Главное меню
"По следам перелетных птиц"
  • Категория:
  • Автор:
    Бурцева Ольга Николаевна
  • Рейтинг:
    4.4/7

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности № 6 «По следам перелетных птиц»


 

в рамках муниципального семинара «Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры и нравственности дошкольника»

Подготовила и провела:
Бурцева Ольга Николаевна
Воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ д/с КВ №8 «Росинка»



Цель: Продолжить формировать, систематизировать и обогащать знания детей по теме «Перелетные птицы» родного края.

Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, перелёт);
- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
- активизировать словарь детей - учить согласовывать имена существительные с числительными;
- учить согласовывать имена существительные с глаголами;
Развивающие:
- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
- развивать умение анализировать и сопоставлять полученную информацию;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе родного Подмосковья;
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним;
-воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, рассматривание картинок с изображением птиц, прослушивание аудиозаписи пения птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: Л.Толстой «Галка и кувшин», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль», раскрашивание картинок с птицами

Словарная работа: клин, косяк, стайка, перелетные, зимующие, заповедник;

Используемые методы и приемы, технологии:
Технологии: личностно-ориентированная, игровая
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые

Оборудование:
Картинки с изображением птиц, голоса птиц, проигрыватель, оборудование для леса ( макет болота, фигурки ежа, белки и гнома, гимнастические коврики), подготовленные конверты с заданиями, мяч, стрелки для передвижения по волшебному лесу

Ход образовательной деятельности

Сюрпризный момент
Дети и воспитатель входят в группу. На столе стоит большая коробка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у нас такое?
Дети: Коробка
Воспитатель: Что это за коробка? Давайте ее откроем и посмотрим что же там.
Дети: Это посылка. Давайте откроем.
Дети и воспитатель открывают коробку, а там лежит письмо.
Воспитатель: Здесь письмо, от сороки. Что же она нам на хвосте принесла?
Дети: Вести
Воспитатель открывает письмо и читает его

«Дорогие друзья, пишет Вам Сорока. Я живу в Приокско-Террасном заповеднике, который расположен на правом берегу реки Оки, вдоль вашего города Пущино. Это самый красивый и тихий уголок нашего Подмосковного края, но его покой нарушила Баба-Яга. Она заколдовала перелетных птиц и они не могут улететь на юг и только вы нам сможете помочь. Чтобы вам было легче, справится с испытаниями Золотая Осень оставила подсказки по всему лес. Помогите перелетным птицам улететь на юг.»

Воспитатель: А что такое заповедник?
Дети: Лес, который находится под охраной.
Воспитатель: Где находится Приокско-Террасный заповедник?
Дети: на правом берегу реки Оки
Воспитатель: И так друзья, что же случилось в Заповеднике?
Дети: Баба-Яга заколдовала птиц

Воспитатель: Вы готовы помочь? Для этого нам надо перенестись в лес, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в осеннем лесу и, наконец разузнаем, что же случилось с птицами.

Звучит волшебная музыка. Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова «Если мы глаза закроем и подсматривать не будем. Мы волшебный мир откроем, о котором не забудем. Ты три раза повернись и в лесу очутись» Выключается музыка.

Воспитатель: Давайте оглядимся вокруг. Посмотрите, что же это перед нами? Видимо это первые подсказки от золотой осени (стрелка с направлением на первое задание)
Воспитатель (обращается к детям): Вот и начались наши приключения.

Воспитатель и дети подходят к гному, который сидит на полянке. У гнома в руках записка.

Воспитатель: Вот и первое задание от Золотой Осени (берет конверт, достает клиновый лист) На каком листочке написано письмо?
Дети: На клиновом

«Дорогие ребята, моих осенних сил не хватило, чтобы справится с Бабой-Ягой и освободить перелетных птиц, но я разузнала, как можно им помочь. Необходимо расколдовать одну перелетную птицу и тогда рухнут чары вредной старушки, но для этого вам нужно пройти испытания. За каждое выполненное задание вы будете получать часть пазла, нужно собрать все части и сложить их, тогда чары рухнут. Надеемся на вашу помощь. Вот и первое задание для Вас...»

Перед детьми (на доске) картинки с перелетными и зимующими птицами.

Воспитатель: Ребята, давайте внимательно посмотрим и назовем, какие птицы перед нами? (сорока, ласточка, гуси, ворона, цапля, воробей, иволга, попугай).
Какие птицы обитают в нашей полосе? (все кроме попугая). Ох и хитрая Баба-Яга, хотела нас запутать. Теперь разберемся, какие птицы остаются зимовать? (сорока, ворона). Как называют этих птиц? (зимующие), а кто улетает в теплые края? (иволга, цапля, ласточка, гуси). Как называют этих птиц? (перелетные). Какие молодцы! Почему птицы вынуждены улетать на юг?
Дети: становится холодно, насекомые исчезают, птицам становится голодно.
Воспитатель: Посмотри на эту птицу ( показывает на иволгу), что вы можете рассказать о ней?
Дети: Иволга улетает на юг в конце лета. И строит свои гнезда, только там где сухо и много солнца.
Воспитатель: Молодцы! Первое задание выполнено! Вот первая подсказка о заколдованной птице (воспитатель берет часть картинки и кладет в корзинку). Идем Дальше.

Звучит музыка с кваканьем, дети, по стрелке, подходят к кувшинкам и лягушке.

Воспитатель: Куда мы с вами пришли?
Дети: На болото
Воспитатель: Но где же следующее задание? Ах, вот оно (достает конверт из кувшинки. Достает задание на дубовом листочке. От какого дерева лист?
Дети: От дуба

«А теперь, отгадайте загадки про птиц и на картинке покажите». (Загадку отгадали, картинку с правильным ответом выбрали)

Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка).

Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садиться? (грач).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист).
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут …
(Кукушки)
Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета.
Песнь красива ее и долга –
Флейтой свищет в лесу …
(Иволга)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Это что за птица?
Дети: Кукушка
Воспитатель: Расскажите, что интересного вы знаете об этой птице?
Дети: Куковать умеет, только самец. Кукушка ест самых ядовитых насекомых- волосатых гусениц, которые поедают деревья.
Воспитатель: Молодцы! Вот вторая часть пазла. Можем идти дальше! Переберемся через болото по кочкам.
Включается музыка. Дети прыгают по кочкам. Встречает еж с письмом в руке.
Воспитатель отрывает письмо (на березовом листе) и читает :

«Ребята, угадаете птицу по голосу и станете еще ближе к разгадке».
Включается поочередно: 1) соловьиная песня; 2)щебет ласточки 3)курлыканье голубя; 4)карканье вороны 5)чириканье воробья; 6) кукование кукушки. Дети отгадывают, чей голосок.
Воспитатель: Молодцы! А теперь сделаем с вами круг и поиграем в игру «Кто как подает голосок?»
Воспитатель: Я вам отдаю словечко, вы мне возвращаете предложение.
Соловей (поет), кукушка (кукует), ласточка (щебечет), голубь (курлыкает или воркует), ворона (каркает), воробей (чирикает).
Воспитатель: Как мы ловко справляемся с заданиями. Вот и третья часть картинки. Идем дальше.
Звучит музыка. Идем по стрелкам, подходим к четвертой стрелке. Встречает белка, у нее письмо на рябиновом листе. Воспитатель открывает конверт.
Воспитатель: А это задание на каком листочке оставила нам Осень?
Дети: на рябиновом
«Задание последнее для вас. Расскажите каким образом птицы улетают на юг и тогда получится расколдовать птицу.»
Перед детьми, на доске, картинки с разным видом птиц (клин журавлей, косяк уток, стая ласточек, кукушка поодиночке). Назовите и определите каким способом птицы улетаю на юг.
Воспитатель: Вот и выполнено последнее задание. Последняя часть пазла у нас. Предлагаю сложить его и посмотреть, какую же птицу заколдовали.
( Дети складываю картинку). И так, кто же на картинке?
Дети: Журавль
Воспитатель: Правильно! А что вы можете рассказать про эту птицу?
Дети: Журавля можно назвать самой древней птицей на земле. Живут они недалеко от болота. Питаются семенами, корнями растений, лягушками и мелкой рыбкой и даже змейками. Журавль- перелетная птица.
Включается волшебная музыка и входит Золотая Осень.
Золотая Осень: Здравствуйте, ребята! Я Осень Золотая! Спасибо Вам за спасение перелетных птиц. Теперь они не погибнут и улетят в теплые края! Вы оказались очень умными, смелыми! А как много вы знаете про птиц! И за это вас благодарю, а чем может отблагодарить осень? Ну, конечно же, своими дарами. Вам я принесла яблок спелых и румяных, угощайтесь. Ну а теперь, мне пора… Спасибо вам! До новых встреч!

Воспитатель и дети: До свиданья!

Звучит волшебная музыка и осень уходит.

Воспитатель: На этом наши приключения закончились. Возвращаемся в детский сад.

Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова «Снова мы глаза закроем и подсматривать не будем. В детский садик мы вернемся, мир волшебный не забудем!. Ты три раза повернись и в саду очутись» Выключается музыка.

Рефлексивный компонент

Воспитатель: Где мы сейчас с вами были?
Дети: В заповеднике.
Воспитатель: Что мы с вами делали?
Дети: Расколдовывали перелетных птиц от волшебных чар, чтобы они смогли улететь на юг.
Воспитатель: Каким птицам мы помогали? Назовите их? Какая птица была заколдована?
Дети: Журавль
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Вам понравилось помогать перелетным птицам? А друг другу вы будете помогать?
Дети: Да
Воспитатель: Спасибо вам ребята.

«Дорогие друзья, пишет Вам Сорока. Я живу в Приокско-Террасном заповеднике, который расположен на правом берегу реки Оки, вдоль вашего города Пущино. Это самый красивый и тихий уголок нашего Подмосковного края, но его покой нарушила Баба-Яга. Она заколдовала перелетных птиц и они не могут улететь на юг и только вы им сможете помочь. Чтобы вам было легче справиться с испытаниями, Золотая Осень оставила подсказки по всему лесу. Помогите перелетным птицам улететь на юг.»

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar