Главное меню
Доклад на тему "Гендерное воспитание"
  • Категория:
  • Автор:
    Мурзагалиева Озипа Бахтакалиевна
  • Рейтинг:
    1.0/1
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило ,то что уровень знаний по данному вопросу,нужно повышать. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек не очень понятны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня»
Я уверена: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек.
Выстраивание модели образовательного пространства ведётся по 4 направлениям:
1. Знакомство с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
2. пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;
3. построение соответствующей развивающей среды;
4. Построение модели педпроцесса;
Реализация 1 направления в ДОУ: знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения
На начальном этапе нашей главной целью должно быть желание заинтересовать всех членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Изучить психолого- педагогическую литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста».Собран материал по темам«Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»; «Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек»; «Игры мальчиков и девочек», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста». «Приобщение старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых»
Реализация 2 направления:пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе
Работа с родителями должна носить информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями: провели конференцию отцов «Отец - семьянин, воспитатель»; консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному », «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» и др. Педагог психолог тоже работает по этому направлению,организует встречи
На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В группе есть определенные часы, где родители могут получить индивидуальную консультацию по воспитанию ребёнка дошкольника.
( слайд ) В группах оформлены фотоальбомы « Лучшая в мире семья- моя!», «Моя дружная семейка», проведёны конкурсы среди родителей « Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»; «Трудятся –мальчики, трудятся девочки» (оборудование для различных видов труда», «Лучший физкультурный уголок» ; « Играют- мальчики, играют -девочки» ( оснащение сюжетно-ролевых игр) Дети старшего дошкольного возраста очень любят игры с макетами. Родители совместно с детьми изготовили различные макеты для игр « Мы – военные», «Наша улица», «Домик куклы Барби» (игры с куклами) и др. Совместно с родителями в ДОУ проводятся культурно- досуговые мероприятия: «День матери» , « А ну-ка, девочки», Планируем провести «Рыцарский турнир», «Вперёд, мальчишки», спортивные праздники. Родители активные участники проводимых в детском саду мероприятий.
Реализация 3 направления : построение соответствующей развивающей среды
Реализация программы «Радуга» требует организации в ДОУ своеобразной материальной развивающей среды. Образовательную среду в детском саду создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В группе осуществляется полоролевая социализация детей. Ведётся она планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учётом дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группе созданы условия для игр «пожарных»,»моряков»,»Военных»,»рыцарей» идр. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаю преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.
Для реализации гендерного подхода в приобщении старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых оснастили необходимым оборудованием и инструментами и материалами Детскую кухню и Мастерскую.
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. Каких только конструкторов нет: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений. В Лего-ленде имеются образцы построек, мелкие игрушки для обыгрывания.
В оформлении помещений можно использовать простейшие маркеры гендерных различий:
• Дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; ( для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т.п);
• Подбирать полотенца для вытирания рук двух разных цветов; разное постельное бельё, покрывала;
• Подобрать различную форму для физкультурных занятий;
• Стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков;
Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно- гигиенических навыков. В на дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, в каком можно войти: мальчикам или девочкам.
Реализация 4 направления: построение модели педпроцесса
Модель педагогического процесса выстроена таким образом что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности нужно использовать дифференцированный подход. При организации и проведении занятий педагогам следует учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам давать типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оценивать их знания, а не поведение.
В нашем ДОУ работает разные специалисты и поэтому перед нами встаёт необходимость координации, т.е согласования их деятельности. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна – развитие личности ребёнка, социализация его в обществе. Достичь её можно только согласовывая свои действия.
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели. Решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты: педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед, хореограф, педагог по изодеятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин мужчин и женщин, семейно- бытовой и нравственно- этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Я считаю , что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребёнком ценностями и способами полоролевого поведения. Используя программу О.Н.Князевой «Приобщение к истокам русской народной культуры» мы знакомим детей с русскими народными играми, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, труде, проводим беседы на темы: «Семейные традиции и обычаи русского народа», «Как трудились и отдыхали в старину»
Одним из приоритетных направлений развития является физическое развитие воспитанников. (слайд) Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, следует осуществлять дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.
На таких занятиях следует использовать следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
• Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
• Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)
• Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)
• Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
• Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно. Что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
• Акцентрирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
В нашей группе ведётся работа по оснащению спортивного уголка в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы.
Находясь в поиске эффективных педагогических средств для формирования у детей гендерной устойчивости организовали Вечер ритмической гимнастики для девочек «Весёлые движения», спортивный для мальчиков «Играем в хоккей». Группа мальчиков посещает спортивную секцию в детской спортивной школе .Это Семен С,Ваня К.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Организуя занятия и развлечения в Комнате «Русская изба» знакомим с традициями в воспитании мальчиков и девочек. (слайд)
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.
Гендерный подход находит своё отражение в нашей группе и в организации трудового воспитания дошкольников. Наш детский сад реализует программу «Радуга» одним из её разделов является раздел «Моя семья» Программа «Радуга» ставит задачу приобщения старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых: это приготовление несложных блюд дошкольниками. Для освоения детьми способа осуществления трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами используем модель трудового процесса, которая образно называется «лесенка». «Лесенка» представляет общее поступательное движение трудового процесса от замысла к результату. Найденный образ чрезвычайно удачен, т.к. легко даёт ребёнку осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки, нарушается весь процесс и результат может быть не достигнут. Приготовление пищи очень привлекает дошкольников.дети учатся готовить несложные фруктовые и овощные салаты, бутерброды из нарезанных взрослыми продуктов, заваривать чай, готовить соки.
Наша работа по созданию условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar