Главное меню
10.01.201511080
«Здоровьесберегающие технологии и профилактика эмоционального выгорания педагогов в образовательном учреждении – главная задача соврем
  • Категория:
  • Автор:
    Виткова Татьяна Анатольевна
  • Ник автора на сайте:
    Inessa
  • Рейтинг статьи:
    5.0/1
    1 голос
(Материалы выступления на второй краевой конференции психологов образовательных учреждений, ноябрь 2013 года, ККИДППО, г.Краснодар)

Виткова Татьяна Анатольевна,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
МБДОУ № 11»Родничок»
г. Тихорецка, Краснодарского края. ta64ti@mail.ru

«Здоровьесберегающие технологии и профилактика эмоционального выгорания педагогов в образовательном учреждении – главная задача современного этапа развития образования в России»
Работая более 25 лет в образовательных учреждениях, я замечаю, что проблема эмоционального выгорания педагогов в последнее десятилетие стала чрезвычайно актуальной. Среди причин я вижу социальные и экономические факторы, огромный рост информации, которую необходимо перерабатывать и осваивать человеку, эмоциональные перегрузки людей, экологические факторы среды, другие стрессовые факторы.
Низкая психологическая компетентность педагогов в сфере саморазвития, восстановления сил и работоспособности может частично быть устранена в образовательном учреждении педагогом-психологом через систему семинаров, тренингов, индивидуальные консультации, создание комнаты психологической разгрузки. Самое важное для успеха этого дела – сотрудничество и понимание руководителя учреждения.
«Синдром эмоционального выгорания» — (СЭВ) удостоен Диагнос-тического статуса (МКБ-10:z73 – «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью»). Предпосылки возникновения СЭВ, динамика его развития изучается сравнительно недавно как отдельно взятое понятие, например в отечественной науке: Т.В. Форманюк, 1994г.; В.В.Бойко, 1996г.; А.А. Руковишников, 2001г.; М.М. Скучаревская, 2002г.
Достаточно часто феномен «эмоционального выгорания» рассматривается в контексте изучения влияния профессионального психологического стресса – как результат «профессиональной деформации» (В.Е.Орел, 1995г.; Е.В.Иванова, 2003г.; М.В.Агапова, 2004г.).
Термин «эмоциональное выгорание» впервые введён в оборот американским психологом Х.Фреденбергом в 1974 году. Другой основоположник идеи выгорания – Кристина Маслач, определила это понятие, как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к другим. Синдром «выгорания», по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Как показывают результаты исследований, развитие «выгорания» более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрастом вероятность развития «выгорания» уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста. Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо, с профессиональным выгоранием. Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации. В.В.Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоции в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В тоже время могут возникать дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.
Основные симптомы синдрома «эмоционального выгорания»
1. Ухудшение отношений с коллегами и родственниками.
2. Нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям….).
3. Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи, вины.
4. Повышенная раздражительность (и на работе и дома).
5. Упорное желание переменить род занятия.
6. Рассеянность.
7. Нарушение сна.
8. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
9. Повышенная утомляемость, чувство хронической усталости на протяжении рабочего дня и после него.
Ряд исследователей считают основными предпосылками синдрома «эмоционального выгорания» организационные проблемы:
— слишком большая рабочая нагрузка;
— недостаточная возможность контролировать ситуацию;
— отсутствие организационной общности;
— недостаточное моральное и материальное вознаграждение;
— несправедливость;
— отсутствие осознания значимости выполняемой работы.
Исследователи считают наиболее важными личностные характеристики:
— низкая самооценка;
— невротизм;
— тревожность.
Проблема «эмоционального выгорания» обостряется на порядок ещё и тем, что она имеет социальные последствия, выражающиеся в том, что в учебно-воспитательном процессе негативное эмоциональное состояние педагога по механизму «заражения» передаётся другим – детям. Это в свою очередь приводит к повышению степени невротизации детей, формированию у них различных форм эмоционального перенапряжения и соответственно к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала. Таким образом, стрессоустойчивые личностные качества педагога являются одним из основных показателей его профессионализма и с другой стороны становятся иммунитетом к эмоциональному выгоранию.
Самочувствие педагогов далеко не личное дело, от него напрямую зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы. У многих педагогов со временем возникают два взаимосвязанных психологических состояния: «эмоциональное выгорание» и «профессиональная усталость». «Сгоранию» подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время «вкладываясь» в других, они начинают испытывать разочарование, так как не всегда удаётся достичь ожидаемого эффекта. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей энергии, ведет к психосоматической усталости и эмоциональному истощению, а как результат – беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка, нарушение сна, возможные болезни.
Постоянная погруженность воспитателя в общество маленьких детей вызывает эмоциональный фон напряжения и пресыщения. Этот, так называемый феномен профессиональной усталости оказывается значительное воздействие на педагогический процесс, проявляясь в стремлении снять напряжение и обеспечить собственный внутренний покой любыми средствами. Одна из форм снятия напряжения – прямое «бегство» от детей, предоставляя их самим себе. Можно наблюдать воспитателей, которые в свободное от организованных занятий время, занимаются хозяйственными делами, мастерят какие-либо пособия, даже если в последних нет особой нужды, или на прогулке общаются с коллегой, оставив детей без внимания. Стремление педагога снять возникающее напряжение может проявляться и в профессионально приемлемой форме (как бы маскироваться ею) – в явном предпочтении фронтальных занятий с их излишней заорганизованностью, что обеспечивает воспитателю определенный внутренний покой через отстранённость от детей. Феномен «профессиональной усталости» может приводить к тому, что реальная практика педагога идёт вразрез с его ценностными установками: жестокое давление на детей при вполне гуманистической идеологии, и наоборот, периодически возникающие попустительство и безразличие к поведению детей при жёстких авторитарных установках.
Один из факторов, влияющих на эмоциональное выгорание у педагогов и педагогов-психологов - это оценка, которую педагог выносит сам себе, характеризуя эффективность своего труда. Педагогические профессии относятся к помогающим профессиям, и в эти профессии приходят люди, для которых смысл жизни связан с помощью другим, с преобразованием культурной и нравственной среды вокруг себя. В случае невозможности реализовать полностью эти цели, они могут переживать субъективное ощущение профессиональной неэффективности, отрицательные эмоции вины, стыда, огорчения, подавленности, угнетённости, раздражения по отношению к самому себе и другие негативные эмоции, что влечёт эмоциональное и профессиональное выгорание общее снижение самооценки.
Для профилактики профессионального выгорания
чрезвычайно важно:
1) изучать психологические причины, по которым у педагогов самооценка и оценка результатов труда может не соответствовать реальности,
2)формировать адекватные критерии профессионализма и профессиональной успешности и на основе этого профессиональные ожидания от работы,
3)исследовать и предлагать методы оценки и самооценки, которые педагог мог бы использовать самостоятельно, анализируя свою деятельность.
Все эти три направления работы помогут педагогу быть более реалистичным в оценке своей профессиональной эффективности. Более того, они являются необходимыми компонентами таких методов работы, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности, как работа с профессиональным супервизором, работа в группе равных, а также собственный самоанализ. Здоровый педагог – основа эмоционального здоровья детей. Здоровью педагога следует уделять бОльшее внимание.

