Главное меню
16.07.20181120
Российское родительство: осознанное, ответственное, общенациональное
  • Категория:
  • Автор:
    Шевченко Марианна Евгеньевна
  • Ник автора на сайте:
    Panochka
  • Рейтинг статьи:
    0.0/0
    0 голосов
Семья в России всегда была особой ценностью, составляя хозяйственную и нравственную основу жизни людей. Не случайно современный кризис семьи – одна из причин общего кризиса российской цивилизации. И преодолевать этот кризис необходимо с решения проблем семейного неблагополучия в целом и проблем родительства в частности.
Семейное неблагополучие… Мы часто пытаемся найти ответы на вопрос: в чём причины этого явления? И ответ, как правило, находим в экономической плоскости. Мол, бедность – причина всех бед. И это правильно. Но если задуматься, а откуда берется та самая бедность? Ответ кроется в сфере духовно-нравственной, в негативных проявлениях нашего национального характера. Во-первых, это потребительство, по сути, идеология раба. Каждый из нас очень многого ожидает от общества, государства, других людей, не желая искать собственный путь, проявить хоть какую-то самостоятельность в строительстве своей судьбы и судеб своих детей. Примеров тому не счесть: и в детских садах, очередь в которые должно сократить государство, и в школе, где директор должен решать все жизненные проблемы ребенка на протяжении десяти лет, и в медицине, которая должна решать запущенные нами проблемы, и многое другое. Задумайтесь, а насколько часто мы задаемся вопросом: «А что я как родитель должен сделать для благополучия своего ребенка и всей семьи?» Зачастую ответы на этот вопрос лежат в плоскости опять же потребительства: «Делаю, что могу, они у меня сыты, одеты, обуты. Остальное – не моя забота!» А чья?
Да, никто не спорит с гарантиями со стороны государства в области воспитания и образования. Но пользоваться этими гарантиями, добиваться от чиновников разного уровня их реализации, участвовать самим в принятии решений, связанных с семьей и детством, – задача нас, родителей. Нельзя пускать столь важное дело на самотек. Как и нельзя подменять реальную заботу о ребенке, благополучии его детства, своей мни- мой занятостью, мнимыми ценностями, материальным обеспечением.
Потребительство непосредствен- но связано с другой чертой нашего национального характера – непреодолимой ленью. Ведь по большому счету, большинство из нас плывет по течению жизни, увлекая за собой своих домочадцев. Не так ли? Согласитесь, даже в условиях трудного материального положения всё зависит от настроения, вектора наших усилий. Вспомним тяжелое послевоенное время, когда воспитывались наши бабушки и дедушки. Вот уж сложное и голодное время было! А люди выросли достойные. Просто каждому нужно задуматься о приоритетах: может, стоит обойтись без нового автомобиля ради решения текущих вопросов здоровья ребенка, может, стоит заменить еженедельный шопинг на посещение музеев, может, возможно заменить хотя бы одну подработку на дополнительный (а зачастую и единственный в неделю) вечер общения с детьми? Каждый думает сам. И решает сам. Но решение в пользу ребенка всегда будет вознаграждено его благополучием и нашей уверенностью в будущем.
Вторая причина семейного неблагополучия, на мой взгляд, – недостаток знаний, отсутствие культуры внутрисемейных отношений. Особенно остро эти проблемы касаются поколения родите- лей, выросшего в 90-е годы. Не имея перед собой образца семейного воспитания и нормальных внутрисемейных отношений, мы тиражируем эту однобокую ситуацию нашим детям. А школа и государство, к сожалению, не уделяют вопросам формирования внутрисемейной культуры никакого внимания.
И, наконец, третья причина неблагополучия – разобщенность внутри семьи. Мы живем в постиндустриальный период, когда мозаичность, раздробленность общества сопровождается неминуемой индивидуализацией, разрывом традиционных межличностных связей и заменой их на связи виртуальные. Отношения во многих семьях напоминают броуновское движение: каждый член семьи двигается по собственной траектории, зачастую хаотично, и у этих траекторий практически нет точек соприкосновения. И где-то между этими траекториями находятся дети, иногда мешая(!) родителям двигаться своим путем.
