. 

Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий - знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка используемые слова - это слова-представления. Скажем, слово «цветок» может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, ромашка), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается. На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно переходит от единичных понятий к общим. 

Дошкольный возраст - это пора бесконечных детских вопросов. У детей младшего дошкольного возраста преобладают вопросы, вызванные любопытством («Где она?», «Что это?», «Кто это?»). В четыре-пять лет ребенок начинает проявлять интерес к более «далекой» действительности (вопросы о школе, о профессиях), возникают вопросыо том, как он появился на свет. В пять-шесть лет все чаще звучат вопросы, вызванные любознательностью, выражающие причинное отношение в форме «Почему?» («Почему птицы летают?», «Почему курица не плавает?»). Вопросы шести-семилетнего ребенка вызываются уже не столько любопытством, сколько потребностью убедиться в истине («Как бьётся сердце). Изучение детских вопросов показывает, что детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире. 

Развитие логических способностей дошкольника через игровую деятельность - это развитие, прежде всего чувственной сферы ребенка, а не передача ему логических объяснений и технологий. Полученная в готовом виде информация не ценится и быстро утрачивается ребенком, тогда как добытая опытным и самостоятельным путем сохраняется навсегда. 

Одной из особенностей воспитанников является яркое проявление разных темпов их развития: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, «взрослеют» быстрее и отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени. Исходя из этого, развивающая среда моей группы включает в себя игровой материал разного уровня сложности. Для развития игровых центров оформлен «Центр творческой активности», «Наши таланты» - центр по изодеятельности, «Юный изобретатель» - настольно-печатные игры на развитее логики мышления, подобраны сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Салон красоты», «Фитнес-клуб», «Центр здоровья», «Комната Умных игр», «Умная коробочка», «Познавай-ка». 

Мышление ребенка связано с его знаниями. Можно выделить несколько тенденций в развитии знаний у детей. Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей. 

В ходе занятий, специального обучения важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию. 

Для овладения операцией сравнения ребенок должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Для этого требуется проведение четко направленного анализа сравниваемых объектов, постоянного сопоставления выделяемых признаков с целью нахождения однородных и разных. Надо сравнивать форму с формой, назначение предмета с таким же качеством другого предмета, внешние признаки, цвет, величину предмета с аналогичными сторонами другого предмета. 

Всю работу по развитию логического мышления у дошкольников я условно разделила на разделы: 

1. Дидактический материал - пособия, игры, упражнения, сказки и т.д.  Дидактическое содержание позволяет использовать данный материал на занятиях с детьми всей группы, подгрупповых и индивидуальных. Данный материал используется и родителями для работы с воспитанниками дома. Оборудование необходимое для проведения игр, упражнений может применяться вариативно, так как все игры и упражнения — многоцелевого использования: одна и та же игра может быть использована для развития наблюдательности и сообразительности, для развития способностей создавать оригинальные образы, соединять части предметов в единое целое и т.д. Перечислю некоторые из таких игр: «Дострой дом», «Собери картинку», «Дорисуй фигуру», «Умные минутки», «Волшебные диски», т.е.- это игры хорошо знакомые всем педагогам - практикам. 

Интересные методические находки связаны с применением дидактических пособий, изготовленных из различных тканей, швейных липучек, мешочков с крупами, гимнастического обруча. 

2. Во втором разделе подбираются методические материалы для непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками. Это конспекты, праздники, развлечения, театрализованные сказки, логоритмические упражнения. Здесь остановлюсь на логоритмике как одном из способов развития логического мышления. Соотносить музыку, движения и при этом необходимость осмысливать данный процесс – задача непростая для ребенка. Использую игры: 

- на восприятие, различение и воспроизведение звуков: «Большие ноги», «Пальчики шагают». 

- речедвигательные упражнения: «Кошка», «Мишка косолапый», «Заинька» и т.д. 

- подвижные игры: «Строим дом», «Льдинки». 

Особым разделом, если можно так сказать, вынесены методические материалы, связанные с сотрудничеством с родителями. Этот вид работы особенно важен для обеспечения эффективной поддержки со стороны семьи проводимой мною работы. 

Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они не будут ни глупыми, ни вялыми, ни безнравственными. Это означает умение педагога подыскать особенный материал – тот, что доступен для ума, сердца ребёнка.




  • Категория:
  • Ник автора на сайте:
    Садовница
  • Рейтинг данной заметки в дневнике:
    5.0/1
    1 голос

Смотрите другие записи в дневниках

27.05.2017, 13:55
Электронные карточки для обучения детей 5-7 лет чтению "Друзья"
06.01.2014, 10:48
Стихотворение «Вот так погулял!»
21.04.2014, 13:45
Физкульт привет!
04.08.2016, 21:15
Обобщение и распространение опыта
Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной записи в дневнике!
avatar