Главное меню
18.04.20148801
Эссе "Моя педагогическая философия"
  • Категория:
  • Автор:
    Бутусова Ольга Сергеевна
  • Ник автора на сайте:
    Butusova
  • Рейтинг статьи:
    4.0/4
    4 голоса
Эссе
Моя педагогическая философия
Воспитатель=Мама=Творец
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
(Аристотель)
Как сложно размышлять о своей педагогической философии и отделить её от философии жизни вообще… Я мысленно перелистываю страницы своей жизни. Кто я? Я – женщина, я – мама, я – воспитатель. Эти понятия взаимосвязаны, и вместо запятых здесь хочется по-ставить знак равенства. А в моей профессии ролей ещё больше, чем в жизни. Ведь воспи-татель – это и мама, и друг, и наставник, и психолог, и артист, и оратор, и врач… И если раньше повсюду звучали слова: «Всё начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя», то со вступлением в силу ФГОС ДО на законных основаниях утверждаю: «Всё начинается с детского сада, а значит – с воспитателя». Что же значит – быть воспитате-лем?
1. Ответственность
Казалось бы, вся мера ответственности, лежащей на воспитателе, прописана в норматив-но-правовых документах. Но сухие фразы законов, инструкций и актов несоизмеримы с реальностью. Мамочки и папочки, спеша на работу, доверяют мне – воспитателю – самое дорогое и главное, что есть в жизни. Лишая себя возможности быть со своим ребёнком, зарабатывая на хлеб насущный, они дарят эту возможность мне – просто так, ни за что, совсем почти меня не зная… Дарят мне радость общения, открывающего дверь в мир дет-ской души. Потому и ответственность за детей поистине родительская, материнская, а значит – основанная на любви. Как маме для своего ребёнка, мне хочется стать для детей самым близким другом, хочется отдать им все свои знания и умения, показать, как красив и приветлив окружающий мир, как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем уча-стии; сделать день ребёнка познавательно и эмоционально насыщенным, каким бывает он в кругу семьи. Воспитатель не просто воспитывает детей: повседневным общением с ребёнком, организуя и направляя различные виды его деятельности, взаимодействуя с его семьёй, он создаёт будущее страны. Сама я вряд ли открою новую планету, напишу ге-ниальный роман и завоюю Олимпийское золото. Я могу сделать всё это и даже больше – опосредованно: через своих воспитанников, сегодня формируя в них целевые ориентиры на «разумное, доброе, вечное». От меня – воспитателя, родителя, человека – зависит, ка-ким будет мир через десятки лет.
2. Безусловная любовь
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно, и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости…
А можно так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям…
(С. Островой)
У любви нет условий, никаких «если», никаких «но». Мама любит своего ребёнка, просто потому что он есть. Потому я как воспитатель учусь чувствовать и принимать каждого ребёнка в его индивидуальности и неповторимости. Чем технически оснащенней и политизированней общество, тем уязвимей в нём человек. Воспитатель - профессия, позволяющая восполнить дефицит человечности. Ведь ребёнку необходим не просто механический уход, воспитательные меры и сухие «занятия-уроки», а психо-эмоциональное взаимодействие – сначала с мамой, затем с воспитателем – это формирует его доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.

3. Креативность
В каждом человеке солнце, только дайте ему светить.
(Сократ)
Быть воспитателем – это ежедневное творческое созидание: себя, окружающей среды, психологического климата. Детский сад – это творческая мастерская, в которой я стрем-люсь создать условия для того, чтобы каждый ребёнок смог почувствовать радость лично-го успеха. Воспитателю приходится делать все: шить и рисовать, вязать, заниматься ого-родничеством, владеть актерским и режиссерским мастерством, петь, танцевать, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона... Однако основ-ными инструментами педагогического воздействия я считаю голос, взгляд и слово. «Сло-во учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искус-ство воспитания включает в себя, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к челове-ческому сердцу» - писал А.А.Сухомлинский.
4. Личностный рост
«Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника»
(В. Даль)
Воспитатель – профессия, в которой нельзя остановиться, в которой постоянно идешь в ногу со временем, растешь вместе с детьми. Это ежедневная работа над собой: совершен-ствование своих умений, обогащение знаний, развитие человеческих качеств. А.П.Чехов сказал: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Воспитатель – человек столько раз, сколько знает и чувствует он детских сердец. В педагогической профессии нет конечной точки развития своего профессионального мастерства. Ежеминутно сама учусь у детей непосредственности, доброте, бескорыстной любви и умению прощать. Не-возможно научить тому, чего не умеешь сам, невозможно воспитать то, что не воспитано в тебе самом. «Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя» (Леонардо да Винчи). Хочу стать лучше, чтоб превзошли меня-лучшую мои воспитанники.
5. Благодарность
Укладывая дочку спать, говорю ей:
«Доброй ночи, моя девочка, спасибо тебе,
что ты есть у меня, счастье моё…». А Вика в ответ:
«Мам, ну, что ты заладила «спасибо-спасибо»?!..
Это тебе спасибо, что меня породила!»
Мой научный руководитель в университете Галина Владимировна Мосалёва, узнав, где я работаю, сказала: «Я очень за Вас рада: столько искренней любви можно получить только от детей. А это благодать и подарок небес». Со временем я наиболее глубоко прочувство-вала смысл её слов. Ведь я эту любовь ощущаю каждый день. Безумно детям за неё бла-годарна и стремлюсь быть любви этой достойной. И спасибо их родителям – за доверие. И воспитателям моей дочки, отдающим ей частичку себя пока я-мама на работе, спасибо.
avatar
1 OOOGenius • 15:17, 18.04.2014
Ваша работ прошла проверку на плагиат. Итоговая оценка оригинальности: 90,29% .
avatar