Происходит повсеместный подмен семейных ценностей. Погружение в виртуальную реальность формирует виртуальную ответственность у нас и наших детей. Например. Мы часто клянемся в любви к своему ребенку. И это естественно. Но при отсутствии должной реальной и осознанной ответственности мы в порыве этой люб- ви подменяем самих себя, своё общение, различными заменами: это няни, школьные учителя, воспитатели, в том числе «виртуальные» (айфоны и айпады и другие «чудеса» техники), материальные блага. Мы не общаемся со своими детьми не столько потому, что нам некогда или мы устали, а потому что мы не знаем, как и о чём говорить со своим чадом. Редким явлением стало общесемейное дело. Речь не о совместном бизнесе. Но о сов- местном творчестве, совместной организации времени, наполнении жизни, совместном интересе к прошлому своей семьи как её фундаменту. В чём причина крепости российских семей XIX – первой половины ХХ века? Прежде всего, в наличии общего дела.
Каковы выходы из сложившейся ситуации? В первую оченредь, это изменения, которые должны происходить, прежде всего, на духовно-нравственном уровне, формируя новый культ родительства. Это «новое» понимание родительства можно определить тремя буквами «О»: осознанное, ответственное, общенациональное.
Осознанное родительство – путь к решению главной проблемы. Чтобы быть родителем, необходимо достичь осознания своей ключевой роли не только для детей, но и в семье в целом. Осознания родительства как главной роли в жизни. К осознанию этой роли следует готовиться и готовить. С детства, не только примером, но и получением специальных знаний и навыков.
Осознание – путь к ответственности. Ответственное родительство основано на индивидуальной ответственности за судьбу детей и семьи. Ответственное родительство всё ставит на свои места: каждый лично отвечает за судьбу своего ребенка, умеет не подменить, а разумно разделить свою ответственность, в том числе с государством. На фоне личной ответственности вполне естественно возникает ответственность за судьбу сообщества, понимание своих проблем как части проблем всего общества и государства. И государство, кстати, с позиции ответственного родителя, становится партнером, помощником (хотя зачастую и нерадивым) в решении отдельных вопросов, а не источником всех благ, адресованных всем. Ответственность родителей – основа, фундамент, объединяющий начало для любой категории семей: и многодетных, и приемных, и «обычных». Ответственность – основа объединения усилий во имя общего благоприятного становления детей.
Третье важное положение – восприятие родительства как общенациональной ценности. Наверное, это излишне громкая фраза: «Семья – национальная идея России». Но решение вопросов семьи, безусловно, дело общее. В первую очередь это диалог и взаимодействие с государством по двум важнейшим направлениям: совместное принятие решений, касающихся семей, и диалог в определении зон ответственности во всех направлениях формирования семейного благополучия, воспитания и обучения детей. Нужны общенациональные проекты и программы. Прежде всего, это программы подготовки к родительству и программы работы с теми, кто уже стал родителями. Чтобы стать родителем, нужно овладеть не меньшими знаниями и навыками, чем при получении профессии. Знаниями, намного большими, нежели на курсах для будущих мам или получаемыми на очень разных по качеству и сути психологических тренингах.
Благополучная семья – это далеко не всегда семья богатая в материальном плане. Зачастую наоборот. Секрет семейного благополучия – в искренней заботе супругов о детях и друг друге. Благополучная семья – это такая семья, в которой отношения основаны на духовных связях. Как бы пафосно это ни звучало. Семья, где нет подмены духовных связей пустым времяпровождением в супермаркетах или фрагментарными встречами на кухне с бессмысленным вопросом, как правило, не требующим ответа, «Как дела в школе?»
Благополучие родителей – в активной позиции. Активно работающие над собой, над постоянным строительством храма под названием Семья. Благополучные родители – люди, активно ищущие нового позитивного опыта в решении вопросов семьи. Родители, которые не ждут милости от государства, но находятся с ним в конструктивном диалоге, участвуют в принятии решений на благо детей. Совместных с государством и обществом вопросов много. Важно поднимать авторитет отцовства в обществе. Преодолевать гендерное неравенство в образовании, воспитании и семье в целом, подчеркивая престиж отцовства. Нужно серьезно разобраться с механизмами и последствиями лишения родительских прав. Кого государство наказывает в результате этой карательной меры? Очень дискуссионный вопрос. Не лучше ли организовать общую работу по сохранению ребенка в кровной семье, приложить усилия по её сохранению, а если уж изъятие ребенка неминуемо, то правильным является приоритет возвращения к кровным родителям.
Необходимо внести ясность в действующее законодательство. Все нормы, действующие в России, ориентированы на преодоление семейного и детского НЕблагополучия, а прописанные меры имеют карательный характер по отношению к семьям с детьми. Настал момент законодательно закрепить приоритет семейного благополучия, главенства семьи и защиты её прав на воспитание детей. Нужен понятный для всех закон о благополучии детей!
5 лет назад в России создалась Национальная родительская ассоциация – объединение равных родителей и общественных организаций, которые борются за СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ. Один из принципов НРА – «Вместе, но не вместо» – отражает многогранную суть ответственного родительства: объединяя усилия государства и общества, находить и пропагандировать лучший опыт и примеры формирования родительской ответственности. НРА выявляет и тиражирует эффективные модели формирования родительской ответственности. Но не вместо каждой отдельной семьи в самостоятельном решении жизненных проблем и воспитания детей. А вместе.
Для реализации этих целей в начале 2018 года по Инициативе НРА при поддержке Минобрнауки России создан Центр информационной помощи родителям – портал «Российский родитель» http://ruroditel.ru/
Задача портала - стать навигатором для родителей, систематизирующим различные организационные, информационно – просветительские ресурсы и представляющим мероприятия в области формирования родительских компетенций, вовлечения родителей в образование. Именно портал призван дать родителю ответ на возникающие вопросы «здесь и сейчас», сориентировать в бескрайнем море информации по интересующим вопросам.
Важной составляющей Портала является Журнал "Школа современных родителей" - электронное периодическое издание, адресованное тем, кто работает с родителями. Журнал посвящён вопросам родительского просвещения, семейного воспитания и вовлечения родителей в учебно-воспитательную деятельность образовательных организаций всех типов и видов, уровней образования.
В Журнале представлены информационные, методические, нормативно-правовые и публицистические материалы, содержащие описание теоретических, методических и практических подходов к родительскому просвещению, семейному воспитанию и вовлечению родителей в образование.
Целевая аудитория Журнала - педагоги, методисты, организаторы образования, общественные деятели, сотрудники социальных служб, авторы проектов и программ по работе с родителями, организаторы конкурсов и творческих мероприятий, направленных на формирование и корректировку родительской позиции, повышение родительских компетенций.
Тематические рубрики Журнала: «Наука о родителях и для родителей», «Родительству стоит учиться», «Новации в образовании – родителям», «Семейное воспитание», «Семья и школа - диалог ради будущего», «От первого лица» отражают актуальные и разнообразные направления организации родительского просвещения и образования.
Цель Журнала – укрепить союз семьи и школы в воспитании и обучении детей. Ведь семья является не просто первичным и важнейшим институтом социализации человека, но и местом, где наиболее открыто транслируются результаты этого процесса.
Для обеспечения интерактивного общения и обратной связи пользователей портала с апреля 2018 года открыта «горячая линия» консультирования родителей и других участников образовательных отношений в решении наиболее острых и актуальных проблем и вопросов, касающихся взаимодействия семьи и школы, происходящих изменений в воспитании и обучении детей, новых программ, возможностях участия родителей в образовательном процессе, проблемах детско-родительских отношений, сложных конфликтных ситуациях по взаимодействию семьи и образовательной организации, и способах их разрешения.
Телефон «горячей линии»: 8-800-550-61-95
Электронная почта «горячей линии»: help@ruroditel.ru
Время работы: с 10 до 18 часов МСК по рабочим дням.
Всех активных, ответственных родителей НРА пришлашает к сотрудничеству: заходите на сайт, читайте статьи, наращивайте свои родительские компетенции, задавайте вопросы консультантам, становитесь авторами портала.
Контактная информация: контент – директор портала Марианна Шевченко marianna.sheff@nra-russia.ru.
Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar