Главное меню
Статья "Использование нетрадиционных техник рисования"
  • Категория:
  • Автор:
    Репрынцева Екатерина Вячеславовна
  • Рейтинг:
    0.0/0
Использование нетрадиционных техник рисования
в развитии творческого воображения дошкольников
Репрынцева Екатерина Вячеславовна
МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 3 г. Томска

“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем ум-нее ребёнок”.
В.А. Сухомлинский.

В приоритетном направлении на протяжении многих лет работаю над программой «Развиваем творческое воображение у дошкольников нетрадиционным методом рисования». Которая плавно перешла в программу дополнительного образования детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет «Цветные пальчики», «Волшебная кисточка», цель кото-рой – развитие художественно – творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Л. С. Выготский писал: «Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Давая характеристику воображению, он писал, что оно не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из впечатлений, накопленных прежде.
B процессе активной деятельности, в игре, в движении дети начинают комбинировать предметную среду.
Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование тесно связано c развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также c выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т.п.
Работая над рисунком, дошкольники учатся целостно воспринимать образ предметов, выделять особенности, качества, и внешние свойства, главные и второстепенные детали, сравнивать величину, передавать пропорции, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета c другой, со-поставлять свой рисунок c натурой, сравнивать свою работу c работой товарищей. При рисовании c натуры y детей развивается внимание, a при рисовании по представлению - память.
B процессе рисования дети учатся наблюдать, рассуждать, делать выводы, различать цвета и их оттенки, смешивать краски и получать другие цвета, при-менять цветовые гаммы. Происходит обогащение их словарного запаса, дети получают положительные эмоции, развивается воображение, мышление. Благо-даря изобразительной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, мелкая моторика, при использовании нетрадиционных методов рисования, например как пластилинография и др. сенсорное развитие.
Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. При сюжетном рисовании развивается воображение, память, образное мышление и речь. Также укрепляются мышцы кистей рук, что необходимо для письма. Дети овладевают приемами и техникой рисования. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний, представлений детей o предметах и их использовании, материалах и их свойствах, способах действия c ними, дети не боятся экспериментировать. Воспитанники узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашен-ной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т.д. Они учатся чувствовать материал: глину, пластилин, карандаш, восковые мелки, песок, тесто, гуашь, акварель, цветной клейстер и т.д. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно учатся планировать свою деятельность и доводить ее до конца.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Техника не-традиционного рисования требует точности и быстроты движений (напри-мер, выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (например, чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть).
Дети знакомятся c разными способами окрашивания, различными методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге и не только кистью, карандашом, но и руками (ладонью, пальцами, ку-лаком, ребром ладони), получать изображения c помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, ваты), c помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п.
На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные методы рисования активно используется в коррекционной работе. Коррекционно-педагогическая работа включает в себя решение следующих задач:
- ознакомление детей c нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования;
- использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности.
Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности. Формируется способность создавать сюжет, определять тему рисунка, композиции, осуществлять отбор предметов, персонажей будущего рисунка, строить композицию, дополнять композицию, сюжет.
Одна из форм работы это привлечение родителей к совместной деятельности. Например к дню матери дети с папами рис уют портреты, букеты цветов, барельефы, расписывают шкатулки, платочки, оформляют рамку и т.п.
Организация работы c родителями - важная составляющая деятельности педагога. Поэтому в работе с родителями проводятся консультации, открытые и совместные занятия по рисованию нетрадиционными техниками изображения. Совместно с родителями создаются уголки для рисования (зоны) к оформлению выставок детских работ, к другим мероприятиям.
Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Литература
1. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2013.
3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
4.Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 2008.
avatar
1 OOOGenius • 10:36, 06.06.2014
Ваша работа не прошла проверку на плагиат, процент оригинальности 43%
avatar