Главное меню
статья "Дикие животные нашего края"
  • Категория:
  • Автор:
    Утопленникова Татьяна Владимировна
  • Рейтинг:
    4.0/1
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ
Утопленникова Т.В.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 3», г. Томск

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им выделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека экологически грамотного, человека, который будет жить в ХХI в. каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Наша задача показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Это знания, практические умения, навык, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться её красотой и т.д.) Поэтому мною было выбрано приоритетное направление в своей работе по теме «Воспитание экологического сознания у детей при ознакомлении с животными родного края». Первоначально я изучила методическую литературу по экологическому воспитанию дошкольников, познакомилась с Красной книгой Томской области, расширила свои знания о том, какие животные обитают в нашем крае (волки, медведи, лисы, барсуки, белки, выдры, лоси, олени и т.д.) Затем составила картотеку с описанием этих животных и разработала план работы, куда включила: занятия, здорово-сберегающие технологии, экскурсии, наблюдения, игры, индивидуальную работу, работу с родителями. Подобрала материал: фольклор, физминутки, пословицы, поговорки сказки, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Посетила выставку диких животных нашего края в краеведческом музее.
В начале учебного года я провела диагностику, в которую включила знание детьми диких животных и их детёнышей, чем они питаются, где живут и обитают. Результаты диагностики показали, что знания у детей очень слабые, из 23 человек, только трое могут рассказать о том, какие животные живут в лесу. К концу года результаты стали следующими: низкие − 17 %, средние − 56 %, высокие − 27 %.
При работе с родителями я предложила блиц-анкету. Результаты анкетирования, к сожалению, показали, что далеко не все родители понимают необходимость экологического образования. В некоторых семьях вообще не ведут речь об этом, но я думаю, что в дальнейшем они пересмотрят свои взгляды. При помощи подобранного материала формируются экологические представления, расширяется словарный запас, развивается речь, зрительная память и логическое мышление.
На занятиях по речевому развитию мы с детьми составляем рассказы о животных, используя иллюстрации, игрушки, картины. При знакомстве детей с русскими народными сказками «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» мною использовался метод наглядного моделирования – условно схематические изображения животных. Модели животных помогают сформировать у ребёнка обобщённое представление о них. Модели животных используются не только при ознакомлении с художественной литературой, но и в ходе совместных бесед, наблюдений, занятий. С помощью настольного театра дети закрепляют свои знания о диких животных, пытаются самостоятельно описывать их, придумывать им характер. На занятиях по изобразительному искусству и художественной деятельности я учу детей эмоционально откликаться на образы знакомых животных; узнавать в пятнах, созданных с помощью двигательного и цветового ритма образа следов зайца, медведя. В лепке мы осваивали разные способы создания образов животных, путём скатывания, раскатывания, отрывания, присоединения. Обогащение и расширение знаний детей также происходит при помощи дидактических игр: «Чья мама?», «Найди деток», «Животные и их детёныши»; лото «Животный мир», «Береги живое» и т.д. Например, в подвижных играх: «Хитрая лиса», «Ёжик», «Слепой медведь» мы вместе с детьми учимся передавать особенности животных, их повадки.
На занятиях по художественной литературе знакомлю детей с творчеством таких писателей, как Е.И. Чарушин, В.В. Бианки, К.Г.Паустовский, М.М.Пришвин. Читая рассказы о природе, о животных, мы учим детей видеть в обыденном - чудесное, в привычном - необычное, вызывать эстетические переживания, сопереживать живым существам.
Только в совместной работе с родителями можно добиться хороших результатов. Мною предложена родителям серия наблюдений в природе и в специальных заданиях типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. В информационный уголок для родителей помещались различные экологические ситуации, памятки «Экологическое воспитание дошкольников», «Нормы поведения в природе», «О диких зверях». В природный уголок помещался материал о животных нашего края, загадки, стихи, поделки, книжки, рисунки. На родительском собрании проведена консультация «Влияние экологии на здоровье». Также я рассказала о своей работе и предложила родителям сделать дома подборку книг о природе, животных, учитывая при этом детский возраст, содержание книги, иллюстрации.
Наша группа принимает активное участие во всех мероприятиях детского сада; ежегодно мы участвуем в конкурсе «Подкормите птиц зимой». В этом году воспитанник нашей группы занял I место в городском конкурсе «Самая оригинальная кормушка». Родители активно принимают участие в мероприятиях и акциях. В акции «По зёрнышку» принесли семена, пшено, сушеную ягоду.
В дальнейшей своей работе я буду продолжать работать в этом направлении, расширять и углублять свои знания, накапливать опыт, для того чтобы передавать его детям, чтобы полученные знания пригодились им в дальнейшей жизни, чтобы они смогли применить их в повседневной жизни.
avatar
1 OOOGenius • 14:18, 10.06.2014
Ваша работа прошла проверку на плагиат, оценка оригинальности 81%
avatar