Главное меню
08.01.20155820
Программа " праздник в моем доме"
  • Категория:
  • Автор:
    Киселева Ирина Викторовна, Колпаков
  • Ник автора на сайте:
    irina029
  • Рейтинг статьи:
    0.0/0
    0 голосов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

Рассмотрено Утверждаю
на научно-методическом совете Директор МОУ ДОД ДЮЦ
Протокол № ___ от «___»_________ г. ____________ Г.А. Агапитова

. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Праздник в моем доме»
Срок обучения: 2 года
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет

Составитель: Киселева Ирина Викторовна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Колпакова Апполинария Ивановна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Северодвинск
2012

Красоту, чистоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий

Программа «Праздник в моём доме» имеет художественно-эстетическую направленность, помогает интеграции личности ребёнка в народную культуру, соответствует культурно-национальным особенностям Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 2-х лет. По итогам диагностики откорректирована и усовершенствована.
Народное искусство Русского Севера богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Народное искусство – сплав человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка.
Программа актуальна, так как память – это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которое связывает прошлое, настоящее и будущее. Всё, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научатся ли дети понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.
Народное искусство – образное отражение действительности, язык символических образов. Прежде, понятный каждому человеку, он был своеобразным языком общения между людьми и выполнял функцию учебника жизни.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что благодаря ей происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными обычаями, праздниками, традициями, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, формируются навыки практической деятельности обучающихся.
Новизна программы «Праздник в моём доме» отражена в сочетании получаемых обучающимися прочных знаний об истории соей родины, обычаев и традиций народов Русского Севера с практическими навыками в тех видах декоративно-прикладного творчества, которое получает постепенное возрождение через связь традиций и символических образов, используемых в северной росписи.
Цель – приобщение детей к истокам русской северной народной культуры, её наследию, формирование чувства любви и добра, воспитание патриотизма.
Задачи.
1. Познакомить обучающихся с историей северной национальной культуры, обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями; формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству. Воспитывать интерес к историческому прошлому своей родины.
2. Познакомить с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства.
3. Расширять представление о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства; учить выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов (хохломского, городецкого, полхово-майданского, жестовского, гжельской керамики, вологодского кружева, филимоновской и дымковской игрушки); учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
4. Воспитывать желание заниматься декоративно-прикладной деятельностью; освоить характерные элементы, колорит, композицию данного промысла; уметь применять полученные знания в собственном творчестве; совершенствовать умение и навыки в рисовании.
5. Формировать эстетический вкус; способствовать развитию изобразительного творчества, любознательности, воображения.
В процессе занятий дети знакомятся с образцами народного творчества,
приучаются видеть и любить искусство в его многообразии. Программа адресована учащимся 7-10 лет. Срок реализации программы – 2 года.
При обучении по данной образовательной программе используются различные формы организации занятий: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная. Режим занятий – 2 раза в месяц по 2 часа. Занятия проводятся со всем классом, по подгруппам.
Подведение итогов проводится в форме самооценки учащихся после каждого занятия, итоговых занятий в конце полугодия, анализа результатов участия детей в конкурсах и выставках. По итогам обучения проводится диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков. Оно проводится в форме анкетирования, тестирования.
Тематическое планирование занятий строится по народному календарю, связывается с традиционной северной народной культурой. Народные праздники определяют тематику занятий и время проведений. В конце каждого занятия проводится выставка детских работ, лучшие из них представляются на выставки разных уровней, служат для оформления интерьера.
Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей на основе приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
В отличие от типовых программ: «Ручное ткачество» (программа для внешкольных учреждений и образовательных школ «Культура быта», 1996 г.), Методическое пособие «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет» Т.В.Королева, М.2009, Творческий ми) программа «Праздник в твоём доме» отличается сочетанием разнообразных видов деятельности. Учащиеся получают теоретические знания и практические навыки по работе с красками, бисером, солёным тестом, бумагой, тканью.
Общегодовая нагрузка по программе составляет:
1, 2 года обучения – 36 часов, 1 раз в 2 недели.
Методическое обеспечение программы: разработки игр, бесед, дидактические материалы к занятиям, технологические карты выполнения практических работ, наглядные пособия, видео и аудио-материалы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I Г/О
Всякома мила своя сторона.
№ тема Кол-во часов
1 Всякому мила своя сторона 2
2 Путешествие по карте Архангельской области 2
3 Жемчужина Севера- Соловки Северные жемчуга 2
4 Древо жизни 2
5 Поморская говоря 2
6 Традиция Рождества на Русском Севере 2
7 История новогодних игрушек 2
8 Подарок рождественской елке 2
9 Святки –Колядки 2
10 В гостях у кудесницы 2
11 Север-край былин и песен 2
12 Знакомство с традициями Масленицы 2
13 Благовещенье 2
14 Вербное воскресенье 2
15 Дорого яичко ко христову дню 2
16 Пасхальная карусель 2
17 Троица 2
18 Итоговое занятие « Сказочные вензеля» 2
36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I Г/О
1. Всякому мила своя сторона
Иметь представление:
• о сельских и городских поселениях Русского севера ( посад, погост, починок, волостка, деревня.)
• о рыбном промысле, морских пейзажах ,парусных судах, пристанях.
Знать:
• требования к учащимся.
• правила подготовки рабочего места
• приемы работы кистью

Уметь: организовать рабочее место, при рисовании соблюдать правила перспективы, грамотно использовать цветовые сочетания, анализировать и сопоставлять, выполнять работу из бисера по представлению.

Теория
Первые поселения(сельские поселения , поселения городского типа).
Особые пути развития Русского Севера.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Сведения об учащихся.
Рассказ о коллективе. Вводный инструктаж. Планы и задачи на учебный год. Требования к учащимся. Расписание.
Исторические корни промысла. История возникновения бисера. Многообразие работ с бисером «1000 и 1 бисеринка».
Способы работы кистью, красками.
Практическая работа.
«Морем живем - ему и песни поем»
Индивидуальная творческая работа по представлению.
Примерный перечень работ.
Работа по представлению

2. Путешествие по карте Архангельской области
Иметь представление:
• о древних городах и каменной архитектуре Русского Севера.
Знать:
• основные города на карте Архангельской области,
• технические правила работы с цветными карандашами, маркерами;
• технологию работы с бисером;
• понятие « композиция», «орнамент»,
• основы цветоведения,
• порядок разработки изделия,
• материалы, инструменты, приспособления для работы;
• обозначения, схемы, правила чтения, схем,
• приемы плетения.
Уметь:
• образно представлять свою работу, владеть материалом, декоративно оформлять свою работу
• выполнять практическую работу.
• составлять декоративную композицию на бумаге
• анализировать форму и пропорции частей предметов
Теория
Каменная архитектура Русского Севера
Древние города Севера( Холмогоры, Сольвычегодск, Мезень, Шенкурск ,Вельск, Архангельск( гостиные дворы.)
Технология изделия.
Знакомство с композицией и орнаментом. Знакомство с основами цветоведения. Знакомство с порядком разработки изделия. Качество работы. Материалы, инструменты, приспособления. Упражнения, снимающие утомление глаз.
Обозначения. Схемы. Знакомство с основными приемами плетения. Цепочка. Приемы плетения простейших цепочек и орнаментов в них.
Практическая работа. Запись обозначений. Зарисовка схем. Знакомство с приемами плетения. Работа по схемам. Расчет необходимого материала. Подбор бисера по цвету и размеру. Закрепление рабочей нити. Оформление работы.
«Древний город»- практическая работа с соленым тестом с последующей росписью.
« Белый храм»Коллективная работа. Плетение цепочек по заданной схеме.
Примерный перечень работ: сувениры

3. Жемчужина Севера- Соловки. Северные жемчуга.
Иметь представление:
• о монастырях в истории Русского Севера.
Знать:
• названия наиболее значимых монастырей и их географическое положение,
• основные правила композиции;
• приемы получения нужной тональности при смешивании 2-х и более цветов;
• приемы плетения.
Уметь:
• организовать рабочее место,
• творчески подходить к работе, применять законы изобразительной грамоты;
• применять приемы плетения на практике при изготовлении индивидуальной творческой работы;
• передать настроение при помощи рисунка и цвета .
Теория
Знакомство с монастырями Русского Севера и их значением в жизни людей. Жемчужина севера – Соловки.
Практическая работа
Рисование по представлению (используя наглядный ряд)
Простейшие цепочки. Приемы плетения.
«Николо-Карельский монастырь»
Коллективная работа

Примерный перечень работ:
Индивидуальная творческая работа.
4.Древо жизни
Иметь представление:
О северной традиционной вышивке, росписях, традиционном узорном ткачестве.
Знать: значение древа жизни в традиционных ремеслах.
Уметь:. копировать по заданному образцу.
Теория традиционные ремесла Русского Севера ( вышивка, росписи, узорное ткачество.
Практическая работа Древо жизни в борецкой росписи (копирование прялок).
Примерный перечень
«Древо жизни»- индивидуальная творческая работа.
5. Поморская говоря.
Иметь представление: о диалектах исторического поморья.
Знать: сказки на поморской говоре.
Уметь:
• с помощью рисунка и цвета выразить тот или иной сюжет используя элементы композиции.
• подбирать материал для индивидуальной работы и плести по заданной схеме.

Теория Сказки Писахова С.Г. и иллюстрации к ним.
Практическая работа: иллюстрирование сказок Писахова С.Г. , необычных слов.
Примерный перечень работ
«Живые узоры»- коллективная работа
6. Традиции Рождества на Русском Севере
Иметь представление: об особенностях традиции Рождества на Русском Севере.
Знать: традиции Рождества.
Уметь:.
• владеть приемами стилизации, пользоваться контрастными цветами при работе с цветом, аккуратно выполнять работу;
• пользоваться изученными схемами и приемами работы с бисером при выполнении индивидуальной работы.
Теория
• Элементы орнамента. Тиражная графика. Декоративная переработка форм.
• История новогодних игрушек.
Практическая работа
• эскиз новогодней открытки
• отработка приемов наложения на цепочку
Примерный перечень работ: «Рождественская звезда»

7.История новогодних игрушек.
Иметь представление: об особенностях традиции Рождества на Русском Севере.
Знать: культурно- бытовых традициях .связанных с встречей Нового года и рождества.
Уметь:. анализировать формы и фантазировать, вырезать нужные силуэты из бумаги, пользоваться инструментами , материалами и приспособлениями.
Теория . Сказка о рождественской елке. Знакомство с Рождественской традицией. Тематические беседы об истории праздника, традициях Рождества в России. Рождественские поздравления. История рождественской открытки.
Прямое плетение. Изготовление схемы изделия. . Знакомство с приемами плетения: прямых участков Расчет необходимого материала. Чистота и качество работы. Изготовление новогодних игрушек. История. Многообразие видов.
Практическая работа.
« В мастерской Деда Мороза»
( практическое занятие по изготовлению игрушек своими руками)
Примерный перечень работ: игрушки.
7. Подарок рождественской елке.

Иметь представление: об особенностях традиции Рождества на Русском Севере.
Знать: традиции новогодних и рождественских праздников.
Уметь:. выполнять приемы работы с соленым тестом, составлять декоративную композицию из простых геометрических элементов
Теория « Козуля- не только пряник в доме, но и радость». Козуля- традиционный северный пряники елочная игрушка.
Практическая работа
• мукосольки поморские с последующей росписью,
• рождественский колокольчик
Примерный перечень работ: новогодние и рождественские подарки
8. Святки-колядки.
Иметь представление: о святочных традициях на Русском Севере.
Знать: святочные обычаи наших предков
Уметь:. грамотно и самостоятельно выбирать сюжет , уметь пространственно представлять его и выражать задуманное в цвете.
Теория знакомство с традиционными праздниками Зимы.
Практическая работа
• рисование сюжетной композиции,
• отработка приемов работы с бисером.

Примерный перечень работ: сюжетная композиция «Зимние забавы»

9. В гостях у кудесницы.

Иметь представление :о занятиях традиционными ремеслами в зимний период
Знать: характерные особенности мужских и женских ремесел Русского Севера.
Уметь:.
• подобрать нужные цвета на палитре, владеть примами работы по сырому, рисовать по памяти;
• подбирать материал по цвету и размеру, работать по заданной схеме.
Теория Традиционные праздники зимы Аксинья- полузимница. Какова Аксинья- такова и весна.
Практическая работа
• рисование по памяти,
• плетение по заданной схеме бисером разного размера.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
11. Север-край былин и песен.

Иметь представление: о фольклоре Русского Севера.
Знать: частушки, пословицы, поговорки.
Уметь:.
• выражать на бумаге при помощи карандаша и красок задуманное, творчески подходить к заданию,
• отработка приемов работы с бисером разного цвета и разной геометрической формы.

Теория Удивительное явление- частушка. Частушки, пословицы ,поговорки, былины и загадки.
Практическая работа : рисуем отгадки к загадкам. Иллюстрирование.
Примерный перечень работ : закладки для книг

12. Знакомство с традициями Масленицы
Иметь представление: о традиции встречи и проведения масленичной недели.
Знать: простые рецепты выпечки блинов.
Уметь:.
• грамотно расположить сюжет с учетом правил композиции, последовательно выполнять рисунок в карандаше и красками,
• применить изученные приемы работы с бисером при изготовлении открытки
Теория Знакомство с традициями Масленицы Масленица объедуха, деньгам приберуха. Блин не клин- живот не расколет. Блины брюха не портят.
Масленичный поезд на Поморье всегда был одним из главных атрибутов.
Практическая работа Сюжетная композиция» Гулянье на Масленицу». Отработка приемов работы с бисером.
Примерный перечень работ : открытка.

13. Благовещенье.
Иметь представление: о празднике «Благовещенье».
Знать: традиции, связанные с этим праздником.
Уметь:
• создавать образ весны при помощи цветового решения и воображения, составлять простые композиции,
• оформлять праздничные сувениры.
Теория Стихи про весну , предания о празднике.
« С нами чудо из чудес - Благовещенье с небес»
« Благовещенье встречаем - птиц на волю выпускаем»
Практическая работа
• рисование на тему,
• оформление сувениров.
Примерный перечень работ: сувениры.

14 . Вербное воскресенье.
Иметь представление: о традиционном православном празднике
Знать: особенности праздника
Уметь:.
• владеть приемами композиции, при помощи незатейливого материала выполнять задуманное,
• использовать нетрадиционный материал (бусины, пуговицы) при изготовлении сувениров на заданную тему.

Теория История и традиции праздника, приемы аппликации.
Практическая работа : аппликация из бумаги « Веточка вербы», поздравительная открытка
Примерный перечень работ: открытки.

15. « Дорого яичко ко Христову дню»
Иметь представление: о празднике и его значении в жизни предков.
Знать: особенности пасхального стола.
Уметь:.
• самовыражаться с помощью цвета и формы, подбора простых геометрических элементов строить орнамент,
• изготовить сувенир к празднику.
Теория . История праздника, сказки, пословицы, поговорки о Пасхе, пасхальный стол, пасхальные подарки.
Практическая работа
• роспись пасхальных яиц,
• пасхальные яйца с бисером.
Примерный перечень работ: пасхальные сувениры.

16.Пасхальная карусель

Иметь представление: о празднике и его значении в жизни предков.
Знать: традиции праздника.
Уметь:.
• рисовать традиционные элементы орнамента создавая различные узоры,; пользоваться цветом, пользоваться таблицами,
• изготовлять сувениры для украшения пасхального стола.
Теория . Пасхальный стол., оформление.
Практическая работа
• эскиз писанки,
• сувенир для оформления пасхального стола.
Примерный перечень работ: пасхальные сувениры.
17. Троица
Иметь представление: о традиционном празднике.
Знать: обрядовые праздники своей малой родины
Уметь:.
• выполнять коллективную работу, использую доступные выразительные средства.
• изготовлять и оформлять сувенир, используя полученные знания, умения, навыки
.
Теория . История и традиции праздника , сказки, пословицы и поговорки, связанные с ним.
Практическая работа
• объемно-пространственная композиция « Хоровод вокруг березки»,
• плоскостная аппликация « Березкин хоровод»
Примерный перечень работ: сувениры.
18.Сказочные вензеля.
Иметь представление: о празднике Славянской письменности и культуры.
Знать: историю появления русской азбуки.
Уметь:
• графически и аккуратно выражать задуманное, творчески подходить к выполнению задания,
• оформит свою монограмму с помощью фрагментов, выполненных из бисера.
.
Теория .История праздника, азбуки. Сказки про буквы.
Практическая работа
• эскиз буквицы,
• оформление монограммы
Примерный перечень работ: сувениры в виде букв.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I1 Г/О
№ тема Кол-во часов
1 «Вздвиженье» 2
2 Трофимовские посиделки 2
3 Покров- конец хороводам 2
4 Фекла запрядальная 2
5 Тайна- птицы-девицы. 2
6 Под крылом Архангела Михаила 2
7 Щепная птица 2
8 Никольская ярмарка. 2
9 Солнцеворот 2
10 Зимние святки 2
11 Емелина неделя 2
12 Масленица 2
13 Прощеное воскресенье 2
14 Евдокиев день 2
15 Дарья – обманный день 2
16 Пасха 2
17 Егорье день 2
18 Веселая ярмарка 2
36

Учебно-тематический план 2 года обучения
« Помни: мира не узнаешь, не зная края своего»
1.«Вздвиженье»
Иметь представление: о праздниках из народного календаря.
Знать: народные приметы Поморья.
Уметь:. рисовать по памяти, передавать свои впечатления при помощи цвета.
Теория . Осенины. Праздник печеной картошки. Народные приметы Поморья
Практическая работа
• рисование по памяти и представлению «Родная стихия помора- море»,
• приемы параллельного плетения , коллективная работа «Вальс осенних листьев».
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
2.Трофимовские посиделки
Иметь представление: о народном костюме Поморья.
Знать: традиции и обычаи Русского Севера.
Уметь:.
• аккуратно и творчески выполнять работу, соблюдая пропорции человека,
• изготовлять простейшие элементы традиционного женского костюма..
Теория . Традиционный костюм Русского Севера.» Пошли Бог гостей- и хозяин будет сытей». Игры в «Жениха и Невесту».
Практическая работа
• эскиз ансамбля женского и мужского костюма русского Севера,
• изготовление простейшего ожерелья.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.

3. Покров- конец хороводам
Иметь представление: о православном празднике « Покров Пресвятой богородицы»
Знать: особенности традиционных ремесел на Русском Севере.
Уметь:
.
Теория .Покров-конец хороводам, начало посиделок. Северная свадьба. .кузьминки-проводы осени, встреча весны.
Практическая работа экскурсия

4. Фекла запрядальная
Иметь представление: о бытовой культуре поморов.
Знать: названия основных росписей родного края.
Уметь: копировать предложенные варианты узоров.
Теория . Знакомство с бытом поморов, прялками , росписями на них.
Практическая работа
• копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов,
• плетение на проволоке, цветы из бисера.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
5. Тайна Птицы-девицы.
Иметь представление: о символах и семантике северных росписей.
Знать: значение символов.
Уметь:.
• нарисовать свою птицу Сирин и оформить вкруг из треугольников,
• выполнять наложение на элементы параллельного плетения из бисера.
.
Теория .Сказки о волшебных птицах, традиционных росписях.
Практическая работа
• нарисовать свою птицу Сирин и оформить вкруг из треугольников,
• выполнять наложение на элементы параллельного плетения из бисера
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
6.Под крылом Архангела Михаила.
Иметь представление: о небесном воинстве.
Знать: особенности свадебного костюма Поморья, символику вышивки.
Уметь:.
• правильно передавать пропорции фигуры и цветом выражать главное в рисунке,
• использовать в работе приемы плетения « в крест».
Теория. День рождения Архангельской области. рождения Архангельской области
Михайлов день.
На Груманте начинается полярная ночь.
Практическая работа
• традиционный свадебный костюм,
• монастырское плетение.(ожерелок)
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.

7.Щепная птица
Иметь представление: об истории традиционной северной игрушки.
Знать: историю щепной птицы и шеркунка.
Уметь:.
• создавать из бумаги задуманный образ.
Теория . Птица счастья. Шаркунок.. «Дай крестьянину топор, и он починит доже часы»
Практическая работа
• птица счастья из бумаги.
Примерный перечень работ: сувенир-птица.

8.Никольская ярмарка.
Иметь представление: о деревянном зодчестве.
Знать: особенности деревянного зодчества на Русском Севере
Уметь:
• изображать а пространстве грани домов соблюдая правила перспективы включая природу,
• изготовлять фрагменты картины из бисера.
Теория .Вечеринки. Беседки Лявля. Заостровье Никольская ярмарка.
Практическая работа
• «Деревни поморские» сюжетная композиция,
• «Никольская ярмарка» аппликация.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
9.Солцеворот
Иметь представление: о традиции , связанной с этим праздником.
Знать: традиции зимних праздников.
Уметь:
• фантазировать и графически отражать придуманное на бумаге, применять знания линейной перспективы на практике,
• применять разные изученные приемы работы с бисером при изготовлении фрагментов коллективной работы.
Теория .
Теория . От Спиридона солнце на лето- зима на мороз.
18 января- старого стиля начинается полярная ночь, в полдень показывается утренняя заря, а с 2 февраля старого стиля появляется солнце, световое время увеличивается ,постепенно переходя в беззакатный трехмесячный день.
Практическая работа
«Зимушка зима»
Аппликация.
• « Здравствуй, гостья- зима!» Эскиз зимнего пейзажа по представлению.
• « Зимушка-зима» аппликация.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.

10 .Зимние святки
Иметь представление: о рождественском выртепе, колядках и козулях.
Знать: традициях и обычаях Руского Севера.
Уметь:.
• самостоятельно придумывать узор из простых элементов и грамотно располагать его на основе,
• применять изученные приемы при изготовлении сувениров..
Теория . Святочные посиделки. Рождество. Рождественский вертеп .Колядки. Родословная козули.
Практическая работа
• роспись козуль( практические упражнения)
• праздничный ангел( параллельнок плетение).
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
11. Емелина Неделя
Иметь представление: о традиционных сказках Русского севера.
Знать: сказки Писахова С.Г.
Уметь:.
• с помощью рисунка и цвета выделять основное и интересное в сюжете, грамотно используя элементы композиции,
• Использовать разные приемы плетения при выполнения работы..
Теория .Сказки Писахова С.Г.
Практическая работа
• Конкурс рисунков по сказкам Писахова С.Г.
• « Мир русского слова»-сказосные слова ( ангел)
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
12 Масленица
Иметь представление: о значении Масленицы в жизни людей.
Знать: о традициях праздника.
Уметь:.
• передавать свое отношение при помощи цветовой гаммы, грамотно изображать предметы в пространстве,
• изготовлять сувениры для оформления Масленицы.
Теория . Фольклерный праздник с блинами.
Практическая работа
• «Как на масляной неделе, в потолоок блины летели..»
Сюжетная композиция
• Символ Масленицы- солнце.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.

13.Прощеное воскресенье.
Иметь представление: о традиционных православных пращдников.
Знать:
Уметь:.
• передавать графически настроение, грамотно компоновать задуманную композицию,
• применять примы низания бисером.
Теория . Прощеное воскресенье. Традиция и современность.
Практическая работа:
• Взятие снежной крепости.( Крепость « Зима» и «Весна») сюжетная композиция.
• Отработка приемов низания при выполнении индивидуальной работы.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
14 Евдокиев день
Иметь представление: о особенности встречи весны на Русском Севере.
Знать: основные правила работы с пластилином, пластичными материалами.
Уметь:.
• пространственно мыслить и владеть глазомером, пользоваться материалом.
• применять различные материалы оформлении работ с бисером.
Теория . Величание весны. Евдокия весну сряжает
Практическая работа
• Каргопольские «тетерки»- практическая работа с соленым тестом.
• Весенний подарок.
Примерный перечень работ: сувенир.

15.Дарья- обманный день
Иметь представление: о народных праздниках.
Знать: о особенности встречи весны на Русском Севере.
Уметь:.
• самостоятельно выбирать сюжет по заданной теме и при помощи красок отражать нежность и красоту весенней природы.
.
Теория . Игра «Веришь-не веришь»
Практическая работа
• Живописный этюд весеннего пейзажа
• Весенняя сказка
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.

16. Пасха.
Иметь представление: о сказках, преданиях о традициях Пасхи.
Знать: о русской народной традиции проведения праздника Пасхи на Русском Севере.
Уметь:.
• украшать яйца, используя цвет и несложные элементы традиционного орнамента.
• изготовлять и украшать бисером пасхальные открытки.
Теория . Пасхальные яйца. Способы украшения.
Практическая работа:
• декоративное рисование «Яичко расписное»
• открытка « Пасхальное яйцо»
Примерный перечень работ: сувениры.
17. Егорьев день
Иметь представление: о народном празднике.
Знать: характерные особенности жилища русского севера, хозяйственных построек.
Уметь:.
• грамотно располагать задуманное композиционно, владеть цветом,
• приемы оформления игрушек бисером.
.
Теория . Слава нашему дому- слава нашему домовому. Пословицы , поговорки, песни, обычаи, приметы, заговоры, легенды.
Практическая работа :
• рисуем сюжеты к пословицам,
• «Никтошки»- изготовление игрушки.

Примерный перечень работ: игрушки – сувениры.
18. Веселая ярмарка.
Иметь представление: об организации выставок.
Знать: требования к выставочным работам
Уметь:. оформить и представить работу на выставку.
.
Теория . Ненакса. Петр и павел. Петровские гуляния. Веселая ярмарка.
Практическая работа оформление выставки
. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Отношение к себе и людям Отношение к делу
Низкий уровень
1 – 3 балла 1. Находится на занятиях без желания. Не принимает участие в коллективном творческом процессе.
2. пришел в объединение «за компанию». Не может определиться – зачем ему это надо.
3. В объединение привели родители, учителя. Редко, под влиянием внешних факторов проявляет интерес к деятельности. 1. Не проявляет старательности, работу не доводит до конца, присутствует больше как наблюдатель.
2. Берется за работу с желанием, но не доводит до конца, присутствует по необходимости.
3. Изредка проявляет старательность, чтобы избежать критики.
Средний уровень
4 – 6 баллов 4. Периодически стремится к творческой деятельности, побуждаемый желанием выделиться среди других.
5. Часто стремиться к совместной деятельности в целях общения и самовыражения.
6. Регулярно стремиться к творческой деятельности, старается хорошо выполнять дело. 4. Участвует в творческой работе, пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений.
5. Может работать с интересом, особенно если хочет выделиться перед другими.
6. Работает добросовестно, ждет одобрения педагога.
Высокий уровень
7 – 10 баллов 7. Участвует в творческом процессе, проявляется мотив самореализации.
8. Участвует в творческом процессе потому, что получает от этого удовольствие.
9. Участвует в творческом процессе, побуждаемый потребностью в самореализации.
10. Активно стремиться к совместной творческой работе, имеет большой творческий потенциал. 7. Работает добросовестно, старательно доводит работу до конца.
8. Любую работу выполняет старательно и до конца, считает, что иначе нельзя.
9.Ответственно подходит к любой работе. Проявляет творчество, фантазию.
10. Активное, творческое отношение к работе.

ДИАГНОСТИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п ЦЕЛЬ МЕТОДЫ ОБЪЕКТ СРОК
1. Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся по учебному предмету Тестирование,
анкетирование наблюдение
(нулевые и итоговые срезы) Учебные группы
Октябрь
Апрель
2. Выявление степени сплоченности и эмоциональной общности коллектива.
Методика изучения детского коллектива. Тестирование Учебные группы
Ноябрь
3. Определение психологического климата в учебной группе.
Методика определения псих. Климата в группе методом цветописи. Тестирование
Оценочные листы Учебные группы


Январь
Февраль
4. Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся анкетирование
инд.инф. карты Учебные группы Март
5. Определения уровня исполнительского мастерства ребенка.
Участие в городских, областных конкурсах, фестивалях индивид. информ. карты участ. Учащиеся В теч. года
6. Выявление степени удовлетворенности родителей учебно-воспитательным процессом в учреждении анкетирование Апрель
май

Список литературы

Правовая нормативная база:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 – 1 (ред. от 16.03.2006).
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993).
4. Письмо Минобразования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003 № 28-51-391/16.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.4.1251-03» от 03.04.2003 № 27.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»
7. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 31.12.2005).
8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 21.12.2004).

Основная литература:
1. Артамонова Е. Украшение и сувениры из бисера. – М: Изд-во «Энциклопедия – Пресс», - 1999.
2. Бисероплетение. – С-Пб: Изд-во «Корона Принт», - 1999
3. Виноградова Е. Браслеты. – С-Пб: «Валерии СГЩ», - 1999
4. Вышивка Крестом. – С-Пб: Изд-во «Корона Принт», - 1999
5. Дашкевич Е. И снова фенечки! – С-Пб: Изд-во «Кристалл», - 2001
6. Зайцева Н. Бисер. – М: «АСТ-Пресс», - 2000
7. Искусство бисероплетения (Культура и традиция). – М: «Современная школа», - 1999.
8. Котова А.С., Котова И.Н. Бисер. – Издательский дом: «МиМ», - 1999
9. Крайнева И. Мир бисера. – С-Пб: Изд-во «Литера», - 1999.
10. Ляутина М. Бисер. – М: «АСТ-Пресс», - 1999
11. Рукоделие. – М: «АО «Асцендент», - 1993.
12. Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – С-Пб: Изд-во «Золотой век», - 1997
13. Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея.-
1983

Дополнительная литература:
1. Богуславская И.Л. Северное сокровище. Архангельск: «С-З КИ», - 1980
2. Гемп К.. Сказ о Беломорье. – Архангельск: «С-З КИ», - 1983
3. Живая традиция. Народная культура русского Севера. Архангельск: «Изд-во ПГУ», - 1998
4. Народный костюм и современная молодежная культура. – Архангельск: «Изд-во ПГУ»,- 1999
5. Путешествия в древнюю Русь. – М: Изд-во «Владос», - 1995
6. Поморская сага. – М: Изд-во «Советская Россия», - 1984
7. Русская народная словесность. – М: «Просвещение», - 1994
Традиционные ремесла Нижегородского края. – М: Изд-во «Родник», -1996
Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar