Главное меню
Экспериментально-исследовательский проект по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Здоровячок»
  • Категория:
  • Автор:
    Вирясова Светлана Николаевна
  • Рейтинг:
    5.0/1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10 «БРУСНИЧКА»

ул. Чкалова 4-«А», г. Салехард, Ямало – Ненецкий автономный округ, 629003

Экспериментально-исследовательский проект
по формированию основ здорового образа жизни
детей старшего дошкольного возраста «Здоровячок»

Разработала: инструктор по ФК
Вирясова Светлана Николаевна

Пояснительная записка
Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Здоровье человека зависит не только от его физических особенностей и развития здравоохранения. По мнению медиков, большинство заболеваний – следствие варварского отношения человека к своему организму: вредных привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня, малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения – всего того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого детства. Избежать всего этого, а также противостоять неблагоприятной социально-экономической и экологической ситуации в стране может достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности, физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного поведения в окружающем мире. Воспитание человека, сознательно заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни – важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательно-образовательного процесса, включая самих детей.
На современном этапе в соответствии с Концепцией модернизации образования и федеральными государственными образовательными стандартами на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Поэтому постоянно возникает необходимость поиска и применения новых форм построения образовательного процесса.
Актуальность проблемы валеологизации образования требует от педагогов комплексного подхода к оздоровительно-воспитательному процессу в ДОУ, который предполагает не только нормативный подход к физическому совершенствованию детей и укреплению их здоровья, но и создание условий для становления физкультурной, валеологической, гигиенической образованности дошкольников, обусловленной формированием у них мотивации здоровья.
Данный проект составлен с учетом ФГОС ДО и современных методологических подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием материалов валеологического блока программы «Планета детства» Л.И. Греховой, Т.Г. Олешкевич, программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой и программы В.Г. Алямовской «Здоровье» и отвечает объективным потребностям практики.
Цель проекта – формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма. При реализации проекта особенно важно не только передать знания и сформировать практические умения и навыки, но и научить детей осознанному выбору правильного решения в каждой конкретной ситуации. От результата этого выбора будет зависеть, куда ребенок сделает «шаг»: в сторону здоровья или болезни. Проект ставит перед педагогами следующие задачи:
1. Сформировать у ребенка понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура», «закаливание», раскрыть смысл и значение здоровья как общечеловеческой ценности и основы развития человека, реализации его преобразующей роли в мире.
2. Создать представление о физической культуре и закаливающих мероприятиях как об основных факторах, формирующих здоровье человека.
3. Учить детей правильному использованию физической культуры, ее разнообразных средств, закаливающих мероприятий в повседневной жизни.
4. Формировать потребность в ежедневной двигательной активности, психологической устойчивости в современных условиях.
Проект рассчитан для работы с детьми 5-7 лет, срок его реализации 6 месяцев. Занятия проводятся два раза в неделю. Полный курс состоит из 38 занятий.
На основе широкого использования межпредметных связей, прежде всего с экологией, валеологией, программа способствует формированию устойчивого интереса детей к познавательному развитию, раскрытию целостной картины мира природы и места человека в нем, тесной зависимости здоровья от состояния окружающей среды. Познавательное содержание проекта неразрывно связано с задачами по физическому воспитанию и является дополнением и расширением образовательной области «Физическое развитие»

Содержание проекта
Данный проект представляет собой систему занятий, включающих познавательный материал в сочетании с физкультурно-оздоровительными комплексами. Материал курса разделен на 3 части:
1 часть – «Здоровье» – направлен на уточнение и систематизацию представлений детей о здоровье, его факторах, причинах возникновения болезней и формирование у детей понятия о здоровом образе жизни.
2 часть – «Движение + Движение» – направлен на формирование у детей представлений и знаний об одном из основных факторов здоровья - движение; способах достижения полноценного здоровья через организацию оптимального двигательного режима и физкультурно-оздоровительную, спортивную деятельность.
3 часть – «Закаляйся» – направлен на ознакомление детей со способами закаливания организма.

Распределение материала по блокам и темам:
1 часть
Тема: «Здоровье»
1. Что значит быть здоровым человеком?
Содержание.
Понятие «здоровье». Основные показатели здоровья: отсутствие боли, хорошее настроение, бодрость, розовые щечки, стройная фигура, хорошее внутреннее состояние внутренних органов и т. д. Какого человека можно считать здоровым? Почему человеку важно быть здоровым? Вывод: здоровье человека – это основа красоты и долголетия.
Методы и приемы:
Беседа. Рассказ педагога. Минутка размышления «Почему человеку важно быть здоровым?» Рассматривание иллюстраций. Подвижная игра «Ловишки». Подготовка статьи на стенд «Здоровей-ка»
2. Моё здоровье и здоровье моей семьи.
Содержание.
Как чувствую себя я и мои родители. Физкультурный семейный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья». Подвижные игры, в которые играют всей семьёй. Секреты маминой красоты. Секреты папиной силы. Составляющие ЗОЖ. Забота о здоровье человека – кто о нем заботится?
Методы и приемы. Рассматривание семейных фотоальбомов. Беседа «Спорт в каждой семье». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Чтение рассказа Р. Семеновой «Мой папа». Выставка рисунков на стенде «Здоровей-ка». Родительское собрание «Современное общество – проблемы здоровья».
3. Причины болезней.
Содержание.
Понятие: болезнь – плохое самочувствие, ослабленный иммунитет. Причины: неправильное отношение к здоровью, загрязнение экологии, вредные привычки. Вывод: необходима борьба с болезнями и стремиться их предотвращать.
Методы и приемы. Чтение Б. Канетти «Откуда берутся болезни?»
Беседа по прочитанному произведению. Заучивание стихотворения «Мы растем здоровыми», музыкальная игра «Звериная зарядка». Сюжетно-ролевая игра игра «Поликлиника». Выпуск стенгазеты «Будь здоров, малыш»
4. Здоровый образ жизни – это дорога к красоте, счастью и долголетию.
Содержание.
Валеология, как наука о здоровом образе жизни. Здоровье человека, от кого оно зависит? Каковы основные факторы здоровья человека. Что означает понятие «здоровый образ жизни»? Чтобы иметь возможность быть счастливым завтра, то как необходимо жить сегодня?
Методы и приемы. Рассказ педагога «О чем нам рассказывает наука «Валеология»? Беседа о ЗОЖ «Здоровье – это важно!» Дидактическая настольная игра «Безвредно – вредно». Изготовление буклетов для родителей «Береги здоровье смолоду»
2 часть
Тема: «Движение + Движение»
1. Двигательная активность – это путь к здоровью
Содержание.
Раскрыть понятие «движение»? Почему человек нуждается в движении? Можем ли мы прожить без движения? Как двигается человек? Почему человек может передвигаться? Как человек управляет своим движением? Что такое «координации движений»? Основные характеристики движения: темп, амплитуда, сила, выносливость.
Методы и приемы. Беседа. Рассматривание альбома «Я в движении». Беседа-размышление «Сможем ли мы жить, если не будем двигаться?» Музыкальная ритмическая минутка «Робот». Подвижная игра «Через преграды»
2. Физическая культура – это источник нашего здоровья.
Содержание.
Каково влияение движение на организм человека? Семейный досуг «Будь здоров!». Виды движений и их значение для человека: утренняя гимнастика, подвижные игры разной интенсивности, физический труд. Понятие «физическая культура» - для чего человеку заниматься физической культурой? Соблюдение режима дня для человека. Вывод: движение – это жизнь.
Методы и приемы. Чтение В. Полоскова «Радость движения» Беседа по прочитанному произведению. Беседа-размышление «Какие движения полезны для человека» Подвижная игра «Юные спортсмены». дидактическая игра «Спортивное лото». Ознакомление и разучивание комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ) «Тяжелоатлеты». Подвижная игра «Мы – веселые ребята». Просмотр презентации «О спорт – ты мир!» (о достижениях спортсменов на олимпийских играх). Семейный физкультурный досуг «Мы сильные, ловкие, смелые!»
3. Физические упражнения – это молодость, долголетие, жизнерадостность.
Содержание.
Как выработать в себе привычкук занятиям физической культурой и спортом? Как физическая культура позволяет сделать жизнь человека продолжительной и увлекательной?
Методы и приемы. Выставка рисунков «О спорт – ты мир!». ОРУ «Тяжелоатлеты». Дидактическая игра «Это – вредно, а это – полезно». Подвижная игра «Минеры и саперы». Круглый стол для родителей «Здоровый ребенок в здоровой семье»
4. Какие виды движений ввы знаете?
Содержание.
Чему меня учат и как влияют на мой организм спортивные упражнения? Почему я должен научиться разным видам движениям? Качества человека: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. Для чего необходимы человеку эти качества? При помощи каких упражнений можно развить эти качества?
Методы и приемы. Беседа о разнообразных видах движения. Игровое упражнение «Тропа здоровья». Работа на гимнастическом комплексе «Олимпиец». Чтение В. Полоскова «Сила и ловкость». Дидактическая игра «Это – вредно, а это – полезно».
5. Античные виды спорта.
Содержание.
Азбука движений:
 Ходьба. Техника правильной ходьбы.
 Бег: отличие бега от ходьбы. Техника правильного бега. Что развивает бег? Почему полезен бег? Правильное дыхание во время бега.
 Прыжки. Виды прыжков. Правильная техника прыжков. Место для прыжков. Безопасность при прыжке.
 Лазание, ползание подлезание. Выполнение данных движений правильно и безопасно.
 Равновесие – для чего человеку умение сохранять равновесие? Как развить у себя это качество? Меры предосторожности во время упражнений на равновесие..
 Метание. Техника метания. От чего зависит дальность броска?
 Плавание. Вода – наш добрый друг: удовольствие и польза от плавания. Свойства воды. Безопасность поведения на воде (в бассейне, речке, на море)
Методы и приемы. Беседа «Движение – это жизнь!» Дидактическая игра «Азбука движений». Игра-эстафета «Кто быстрее». Комплекс ОРУ с детскими гантелями. Беседа-размышление «Для чего человеку сохранять равновесие?». Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком песка (вес 200г) на голове. Подвижная игра «Ловишки». Беседа «Безопасность при прыжках в длину». Прыжки через бруски (высота 15см). Подвижная игра «Удочка». Беседа-размышление «Можно ли метнуть в даль воздушный шар?» Метание мешочка с песком в вертикальную и движущую цель. эксперимент «Свойства воды». Закрепление правил поведения на воде. Выставка рисунков «Я двигаюсь!» публикация статьи «Движение + Движение» на стеде «Здоровей-ка» Вечер вопросов и ответов для родителей «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки»
6. Гимнастика – дорога к здоровью, красоте, бодрости, гармоничности.
Содержание.
Понятие «гимнастика».Влияние гимнастических упражнений на организм человека. Виды гимнастики (спортивная, художественная, аэробика, фитнес). Понятие «правильная осанка».
Методы и приемы. Рассказ-беседа о гимнастике, как об одном из видов спорта. Просмотр презентации «Виды гимнастики». Выполнение упражнений на гимнастическом комплексе «Олимпиец». Чтение стихотворения С. Королевой «Встреча». Беседа о правильной осанки. Рассматривание альбома с иллюстрациями «Художественная гимнастика». Разучивание комплекса аэробики.
7. Игры – это не только развлечение, но и здоровый организм.
Содержание.
Детство и игра. Древние игры. История появления мяча. Виды игр. Соблюдение правил безопасности в подвижных и играх с элементами спорта.
Методы и приемы. Беседы «Чему учит игра », «Виды игр». Подвижные и дидактические игры в опосредованной деятельности по желанию детей. Катание с родителями на санках на площадке детского сада. Семейный досуг «Игры наших бабушек»
8. Туризм.
Содержание.
Понятия «туризм» и «туристы». Виды туризма. Польза человека от туристических походов. Как правильно собраться в турпоход. Правила поведения на природе. Гигиенические требования к одежде, обуви, снаряжению, воде и пище, меры предупреждения травм и обеспечения безопасности в походе. Туризм и охрана природы.
Методы и приемы. Беседа о туризме и туристах. Турпоход к реке Полуй. ОРУ с погремушками, изготовленными из бросового материала совместно с родителями. Игровое упражнение «Тропа здоровья». Подвижная игра «Картошка». Спортивная игра «Серсо» Изготовление информационных буклетов для родителей «Игры на природе»
9. Мой друг – спорт.
Содержание.
Понятие «спорт» Польза от заниматься спортом для человека. Виды спорта. Какими видами спорта предусмотрены для дошкольника. Какие виды спорта популярны в нашем городе и где дети могут ими заниматься. Правильная одежда и обувь для занятий спортом. Правильное питание для спортсменов.
Методы и приемы. Просмотр мультфильма «Матч-реванш». Просмотр презентации «Олимпийские игры в Сочи». Экскурсия в «Ледовый дворец спорта». Встреча с мастером спорта по тяжелой атлетике. Дидактическая игра «Виды спорта». Подвижная игра «Ловишки». Спортивная игра «Городки» Физкультурный досуг совместно с родителями «Мы – спортсмены!»
10. Двигательный режим.
Содержание.
Для чего нчеловеку необходимо двигаться и сколько. Утро – утрення гимнастика», вечер – прогулка. Понятие «активный отдых»
Методы и приемы. Беседа о двигательном режиме. Чтение В. Полоскова «Степа и Недотепа». Подвижная игра «День и ночь». Дидактическая игра «Летает – не летает». Дидактическая игра «Виды спорта». Презентация о спортивной жизни города.
3 часть
Тема «Закаляйся»
1. Что такое закаливание?
Содержание.
Как приучить свой организм противодействовать простудным заболеваниям? Как правильно одеваться для занятий спортом, отдыха, физического труда в разное время года. Понятие «закаливание». Основные правила закаливания. влияние закаливающих мероприятий на организм человека.
Методы и приемы. Беседа о закаливании. ОРУ в облегченной одежде. Знакомство с основными правилами закаливания. Чтение Л. Астанкова «Как я закалялся». ОРУ с погремушками, изготовленными совместго с родителями из ьросового материала. Круглый стол «Закаливание: «за» и «против».
2. Солнце – главный источник жизни на земле.
Содержание.
Вляние солнца на человеческий организм. Когда солнце является нашим другом. Правильный загар. Как уберечься от солнечного удара, перегревания и ожогов. Первая помощь при солнечных ожогах и солнечном ударе.
Методы и приемы. Просмотр мультфильма по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце». Беседа Дидактическая игра «Это – вредно, а это – полезно». Просмотр презентации «Первая помощь при солнечных ожогах и солнечном ударе».
3. Каким воздухом мы дышим?
Содержание.
Может ли человек прожить без воздуха? Чем дышат космонавты, самый чистый воздух, роль растений в очистке воздуха. Польза прогулок на свежем воздухе. Как проводить закаливание воздухом.
Методы и приемы. Беседа-размышление «Может ли человек прожить без воздуха?» Эксперимент «Как дышат растения». Знакомство с методом закаливания воздухом.
4. Чистая вода – для болезней беда.
Содержание.
Вода в природе. Свойства воды. Необходимость человека в воде. Бережное отношение к воде. Лечебные свойства воды. Закаливание водой. Основные правила закаливания. Холодная вода – наш друг. Меры предосторожности при закаливании холодной водой. Люди-«моржи», кто они?
Методы и приемы. Беседа о свойствах воды. Босохождение по мокрой дорожке. Выставка рисунков «Волшебница-вода». ОРУ с погремушками из бросового материала. Подвижная игра «Море волнуется». Изготовление информационных буклетов для родителей «Правильное закаливание организма»
5. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Содержание.
Где лучше всего заниматься физической культурой и спортом? Чем полезен туризм? Почему в летнее время необходимо как можно чаще вызжать из города на природу. Почему на Кавказе больше всего долгожителей?
Методы и приемы. Босохождение по мокрой дорожке. Круглый стол для родителей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
6. Массаж – профилактика от всех болезней
Содержание.
Значение массажа для организма человека. Техника основных массажных приемов. Возможности использования общего и местного массажа для оздоровления детей. Точечный массаж. Особенности техники точечного массажа. Использование классического и точечного массажа для оздоровления, профилактики болезней и повышения работоспособности.
Методы и приемы. Беседа о массаже. Виды массажа. Самомассаж и взаимомассаж при помощи мяча-массажера. Знакомство с точечным массажем. Игровое упражнение «Тропа здоровья». Точечный массаж. Родительское собрание «Здоровье ребенка в наших руках!»
Тематический план
1 часть «Здоровье»
Тема занятия Кол-во занятий
1 Что значит быть здоровым? 1
2 Здоровье мое и моей семьи 1
3 Откуда берутся болезни? 1
4 Здоровый образ жизни – путь к счастью и долголетию 2
Итого 1 часть: 5
2 часть «Движение + Движение»
1 Движение – свойство всего живого 2
2 Физическая культура – кладовая жизни и источник здоровья 2
3 Физические упражнения – источник молодости, оптимизма и долголетия 1
4 Какие бывают движения? 1
5 Азбука движений 7
6 Гимнастика – путь к здоровью, красоте 2
7 Игры – это не только развлечение, но и здоровье 3
8 Туризм 2
9 Мой друг – спорт 2
10 Двигательный режим 1
Итого 2 часть: 23
3 часть «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
1 Что такое закаливание? 1
2 Солнце – источник жизни на земле 1
3 Каким воздухом мы дышим? 2
4 Чистая вода – для хвори беда 2
5 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! 2
6 Массаж - средство профилактики болезней 2
Итого 3 часть: 10
Всего занятий – 38

Для отслеживания результатов работы, темпов развития детей контрольные срезы по усвоению материала проводятся в начале и в конце внедрения проекта. Методы диагностики: тестирование, наблюдение. Оценка проводится по 3-хбальной системе.
Необходимый объем знаний, умений и навыков воспитанника в конце исследования:
1. Сформированность у ребенка понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура», «закаливание», осознание им смысла и значения здоровья для жизнедеятельности.
Знает, что здоровье – это хорошее самочувствие, это основа красоты и долголетия, развития личности и общества в целом.
Называет основные показатели здоровья: настроение, бодрость, сила, внешний вид, работоспособность, внутреннее состояние органов и систем.
Имеет общее представление о болезни как ухудшении самочувствия, нарушении защитных функций организма. Называет различные проявления болезни.
Знает, что болезни часто вызывает: неразумное отношение человека к своему здоровью. Понимает ценность физической культуры для здоровья человека. Называет основные методы закаливания организма. Выражает уверенность в том, что здоровье во многом зависит от него самого. Может правильно объяснить, что понимает под здоровым образом жизни.
2. Представление о физической культуре и закаливающих мероприятиях как об основных факторах, формирующих здоровье человека.
Способен объяснить, для чего необходимо двигаться, какова роль физических упражнений в формировании здоровья, как действуют на людей гимнастика, подвижные игры, туризм, спорт. Знает разнообразные виды движений. Понимает суть и ценность физической культуры. Убежден в важности соблюдения двигательного режима. Проявляет интерес к физкультурной и спортивной жизни города, района, края.
Знает несколько видов закаливания (фитотерапия, точечный массаж, обливание, босохождение, солнечные ванны, купание, проветривание помещения, прогулки на воздухе и другие).
3. Умение правильного использования физической культуры, ее разнообразных средств, закаливающих мероприятий в повседневной жизни.
Активно участвует в подвижных играх, физкультурных занятиях, правильно используя при этом различные виды движений, спортивные умения и навыки, проявляет творчество в использовании различных видов движения, имеет высокий уровень физической подготовленности в соответствии с возрастом. При выполнении упражнений ориентирован на результат, проявляет волевые усилия для преодоления трудностей, самостоятельность и самоконтроль. Знает и выполняет правила безопасности у водоема, на спортивной площадке и в естественных условиях.
4. Сформированность потребности в ежедневной двигательной активности, закаливании.
Проявляет самостоятельность в организации подвижных и спортивных игр и с удовольствием участвует в них. С желанием, оптимизмом, осознанно делает зарядку в детском саду и дома. Сохраняет устойчивое внимание и работоспособность в течение необходимого времени занятий физическими упражнениями. Получает удовольствие, ощущает чувство «мышечной радости» от занятий физической культурой. Проявляет заинтересованность в укреплении организма, его способности противостоять простудным и другим заболеваниям. С удовольствием выполняет закаливающие процедуры.
Методическую основу образовательной работы составляет проблемный метод, создание для ребенка ситуации выбора. Постоянный поиск правильного ответа на проблемный вопрос «что и как я должен сделать в этой ситуации для того, чтобы стать здоровее и совершеннее? », являющейся стержнем большинства предусмотренных программой занятий, помогает выработать у ребенка творческий подход к выбору средств и путей оздоровления.
Проект также предусматривает использование следующих методов и приемов совместной работы инструктора по физической культуре и воспитателя (Таблица 3).

Таблица 3
Формы совместной работы инструктора по физической культуре и воспитателя
Формы работы воспитателя  беседа;
 чтение рассказов;
 минутки размышления по теме;
 рассматривание альбомов, фотографий;
 опыты и наблюдения;
 рисование иллюстраций;
 заучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
 проведение в свободной деятельности подвижных, спортивных, дидактических, театральных, настольных, сюжетно-ролевых игр;
 музыкально-ритмические минутки;
 оформление наглядной агитации для родителей;
 знакомство: с правилами поведения на воде, поддержания правильной осанки, с видами и основными правилами закаливания, с методом закаливания воздухом, с точечным массажем;
 просмотры мультфильмов;
 турпоход к реке Полуй;
 экскурсия в «Ледовый дворец спорта»;
 организация встречи с мастером спорта по тяжёлой атлетике;
 инсценирование и анализ произведений художественной литературы и опасных ситуаций;
 босохождение по мокрой дорожке после сна.
Формы работы инструктора по ФК  физкультурные занятия по плану инструктора;
 проведение утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна;
 минутки размышления;
 проведение семейных досугов;
 организация подвижных игр, эстафет на прогулке;
 обучение прыжкам через «скамейки-степ»;
 метание мячей в вертикальную цель, подвижную цель(мягкая мишень) на прогулке;
 разучивание комплекса корригирующей гимнастики «Осанка - стройная спина», комплекса «Аэробика для детей»;
 игры малой подвижности на закрепление пройденного материала по формированию ЗОЖ;
 турпоход к реке Полуй;
 встреча с мастером спорта по тяжелой атлетике;
 экскурсия в «Ледовый дворец спорта»;
 проведение утренней гимнастики в облегченной одежде;
 самомассаж и взаимомассаж при помощи массажера «Орешки»;
 закрепление знаний о точечном массаж в упражнении «Мы волшебники».
 проведение вечеров вопросов и ответов для родителей.
 подготовка и выпуск еженедельной стенгазеты «Будьте здоровы! »
 индивидуальные беседы с детьми о ЗОЖ;
 организация и проведение вечеров вопросов и ответов для родителей по формированию ЗОЖ в семье;
 рассматривание с детьми альбомов, фотографий;
 проведение минуток размышления;
 проведение с детьми комплексов психогимнастики и «Сказкотерапии»;
 индивидуальные консультации по интересующим родителей вопросам;
 изготовление буклетов для родителей;
 проведение лекториев, круглых столов, родительских собраний;
 помощь в организации турпоходов, экскурсий;
 организация встречи со спортсменами города;
 помощь воспитателю в проведении инсценирования и анализе произведений художественной литературы и опасных ситуаций;
 проведение семейных досугов, конкурсов, викторин;
 оформление наглядной агитации для родителей.

Для реализации намеченных задач проект предполагает создание развивающей предметно-пространственной среды:
- уголки «Больница», «Неболейка», «Радуга настроения»;
- атрибуты и шапочки к подвижным и сюжетно-ролевым играм;
- карточки-схемы к подвижным играм;
- настольные игры «Виды спорта», «Азбука движений», «Спортивное лото»;
- книжный уголок;
- физкультурный уголок (спортивный инвентарь и оборудование);
- лаборатория Айболита (уголок для опытов и экспериментов);
- стенгазета «Будьте здоровы!»;
- использование нестандартного оборудования и пособий.

Приложение 1
Анкета для родителей

Уважаемые родители!
Предлагаем Вам самостоятельно оценить свой образ жизни. Ответьте, пожалуйста, на предложенные анкетой вопросы. За каждый ответ поставьте себе определенное количество баллов, и в конце анкетирования подсчитайте их.

1. Делаете ли вы утром зарядку: каждый день – 2, иногда – 1, никогда – 0.
2. Делаете ли вы утром зарядку со своим ребенком: да – 2, иногда – 1, никогда – 0.
3. С какого возраста, по вашему мнению, ребенок должен чистить зубы: с появлением зубов – 2, с 3-х лет – 1, с 6-7 лет – 0.
4. Посещаете ли и ваш ребенок стоматолога: 1-2 раза в год – 2, 1 раз в 2-3 года – 1, по мере необходимости – 0.
5. Проводите ли вы выходные дни на природе всей семьей: как можно чаще – 2, иногда – 1, очень редко – 0.
6. Вы всем видам отдыха предпочитаете активный семейный отдых: да – 2, затрудняюсь с ответом – 1, нет – 0.
7. В качестве отдыха вы предпочитаете домашнее времяпровождение: да – 0, затрудняюсь с ответом – 1, нет – 2.
8. В питании вашей семьи преобладают:
кисломолочные продукты, фрукты, овощи – 2,
мало овощей, фруктов, кисломолочных продуктов – 1, мучное, сладкое – 0.
9. В вашей семье встречаются вредные привычки: курящие 2 человека и более – 0, курящий 1 человек – 1, нет курящих – 2.
10. Здоровый образ жизни для вас это: основная жизненная позиция – 2, вы не следуете ему, но считаете это важным – 1, для вас это не имеет значения – 0.

Высокий уровень. Если вы набрали 17-20 баллов – Поздравляем! Ваша семья ведет здоровый образ жизни, это является хорошей основой для здоровья ваших детей.
Средний уровень. Если вы набрали 17-7 баллов – Хорошо! Ваша семья стремится к ведению здорового образа жизни, но не до конца осознает его важность для вашего здоровья и здоровья ваших детей.
Низкий уровень. Если вы набрали менее 7 баллов – Грустно! Вам следует внимательнее отнестись к вашему образу жизни и пересмотреть его. Только здоровый образ жизни станет хорошей основой вашего здоровья и здоровья ваших детей.

Приложение 2

Результаты диагностики уровня сформированности здорового образа жизни старших дошкольников (констатирующий эксперимент)

Ф.И. ребёнка Распределение результатов выполнения диагностических заданий детьми по уровням успешности (в баллах)
1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание 6 задание 7 задание 8 задание Средний
показатель Уровень


























Итого Высокий –
Средний –
Низкий –
Очень низкий –

Приложение 3

Результаты анкетирования родителей по вопросам соблюдения здорового образа жизни по уровням успешности (констатирующий эксперимент)

№ п/п Распределение результатов на ответы по вопросам анкеты родителями по уровням успешности (в баллах) Общая сумма (в баллах) Уровень
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Итого Высокий –
Средний –
Низкий –

Приложение 4

Результаты диагностики уровня сформированности здорового образа жизни старших дошкольников (контрольный эксперимент)
Ф.И. ребёнка Распределение результатов выполнения диагностических заданий детьми по уровням успешности (в баллах)
1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание 6 задание 7 задание 8 задание Средний
показатель Уровень


























Итого Высокий –
Средний –
Низкий –
Очень низкий –

Приложение 5
Результаты анкетирования родителей по вопросам соблюдения здорового образа жизни по уровням успешности (контрольный эксперимент)
№ п/п Распределение результатов на ответы по вопросам анкеты родителями по уровням успешности (в баллах) Общая сумма (в баллах) Уровень
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Итого Высокий –
Средний –
Низкий –

Литература

1. Алямовская В. Физкультура в детском саду: Теория и методика организации физкультурных мероприятий. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32с.
2. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 272с.
3. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 176с. ил.
4. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2009.
5. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М., 2009.
6. Ильина С.К. Здоровье детей в ДОУ: правовой аспект. // Управление ДОУ. – 2004. №1. – с. 42–46.
7. Кудрявцев В.Т., Егорова Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006. – 304с. ил.
9. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 95с. ил.
10. Полтавцева Н. Некоторые вопросы совершенствования методики проведения физкультурных занятий. // Дошкольное воспитание. 2009. - № 8. – с.32-36.
11. Программа От рождения до школы/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014
12. Ривина Е.К., Толстых В.К. Вырасти здоровым. // Детский сад от А до Я. – 2004. - №3. – с.122-124.
13. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 256с.
14. Сказочный театр физической культуры (физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок). / Авт. сост. Н.А. Фомина и др.. – Волгоград: учитель, 2004. – 96с.
15. Степаненкова Э.Я. Актуальные проблемы физической культуры детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. – 2004. - №3. – с.13-15.

16. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.
17. Степанова М. Образовательная нагрузка дошкольников: взгляд гигиениста. // Детский сад от А до Я. – 2004. - №3. – с.16-23.
18. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продлённого дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии» - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144с.
19. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176с.
20. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Изд. ГНОМ и Д, 2004. – 104с.
21. Филиппова С.О. Выбор содержания образования дошкольников в области физической культуры. // Дошкольная педагогика – 2003. - №3. – с.4-7.
22. Фомина Н.А. Формирование основ здорового образа жизни. // Управление ДОУ. 2004. - №1. – с.75-79.
23. Хабарова Т.В. Организация Физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Методическое пособие к программе «Парма». – Сыктывкар: КРИРОиПК. – 2003. – 196с.
24. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под. Ред. М.И. Буянова. -2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005.
25. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельности дошкольника: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2000. – 93с. ил.
26. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 192с.
27. Шишкина В.Л., Машенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 79с. ил.
28. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2009. – 69с.
29. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 2005.

Интернет-ресурсы
Закаливание детей и взрослых. Здоровый образ жизни http://zakalivanie.ru//
Сайт «Детский спорт» http://detsport.ru/
Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/holidays/s27.html
Дошкольное образование http://www.moi-detsad.ru/doc.htm
Дошкольное образование http://www.vospitalochka.ru/forum.php
Дошкольное образование http://festival.1september.ru/articles/subjects/23
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar