Главное меню
28.12.201411390
Программа "Бумажная фантазия"
  • Категория:
  • Автор:
    Надежда
  • Ник автора на сайте:
    madam0532
  • Рейтинг статьи:
    4.0/1
    1 голос
План-программа
дополнительного образования детей
«Бумажная фантазия»


Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: дети от 4-7 лет




Пояснительная записка

«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».
А.В. Запорожец

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в детском саду.
Разрабатывая программу, попыталась сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх, как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы кружка мы учитывала план коллективно – творческих дел ДОУ, планирование познавательного блока, что поможет поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.
Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.

Необходимость создания программы:

 Приоритетное направление детского сада «Художественно-эстетическое развитие»;

 Предложение родителей в результате опроса «Интересы и потребности развития вашего ребенка», изучения мониторинга «Потребность в дополнительных услугах»;

 Художественный труд очень привлекателен для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Актуальность программы:

Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.

Практическая значимость:

Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.

Цель программы:
 Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.

Задачи первого года обучения:

• Формировать интерес к бумагопластике.
• Практически знакомить со свойствами бумаги.
• Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
• Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
• Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
• Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Задачи второго года обучения:

• Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы работы.
• Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
• Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к творческим умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
• Создавать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства.
• Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
• Продолжать поддерживать у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Задачи третьего года обучения:

• Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
• Формировать относительную устойчивость замысла.
• Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
• Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
• Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
• Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
• Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
• Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.

Используемые методы:

Для качественного развития творческой деятельности дошкольников программой предусмотрено:
В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила бумагопластики с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог или сам ребенок ставит проблему и вместе находят пути её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Организация занятий кружка:
Программа «Бумажная фантазия» рассчитана на 3 года обучения. Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью: для детей 4-5 лет (20мин.), для детей 5-6 лет (25 мин.), для детей 6-7 лет (30 мин.). По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.

Формы и методы контроля:

• Диагностика в виде работы (2 раза в год) в начале года и в конце.
• Педагогический мониторинг развития интегративных качеств дошкольника.
• Сотрудничество с родителями и приглашение их на совместную деятельность.
• Участие в выставках детского сада, в муниципальных и всероссийских конкурсах.

Ожидаемый результат обучения детей является развитие:

• Коммуникативных способностей, эмпатии, умения взаимодействовать в коллективе;
• Внимания, зрительной, слухоречевой памяти;
• Активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;
• Словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль, отвечать на вопросы педагога.
• Развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу.

Творческие способности дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.
Календарно-тематический план 1-го года обучения

Презентация кружка «Бумажная фантазия»
Цель. Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка.

Приглашение в мир мастерства и красоты
Цель. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи.

месяц неделя
Тема занятия


Цель
СЕНТЯБРЬ 1 Знакомство с бумагой Знакомить со свойствами бумаги: легко мнется, скатывается, рвется. Формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины, шары.
2 Пирамидка Развивать ориентацию на плоскости листа. Формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины. Продолжать развивать навыки использования клея. Воспитывать отзывчивость и доброту.
3 Портрет солнышка
(с элементами аппликации) Учить делить салфетку на равные части. Учить скатывать шарик и жгуты; располагать работу на плоскости листа. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
4 Травка
(с элементами рисования) Учить детей делить бумагу на равные части – разрывание. Развивать умение формировать несложные формы из бумаги – скатывать небольшие жгуты; располагать работу по всей плоскости листа. Развивать точность и координацию движений.
ОКТЯБРЬ 1 На яблоне поспели яблоки Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые по величине. Развивать ориентацию на основе. Воспитывать любовь к природе.
2 Гусеница
(с элементами аппликации) Учить делить салфетку на 4 части. Продолжать учить скатывать шаровидные комочки одинаковые и разные по величине. Составить изображения из частей.
3 Осень в гости к нам пришла
(с элементами рисования) Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Продолжать знакомить со способом – обрыванием бумаги (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на основу).
4 Ягодки рябины Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
НОЯБРЬ
1 Воздушные шарики Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей дополнять композиции. Дополнительным материалом (ниточкой).

2 Улитка
(с элементами рисования) Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.
3 Мышка Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в форму овала. Дополнять деталями изображение.
4 Снег идет
(с элементами аппликации) Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон).
ДЕКАБРЬ 1 Снеговик Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирова-ние круглых комочков разной величины. Скатывание тонкого и ост¬роконечного жгутиков.
2 Маленькая елочка Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.
3 Новогодняя открытка Композиционное решение - цветом, формой.
Изготовление праздничной открытки с использованием вырази¬тельных средств бумажной пластики.
Продемонстрировать детям выразительные возможности компо¬зиционного решения.
4 Бусы на елочку (коллективная работа) Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирова-ние круглых комочков одной величины. Развивать чувство ритма и чувство цвета.
ЯНВАРЬ
1 Елочка нарядная в гости к нам пришла Учить передавать строение дерева выразительными сред-ствами бумажной пластики, формировать треугольную форму из бу¬маги. Закреплять приемы лепки из бумаги простых форм.
2 Вот зима кругом бело Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирова-ние круглых комочков разной величины.
Формировать интерес и положительное отношение к бумажной пластике.
3 Зайчик Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирова-ние круглых комочков разной величины.
Дополнять деталями изображение.
4 Бусы в подарок Закреплять приемы лепки из фольги и цветной бумаги простых форм. Развивать чувство ритма и чувство цвета; мелкую моторику пальцев рук,
ФЕВРАЛЬ 1 Валентинка Познакомить с праздником всех влюбленных Днем Святого Валентина. Познакомить детей с новым видом работы - плетением из цветной бумаги, учить детей делать валентинки. Воспитывать интерес к ручному труду.
2 Кораблик
(с элементами рисования) Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. Развивать точность и координацию движений.
3 Самолеты Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление навыков работы с разнофактурной бумагой. Продолжать учить детей дополнять композиции.
4 Светофор Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей дополнять композиции.
МАРТ 1 Цветок в вазе
( с элементами аппликации) Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление навыков работы с разнофактурной бумагой.
2 Мимоза Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать полуобъемную композицию. Продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги.
3 Подснежник
(с элементами рисования) Продолжать обучать композиционному освоению листа. Использовать приемов и способов бумажной пластики в изображе¬нии цветов.
4 Рыбки в аквариуме (коллективная работа) Формировать форму капельки из бумаги, создавать образы путем соединения простых геометрических форм. Работать коллективно.
АПРЕЛЬ 1 Ландыши Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирова-ние круглых комочков разной величины.
Создавать образы путем соединения простых геометрических форм.
2 Цып, цып, цыплятки желтые ребятки (коллективная работа) Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формиро¬вать форму шара, маленького конуса.
Передача характера образа через выразительные средства изобра¬зительного материала.
3 Жил был ежик Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.
4 Ледоход Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон).
МАЙ 1 Радуга-дуга
(с элементами аппликации) Учить использовать полученные знания, умения для созда¬ния образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Разви¬вать объемно-пространственное мышление.
2 Божья коровка Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Учить скатывать комочки округлой формы разной величины. Использование элемента — дорисовывания.
3 Бабочка Совершенствовать навыки работы с бумагой: складывание, перекручивание, скатывание, учить передавать образы через выра¬зительные средства изобразительного материала.
4 Одуванчики (коллективная работа) Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик. Использование элемента — дорисовывания.
ИЮНЬ 1 Муравейник Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием. Передача характера образа через выразительные средства изобра¬зительного материала.
2 Стрекоза Совершенствовать навыки работы с бумагой: складывание, перекручивание, скатывание, учить передавать образы через выра¬зительные средства изобразительного материала.
3 Ягоды Формировать форму капельки из бумаги. Продолжать учить детей дополнять композиции. Развивать точность и координацию движений.
4 Ромашки на лужайке (коллективная работа) Учить делить салфетку на примерно равные части разрыва¬нием.
Развивать умение формировать несложные формы из бумаги — скатывать небольшие шарики и жгуты; располагать работу по всей плоскости листа.

Список литературы

1. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в ДОУ Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980.-96 с.;

2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

3. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

4. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. – М.: АСТ; СПб.;Сова, 2009.

5. Новикова И.В. Конструирование из бумаги. Цветочная поляна. М.: Издательство АСТ, 2010.

6. Интернет-ресурсы.
Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar