Главное меню
10.07.201432110
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
  • Категория:
  • Автор:
    Наталья Владимировна Лосева
  • Ник автора на сайте:
    Наталка
  • Рейтинг статьи:
    0.0/0
    0 голосов
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К НАРОДНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни. По мнению педагогов и психологов, патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Как организованный процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей. Успех осуществляемой работы во многом зависит от личности педагога, а успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.
Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
 создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
 привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
 создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
 установление сотрудничества с другими учреждениями.
 Выстроить систему работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой.
 Разработать план по совершенствованию приобщения детей к родной культуре на основе воспитания в национальных традициях.
К средствам приобщения дошкольников к народной и национальной культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.
Мы в своей работе широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы, игры и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
 Пословицы
С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяют цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями.
 Загадки
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику предмету или явлению).
 Сказки
Они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. Очень много мы представляем вниманию детей карельских сказок. Наше учреждение очень тесно сотрудничает с библиотекой ст. Шуйская. Сотрудники библиотеки проводят для детей игровые занятия «Карьялансорнат» (по мотивам карельских сказкок
 Народные праздники
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей. Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Масленица, Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Наше учреждение очень тесно сотрудничает с МОУ ДОД Шуйская детская музыкальная школа. Дети старшей и подготовительной группы занимаются в кружке фольклора. Они показывают для детей детскогосада концерты, на которых представляют картины святок, поют колядки и показывают игры с гаданиями. Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не только в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, в использовании традиционных народных инструментов, конкурсов, частушек.
Также наше учреждение очень тесно сотрудничает с МУ Шуйский центр культуры (ДК ст. Шуйская), где наши дети принимают участие в массовом празднике «Масленица» в поселке, в массовом празднике «Проводы зимы» т.д. Наши педагоги также принимают участие в мероприятиях Дома культуры, участвуют в праздниках, постановках сказок.
 Песня
Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Помимо выступлений на праздниках в детском саду, наши дети принимают участие в мероприятиях посёлка, выступают в Доме культуры на концертах «В честь милых мам» (День матери), «Весеннее настроение» (к 8 марта), «Помним Великую Победу», в честь юбилея ДК и многих других. Педагоги совместно с родителями привлекают детей к участию в праздниках поселения для того, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья.
Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
При обучении детей декоративному рисованию ставим задачу не подготавливать будущих мастеров росписи, а приобщать детей к народному искусству. При расписывании лошадок, птиц, барышень и т.д. дети усваивают некоторые навыки, учатся составлять узор, почувствовав при этом радость творчества. После каждого цикла занятий по одному из видов искусства проводим итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле данной росписи, но выбирают сами её элементы, цвет, композицию, форму бумаги, силуэты-заготовки из бумаги, из папье-маше и др.
Традиционно мы знакомим детей с такими видами декоративной росписи как:
 Дымковская роспись
 Городецкая роспись
 Хохломская роспись
 Филимоновская роспись
 Гжельская роспись
 Петриковская роспись
 Карельский орнамент и др.
В ходе их проведения мы используем разработки Т.С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей», Е.Г. Ковальской «Художественное воспитание в детском саду», О.С. Скоролуповой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», серию альбомов «Декоративно-прикладного искусства – детям» и др. Содержание работы в течение года по художественно-эстетическому направлению отражается в перспективном плане.
Кроме занятий по знакомству с декоративно-прикладным творчеством и народными ремёслами, в процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников предусмотрели формирование специальных условий для перевода представлений детей о культурном наследии и природе малой Родины, родном доме и семье на уровне практической деятельности детей: предметной и предметно-игровой, изобразительной, экспериментальной. Для этого мы «состыковали» темы занятий познавательного и художественного цикла и продумали преемственность содержания, а также используемых методов и методических приёмов. В качестве таких стержневых тем выступают «характер русского народа» и «образы родной природы в народном творчестве и творчестве русских художников», «государственная символика родной страны» и др.
Мы предложили родителям рассмотреть вместе с ребёнком картины и иллюстрации к книгам с изображением Кремля, Успенского собора, Собор Василия Блаженного, памятник Минина и Пожарского, Петра 1, прочитать детям произведения о Москве, прочитать книги и посмотреть иллюстрации о Карелии, Петрозаводске и других городах республики.
В каждом разделе образовательной программы ДОУ при перспективном планировании учитываем введение тем, связанных с изучением национальной культуры.
Вот лишь некоторые темы, которые мы изучаем с детьми по данной теме:
 Неделя семьи.
Здесь мы проводим с детьми беседы о семье, составляем рассказы о семье, читаем произведения о семье, рисуем семью. Мы приурочили к этой теме выставку «Моя родословная». Лишь сумев пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, в которой воспитывается ребёнок, можно начинать работу по формированию традиционной культуры семьи в процессе взаимодействия родителей и педагогов ДОУ. Родители с интересом принимали участие в выставке. Вместе с детьми готовили дома рисунки.
 Наша Родина – Россия.
Мы беседуем с детьми о Москве как столице нашей Родины, заучиваем стихи, читаем произведения о Родине, рисуем символику, Спасскую башню. Педагогами оформлены уголки патриотического воспитания с использованием геральдики родного края, области, России в каждой группе, а также книги и открытки о Карелии.
 Мой родной край.
Проводим цикл занятий «Уголок планеты, где мы живем», читаем произведения о Карелии, карельские сказки, учим стихи о родном крае, ходим на экскурсии.
 Земля – наш дом родной.
Проводим цикл занятий «Человек часть природы», «Лес – наше богатство» и др. С родителями провели конкурс «Чудеса с грядки». Родители и дети с увлечением готовили различные поделки из овощей, фруктов и природного материала. Наши родители откликаются на все предложения принять участие в конкурсах и активно участвуют в них.
 Великая победа.
Проводим беседы о войне, читаем рассказы, учим стихи, составляем рассказы по картинкам, проводим тематический праздник.
 Наша армия родная.
Чтение произведений и заучивание стихов. Также выступаем на концертах в Доме культуры. В детском саду есть такая практика, в группе ко Дню Защитников отечества оформляется стенд с армейскими фотографиями отцов и дедов. Разучиваются песни о родине, о природе родного края. Всё это создает определенный настрой, зарождая в душе ребенка патриотические чувства.
 Русский и народный фольклор. Народные праздники.
Знакомим детей с устным народным творчеством – загадками, скороговорками, считалочками, сказками, а также с басней как с литературным жанром. Знакомим с народными праздниками «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.
 Народное творчество
Знакомим детей с различными видами декоративной росписи, в том числе с карельским орнаментом, с различными ремеслами и изделиями, народными игрушками. Готовим консультации для родителей «Развитие творческих способностей ребенка», «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества» и др.
Также одним из условий эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой является совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности. Поэтому нашим важным педагогическим принципом является сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «Дети-Родители-Сотрудники ДОУ». В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие. Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.
Также педагоги нашего учреждения при огромной помощи родителей постоянно работают над созданием предметно-развивающей среды и материальной базы. Постоянно обновляются дидактические пособия, приобретается необходимая литература, изготавливаются пособия.
Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живём.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги стараются привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной республике как Карелия и в такой могучей стране как Россия!
Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar