Главное меню
Моё педагогическое кредо
  • Категория:
  • Автор:
    Лаврик Надежда Александровна
  • Рейтинг:
    0.0/0

Моё педагогическое кредо


Лаврик Н. А.,
воспитатель,
МКДОУ МДС ОВ № 49 «Чебурашка»,
р. п. Малышева, Свердловская область
n-antr@mail.ru


Многие родители, отправляя ребёнка в детский сад, говорят: «Вот бы мне тоже в садик ходить. Играй да играй, ни забот, на хлопот. И обед по расписанию». То есть они считают, что в садике дети играют.
Многие педагоги, как более осведомлённые в том, чем же и как занимаются дети в детском саду, возражают: «В детском саду нельзя поступать только по своему усмотрению. Есть режим, правила, обязательные занятия, другие дети со своими интересами. В детский сад дети ходят как на работу».
Но и это мнение, на мой взгляд, не охватывает всей полноты специфики нахождения ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Находясь здесь весь день, то есть больше времени, чем в родительском доме, ребёнок получает столько разных ощущений, что по их совокупности можно точно говорить, что ребёнок здесь живёт, проживает свою жизнь.
Каждый из детей любого возраста воспринимает любую неприятность в садике как личную, непосредственно его касающуюся драму. Для каждого из детей отношения в садике со сверстниками и взрослыми жизненно важны, им он посвящает большую часть времени. Ни один ребёнок не скажет: «Мы с тобой партнёры по игре». Но не потому, что не знает таких слов, а потому, что каждого своего партнёра он воспринимает как друга и даже больше – как человека, от которого ребёнка зависит. Отказ играть, дружить с кем-либо означает полное неприятие данного человека или равнодушие по отношению к нему. Эти чувства сиюминутны, изменчивы в силу возраста, но ребёнок не осознаёт этого. Он живёт по принципу «здесь и сейчас». И если взрослый относится к работе как к работе, и будет подчиняться определённым правилам в соответствии со своей социальной ролью работника, то ребёнок никогда не сможет относиться к посещению детского сада как к условности.
А теперь задумайтесь, какова же роль воспитателя при таком понимании вопроса? Не просто огромна, а жизненно важна. И вопрос: «Какой я воспитатель?» - это вопрос «Что я за человек?». Это осознание своей ответственности перед государством, обществом, а прежде всего, - перед воспитанником.
Педагог непрерывно влияет на всех своих подопечных сразу и на каждого в отдельности: словом, жестом, действие, молчанием, через всё это раскрывая перед ними своё мироощущение, свою систему ценностей, отношение к окружающему. Точнее всех подметил эту особенность А. С. Макаренко : «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка больше значение».
Поэтическое метафора «все мы родом из детства» необычайно верна, потому что именно в детстве закладываются особенности личности, отсюда мы выносим как наши достоинства, так и недостатки, откуда берёт начало наша судьба. Весь период дошкольного детства закладывает базовые, фундаментальные представления о мире.
Именно поэтому профессия воспитателя на законодательном уровне признана профессией с особыми условиями труда – особая часовая нагрузка, сменность работы, высокий профессиональный уровень кадров, прохождении курсов повышения квалификации каждые 3 года, прохождение аттестации каждые 5 лет. Рефлексия своей деятельности каждые 5 лет – это минимальный необходимый срок для воспитателя. На самом деле, нужно стараться анализировать качество своей работы ежедневно, уметь делать выводы из складывающихся каждодневно ситуаций.
Чтобы осознать всё вышеперечисленное, мне понадобилось 5 лет педагогического стажа, работа в учреждениях разных типов и видов, в разных должностях, получение дипломов трёх ступеней профессионального образования (от среднего профессионального до магистра педагогики), рождение собственного ребёнка.
Честно говоря, мне претят такие заявления: «Выбрала профессию педагога, потому что люблю детей». Любить нужно любое дело, которым занимаешься, только тогда увидишь значимые результаты. И не только с детьми работает воспитатель, но и с коллегами, и с родителями, а также принимает участие в методической работе. Получается, методист или заведующий перестал любить детей, когда занял руководящую должность, ведь она не связана напрямую с детьми?
Любовь – необходимое, но недостаточное условие для работы педагогом. Важен и профессионализм, мастерство. Нельзя научиться любить более качественно, у любви другие категории. Нельзя предложить детям своё сердце, свою мудрость. Нужно знать, как это сделать. Мастерство педагога не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд. Но, в то же время, в профессии нельзя замыкаться. Педагогу нужна увлечённость, но увлечённости одной профессией недостаточно. Воспитатель открывает весь большой мир маленькому человеку, значит, и сам должен знать об этом мире очень много.
Считаю, что все успехи моих воспитанников достигнуты не только моей любовью и терпением, но и с помощью применения эффективных методов работы.
Я отношусь к своим воспитанникам как к суверенным государствам со своими законами и представлениями. Все взаимодействия между этими «государствами» происходят только на основе договорённости, уважения интересов каждого из участников. Воспитатель – не третейский судья, а старший партнёр. Зорко охраняется жизненно важная неприкосновенность «государств» - воспитанников: нельзя драться, обзываться, нельзя забирать игрушки, для сохранения жизни и здоровья нужно соблюдать режим дня и правила безопасности. Во всём остальном воспитатель обладает правом только совещательного голоса, и с его мнением ребёнок может не согласиться. Авторитет воспитателя – это не изначальная и постоянная величина, а то состояние, которое нужно заслужить и поддерживать всегда.
Я за компетентность! За то, чтобы с детьми работали люди, знающие, что нет термина «непослушный ребёнок». За то, чтобы работающие с детьми люди любой должности знали и умели направить развитие ребёнка в нужное, интересное и значимое для него русло. Пусть со мной поспорят, что это похоже на ремесленничество. Я отвечу – ремесло – это не рутина, даже забор можно покрасить «со вкусом». Только зная всю технологию дела, можно усовершенствовать процесс. Без знания и следования азбучным истинам заглохнет любое, самое благое, начинание. Ремесленник – не рабочий конвейера, а мастер своего дела.
Детские сады должны быть для всех детей, а должность воспитателя, «воспитывателя» - только для избранных, выбравших эту профессию осознанно и с душой, выбираемых детьми и родителями с любовью и уважением.

avatar
1 OOOGenius • 11:59, 14.04.2014
Благодарм Вас за размещенную статью.
Ваша работа прошла проверку на плагиат.
Итоговая оценка оригинальности: 89,77%.
avatar
2 OOOGenius • 12:37, 14.04.2014
Укажите, пожалуйста, ФИО, полностью. После оплаты Вы может отправлять заявку.
avatar
3 лаврик • 18:59, 15.04.2014
Здравствуйте. Моё ФИО уже указано. У меня возникли вопросы с оплатой. Я оплатила оргвзнос с банковской карты в сети Интернет. Как и где можно получить квитанцию об оплате?
avatar
4 OOOGenius • 17:48, 17.04.2014
Сделайте скриншот страницы банковской выписки (если это была оплата через банк-онлайн) или сделайте фото/скан банковской выписки.
avatar