Рекомендации психологов по мотивации сотрудников
и уменьшению риска эмоционального выгорания педагогов на работе
(для руководителей образовательных учреждений):

— Публично, на совещании или собрании, выражайте позитивную оценку сотрудника, успешно решившего сложную задачу.
— Помните, что устная благодарность мотивирует не меньше, чем денежное поощрение. Не скупитесь на добрые слова, они бумерангом возвращаются!
— Разработайте и внедрите в коллективе систему званий для успешных сотрудников (например,«Эрудит», «Золотой голос», «Лучшая садовница»...)
— Разработайте и внедрите современный стенд с информацией и фотографиями успешных сотрудников, чаще обновляйте его.
— Вознаграждайте сотрудника за стаж работы в коллективе.
— Помните: желание сотрудников неформально общаться нельзя запретить полностью, но при разумном поощрении этой потребности можно стимулировать людей общаться продуктивно, с пользой для работы.(Организуйте 15 минутный перерыв для общения, релаксации)
Организуйте в конце недели для сотрудников «кафе» для подведения итогов и неформального творческого общения сотрудников.
— Организуйте праздники, совместный досуг, создавайте традиции.
— С целью облегчения социальной адаптации новых сотрудников выделите из опытных работников наставника.
— Создайте постоянно действующие рабочие группы.
— При приёме на работу показывайте перспективу карьерного роста.
— Ставьте успешного сотрудника в пример молодым педагогам.
— Чаще говорите, что ваше учреждение — надежно и стабильно.
— Создавайте условия для получения нового профессионального опыта.
— Создавайте условия для внедрения новой информации, полученной на семинаре, отмечайте тех, у кого это хорошо получается.
— Людей мотивирует полезность их работы, оценка их труда знАчимыми для них людьми: руководителем, коллегами, родителями воспитанников.
— Демонстрируйте в своем управленческом стиле деловой оптимизм; будьте всегда энергичны; помните, что сотрудники всегда смотрят на своего руководителя. Говорите так: «Проблем нет! Есть просто работа».
— Чаще улыбайтесь! Показывайте личным примером возможность преодолевать трудности в работе и своей личной жизни.
— Заботьтесь о позитивной атмосфере в Вашем учреждении.
Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar