Главное меню
11.12.201414980
Нетрадиционное рисование
  • Категория:
  • Автор:
    Задорожняя Лариса Павловна
  • Ник автора на сайте:
    Plastilinografiya
  • Рейтинг статьи:
    0.0/0
    0 голосов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида второй категории № 20
«Красная Шапочка»
«Нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи»
Воспитатель первой квалификационной категории Задорожняя Лариса Павловна


«Источники творческих способностей детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированных тонких движений пальцев рук. Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Л.В. Фомина). У детей с нарушениями речи мышцы рук обычно вялые или слишком напряженные. Это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук. При тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной. Развивать мелкую моторику можно, используя игры с мелкими предметами, пальчиковые игры, массаж кистей и пальцев. Особое внимание мы уделяем нетрадиционной технике рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи. Исходя из выше сказанного, мы видим актуальность проблемы в следующем: развитие мелкой моторики посредством нетрадиционной техники рисования позволит нам проводить параллельно коррекцию имеющихся речевых нарушений у детей – логопатов.
Создание условий для развития мелкой моторики на основе нетрадиционной техники рисования у детей с нарушениями речи определило цель работы.
Для достижения поставленной цели в нашей работе с детьми – логопатами определены следующие задачи:
• развивать мелкую моторику и речевые способности детей через нетрадиционную технику рисования;
• формировать эстетический вкус, умение согласовывать слово и жест, совершенствовать пространственные представления и технические навыки;
• реализовывать комплексный подход в коррекции нарушений речи и сенсомоторной сферы.
Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от систематичности и регулярности выполнения различных заданий. Технология нетрадиционного рисования строится по принципу «от простого к сложному». За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Обучая детей, мы используем различные материалы как средство изображения (парафиновая свеча, коктейльные трубочки, расческа, зубная щетка, ватные палочки, нитки, пластилин и многое другое), которые периодически меняются для придания работе новизны, пробуждения у детей интереса к новому и более творческому использованию знакомых материалов.
«Весёлые ручки»
На первоначальном этапе кисточку и карандаш держать еще пока сложно, а рисовать пальчиками приятно и увлекательно. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Дети приходят в восторг, когда видят, как окрашенные пальчики оставляет на бумаге яркие следы, при этом краску они не только видят, но и чувствуют. Рисование пальчиками тренирует мелкую моторику рук, что не только подготавливает кисть руки к рисованию при помощи различных предметов и к письму, но и благотворно сказывается на развитии отдела мозга, отвечающего за мышление и речь. Если кто-то из малышей не отважится окунуть пальчик в краску, не стоит его заставлять, пусть сначала понаблюдает. Достаточно показать на собственном примере, как надо действовать, и поддержать тех детей, кто решился попробовать. Пальчиками мы рисуем «Следы на снегу», «Ягодки», «Грозди рябины», «Нарядную ёлочку». Затем предлагаем детям рисовать пальчиками и всей ладонью, развивая при этом мелкую и общую моторику рук. Например, нарисовать «Фруктовый сад», делая несколько отпечатков ладоней зеленого цвета (на разном уровне, пальцы могут быть сжаты или немного раздвинуты, отпечатки располагаются вертикально). Затем пальчиками дорисовать ствол дерева, ветки куста, а также ягоды на кусте и фрукты на дереве. Ладонями дети рисуют «Забавных животных», «Птиц», «Весёлого клоуна».
«Весёлая кисточка»
Далее обучаем детей рисованию гуашью полусухой жесткой кистью методом тычка. Этот метод не требует от детей точного изображения тонких линий. Достаточно знать и уметь рисовать простые геометрические фигуры в различных сочетаниях. Для детей младшего дошкольного возраста (или которые плохо владеют карандашом) педагог заранее на листе рисует простым карандашом контур предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета, называя вслух его части. Начав рисовать, делают тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутков между тычками, затем закрашивают поверхность внутри рисунка. Делая тычкообразные движения, оставляя при этом на листе «пушистые точки» дети учатся вертикально держать кисть, набирать необходимое количество краски и убирать лишнюю воду примакивая салфеткой. Рисунки получаются живыми, объемными и не требуют четких очертаний, например, «Одуванчики», «Зайчата» и др. Дети старшего возраста самостоятельно рисуют контуры предмета простым карандашом или сразу кисточкой. Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки), дидактическими играми, пальчиковой гимнастикой, физминуткой, которые также способствуют развитию общей и мелкой моторике рук.
«Весёлый карандаш»
На следующем этапе используем технику рисования «восковые мелки + акварель». Выполнение рисунков в данной технике даёт большой простор для проявления творческой активности ребёнка: он сам выбирает понравившийся цвет карандаша и краски, самостоятельно создаёт удивительный образ предметов – сказочных обитателей подводного мира, необычных бабочек, фруктов, цветов и т.д. Сочетание восковых карандашей и акварельных красок позволяет развивать у детей чувство цвета и формы, формировать художественный вкус, развивать мелкую моторику, координацию движений кисти руки. Все линии рисунка обводятся по контуру с сильным нажимом воскового карандаша, а затем рисунок заливается акварелью. При рисовании следует брать светлые восковые карандаши и тёмные акварельные краски и наоборот, тёмные цвета восковых карандашей лучше использовать в сочетании со светлыми оттенками акварельных красок.
Следующей нетрадиционной формой рисования, которую мы используем в работе, является рисование штрихом. Очень сложно для детей – логопатов рисовать карандашом и штриховать в одном направлении, т.к. приходится прилагать различную силу нажима, для того чтобы добиваться необходимой интенсивности цвета. Таким образом, развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура кисти. Главным выразительным средством при выполнении штриховки является линия. Она наносится на бумагу различными инструментами: цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом. Работа с различными материалами позволяет не только оценить специфику их выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для письма, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений. Нормализации тонуса мелких мышц также способствуют пальчиковая гимнастика, массаж грецким орехом, маленьким массажным мячом.
«Волшебный пластилин»
Ещё один вид нетрадиционного рисования - «пластилиновая живопись» или пластилинография. Работа с пластилином очень хорошо развивает мелкую моторику, так как работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Особую ценность эта техника приобретает для развития мелкой моторики и биологически активных точек у детей. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Руки детей подготавливаются к овладению учебными и трудовыми умениями и навыками. При создании картин лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
Таким образом, нетрадиционное рисование играет важную роль для развития мелкой моторики и коррекции речевых нарушений детей – логопатов. Формируется уверенность в себе, у детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются все психические процессы. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar