Все публикации педагогов - 2024 год

Проект "Рыцари и Принцессы"

Формирование гендерной принадлежности

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо


Паспорт проекта


Образовательная область: «Социализация».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка», «Безопасность», «Труд».

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Тип проекта: познавательно- творческий

Актуальность. Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.

В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.


Наблюдение. Наблюдая за детьми в группе, я заметила, что многие наши девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умели мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, в свою очередь, не могли постоять за себя, слабы физически, лишены эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствовала культура поведения по отношению к девочкам. Научно доказано, что мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Цель проекта: Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей.

Задачи в работе с детьми:
• Воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру;
• Формирование адекватной полу модели поведения;
• Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивать умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
• Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек.
• Развивать интерес к культуре своего народа, формировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек.
• Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками;

Задачи в работе с родителями:

• Формирование гендерной компетентности, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребёнка;
• Создание в семье благоприятных условий для воспитания и развития личности мальчиков и девочек;
• Привлечение к активному участию в жизни ребёнка, осведомлённости о его знаниях, умениях и опыте, приобретённых в дошкольном учреждении;

Задачи педагогов:
• Развитие профессиональной компетентности в данном вопросе;
• Создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания и образования мальчиков и девочек в группе;
• Изучение склонностей, интересов воспитанников;
• Консультирование родителей по вопросам особенностей воспитания мальчиков и девочек.

Ожидаемые результаты проекта


У детей:
• определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
• осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
• приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом;

У родителей:
• Получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в семье;
• проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

У педагогов:
• расширены представления об особенностях полоролевого развития детей
• разработаны комплексы занятий, дидактических игр;
• разработаны консультации для родителей;

Первые шаги:
• Подбор и изучение научной и методической литературы, интернет - сайтов по данной проблеме.
• Подбор дидактических игр, наглядного материала для детей и консультаций для родителей.
• Анкетирование родителей для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания.
• В целях пропаганды проведена консультация для родителей, где я рассказала о различии в психическом и физическом развитии мальчиков и девочек, особенностях их воспитания и обучения.
• Диагностическая беседа с детьми для выявления уровня знаний ребенка об осознании будущей социальной семейной роли – женщины –мамы, мужчины – папы.
• Проживание с детьми вопросов:
« Игры мальчиков и игры девочек. Какие они?»
«В какие игры вы бы хотели играть в группе?»

Основной этап. Реализация проекта.


Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.

Гендерный подход находит своё отражение в нашей группе и при выполнении культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеется табличка с условными обозначениями, которые позволяют определить, кому из детей по полу можно войти. Для девочек – полотенца розового цвета, для мальчиков – синего.

Игровая деятельность


В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.

В нашей группе созданы условия для игр мальчиков «Моряки», «Военные», « Автомобилисты». Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» , игровая зона « Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.

Трудовая деятельность


Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Познавательная деятельность

Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе.

Игровые занятия, беседы распределены по трем блокам:

1. «Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» Направлен на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.

2. «Мужчина и женщина в семье и обществе». Направлен на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.

3. «Я сегодня и я в будущем». Направлен на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами.

В беседах, НОД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.

В решении задач гендерного воспитания неоценимую помощь нам оказал народный фольклор. Я рассказала детям о традициях воспитания в семье мальчиков и девочек на Руси, в Якутии. В русских, якутских традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое.

Мальчики и девочки в нашей группе очень любят играть в хороводные игры: «Лебёдушка и Сокол», « Кто у нас хороший?», «Царевич». Знакомились с якутскими народными играми: «Волк и жеребята», «Ястреб и утки», «Перетягивание на палках», «Платок».

Чтение художественной литературы


Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения , как р.н. сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка»«Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», рассказы о Д.Донском, А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др. воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.

В старшей группе мы провели для педагогов ДОО открытый показ НОД по ознакомлению детей с р.н. сказкой «Журавль и Цапля».

Задача гендерного воспитания: раскрыть детям понятие «семья».

Дети рассуждали о ролях мужчины и женщины в семье, играли в игру, где нужно было мальчикам выбрать предметы необходимые в быту для мужчин, девочкам – для женщин.

Продуктивная деятельность


Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика), они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы.

В коллективных работах, которые я использую довольно часто мальчики и девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а девочки на этапе реализации.

В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания - осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.

В музыкальной деятельности мы с педагогом также стараемся подходить к вопросам воспитания и обучения дифференцированно.

На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька,) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют:

• Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)

• Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.)

Работа с родителями


Родительские отношения играют важную роль в становлении гендерной идентичности ребенка. Поэтому важно, чтобы именно мама и папа служили примером в воспитании мужских и женских начал. Родители нашей группы активные и отзывчивые. Принимают участие во всех организованных мероприятиях, оказывают посильную помощь в создании условий для полоролевого воспитания детей в группе.

Очень удачно прошло родительское собрание в форме психологической игры

«Два взгляда на воспитание ребенка».

Мамы и папы поделились друг с другом опытом в воспитании мальчиков и девочек, обсудили проблемы и пути их решения, играли в игры, которые играют дети в группе, папы для девочек мастерили корону, мамы для мальчиков – бумажные кораблики.

Ко Дню защитников Отечества прошел спортивный конкурс

«А, ну-ка, папы!».

Участники соревновались в силе, ловкости.

К Международному женскому дню организовали конкурс

«А, ну-ка, девочки!».

Мамы готовили своих дочек к участию, помогали в выступлении.

Промежуточные итоги


Подводя промежуточные итоги я могу с уверенностью сказать, что работа по гендерному воспитанию детей несет положительные результаты. У детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу, проявляются традиционные свойства личности: мужественности - у мальчиков, женственности - у девочек.

Создана копилка – «Именные стишки нашей группы», « Стишки о мальчиках и девочках», «Песенки о мальчишках и девчонках, а также их родителях», «Игры в которые мы играем», «Якутские народные подвижные игры», «Хороводы и хороводные игры», фотоальбомы «Помощники», « Моя семья», «Мой папа в армии служил», «Мамулечки, бабулечки», а также «Консультации для мам и пап».

Моя работа над проектом еще не закончена, нам с детьми предстоит итоговый этап. Я проведу анкетирование с родителями « Что вам дал проект?» и диагностическую беседу с детьми.

В планах итоговое мероприятие для родителей и педагогов ДОО «Рыцари и Принцессы».

Используемая литература

1. Н.А.Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях»
2. Т.Н. Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду»
3. В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман «Мальчики и девочки два разных мира»
4. А.М. Щетинина, О.И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5-7 лет»
5. Интернет – ресурсы.
Made on
Tilda