Главное меню
Моделирование системы деятельности педагога
  • Категория:
  • Автор:
    Чернова Светлана Анатольевна
  • Рейтинг:
    0.0/0

 

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы: " Воспитание подрастающего поколения в духе сопереживания, содействия, сочувствия"


Автор: Чернова С.А., методист

ГБОУ СОШ № 22 г.о.Чапаевск

СП - д/с № 28 "Ёлочка" 



Может случиться так,  что выживание рода

человеческого  будет зависеть от нашей

способности  проявить безграничное сострадание.

                                                                                                         Эрик Хоффер

На каждом шагу мы сталкиваемся с безразличным отношением людей к друг другу. Люди спокойно проходят мимо пожилого человека, лежащего на улице, мимо дерущихся подростков, не реагируют на плачущего или страдающего ребенка и взрослого, не замечают обиженных и сами легко могут обидеть, не задумываясь об этом.

Когда подобные ситуации возникают с нами ли касаются наших близких, начинается волна возмущений о бездушности нашего общества, его черствости. Но сами мы в аналогичных ситуациях, чаще всего, поступаем так же. Такой вот замкнутый круг противоречий между идеальными представлениями об окружающем нас мире людей и реальным поведением в нем отдельного человека.

Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих молодых и пожилых людей, это тенденции к "закрытому" образу жизни, низкой контактности, общению. Но самая главная из них — это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду в духе сопереживания, содействия, сочувствия.

В современной педагогике развитие эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний является одним из важнейших компонентов социализации и нравственного воспитания детей.

Данным вопросом занимались многие отечественные психологи: А.В.Запорожец, Л.П.Стрелкова, В.В.Абраменкова, А.Б.Николаева, Т.П.Гаврилова, А.А.Рояк и др. Результаты исследования показали, что именно в дошкольном детстве закладываются основы эмпатии, эмоционально-нравственной культуры личности, поэтому актуальным на сегодняшний день является определение эффективных путей развития сочувствия, отзывчивости, гуманности и их проявление в повседневной жизни, начиная с дошкольного возраста.

Переход в старшую и особенно подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду – в общей семье воспитанников детского сада они становятся старшими. Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение. Такие мотивы, как: «Мы заботимся о малышах», «Мы – помощники воспитателя», направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач. Необходимо постоянно поддерживать в детях ощущение взросления, опираясь на потребность в самоутверждении и признания со стороны взрослых.

Для того, чтобы у выпускника сформировалось такое интегративное качество как «Эмоционально отзывчивый». Необходимо разработать систему работы с детьми и их родителями с использованием новых интерактивных технологий. Предлагать ребенку новые педагогические технологии, которые наполнят его жизнь интересным и полезным содержанием, помогут ему справиться с определенными трудностями в общении с другими, сформировать опыт правильного сочувствующего поведения в обществе.

Действия мам и пап, воспитателей и психологов направлены на то, чтобы помочь своим детям и воспитанникам научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовыми проявлять гуманное отношение к окружающему миру. Но эти усилия, чаще всего, не получают адекватных результатов.

По результатам изучения у старших дошкольников СП – д/с № 28 «Ёлочка» представлений об эмоциях и чувствах, сформированности эмпатии были получены следующие результаты:

100% воспитанников знают и различают базовые эмоции (злость, радость, грусть) в эмоциональном состоянии сверстников и взрослых, однако 55% из них затрудняются распознавать эмоциональные состояния, такие как обида, удивление, страх.

60% старших дошкольников выделяют, опознают и интерпретируют эмоциональные состояния с помощью взрослого или при обращении внимания.

У 70% воспитанников оказание помощи носит формальный характер, по просьбе взрослого либо сверстника.

Вывод: Действия взрослых по формированию интегративного качества «Эмоционально отзывчивый» не приносят желаемых результатов.

Изучив существующие программы по социально-личностному направлению, мы пришли к выводу, что проблеме формирования такого качества как готовность помочь ближнему, уделяется очень мало времени.(1-2 занятия в год). А для формирования данного качества у ребенка, необходима еженедельная, ежедневная деятельность ребенка по проявлению данного качества в повседневной жизни.

Вывод: Педагогами детского сада формированию готовности у ребенка помочь ближним уделяется мало времени, что приводит к черствости детской души.

Педагогами используется ограниченный список используемых форм работы с детьми по формированию данного качества: беседы; эмпатийное чтение художественной литературы, с дальнейшие её обсуждением; игры – этюды на проявление данного качества и драматизация. Преобладают словесные формы работы с детьми. Однако ребенок усваивает и принимает адекватные формы поведения только в деятельности. Поэтому педагогам необходимо пересмотреть свои подходы к формированию такого интегративного качества как «Эмоционально отзывчивый. Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие.»

Вывод: Педагоги не используют новые формы работы с детьми.

·         Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Проблема: Формирование опыта оказания помощи окружающим у детей старшего дошкольного возраста.

·         Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Предполагаемый образовательный результат:

Эмоционально отзывчивый.

Правильно понимает эмоциональные состояния других людей (персонажа); активно выражает готовность помочь( активно проявляет интерес, желание изменить, принять участие в ситуации, используя высказывания, словесные инструкции, внешние действия).

Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие.

·         Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

 В типе образовательного процесса

·         Введение новых элементов в содержание: внедрение программы «Театр Добра» А.Г. Гогоберидзе.

Программа предназначена для детей 6 – 7 лет. Реализуется во второй половине дня специалистом по театрализованной деятельности, в рамках «блока совместной деятельности педагога с детьми».

·         Изменение существующих элементов содержания: в календарно-тематический план добавлена  тематическая неделя «Помоги ближнему»

В технологии образовательного процесса

·         Изменение форм и методов образовательного процесса:

- внедрение новой формы работы с дошкольниками и их родителями «Проведение акций»

В «акциях Добра» участвуют воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги и родители воспитанников. Темы предполагаемых акций «Открытка для ветерана», «Птичья столовая», «Домик для пернатых друзей», «Малыши, малыши, мы Вас любим от души», «Бабушкины помощники». Тема акций может меняться исходя из возникших ситуаций.

Алгоритм проведения акции:

·         Объявляется тема акции.

·         Обсуждение «Чем можем помочь?», сбор предложений.

·         Распределяются функции, намеченные дела, назначаются ответственные.

·         Реализация намеченного плана.

·         Подведение итогов. Благодарность.

- использование интерактивных дидактических пособий.

·         Изменение форм контроля:

введение самоконтроля «Копилка добрых дел»(для воспитанников);

самоотчет и презентация своей работы по данному направлению (для педагогов);

 использование новых  схем контроля по данному направлению (для методиста);

проведение первичной и итоговой диагностики «Диагностика развития эмпатии старших дошкольников» (мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. С.158)

·         Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Изменения в обеспечении материально – техническими ресурсами

·         Приобрести интерактивные доски

·         Оборудовать информационный уголок для родителей

·         Изготовить стенд для фотоотчётов

·         Выделить помещение для проведения программы «Театр Добра»

·         Оснастить помещение оборудованием для театрализованной деятельности, атрибутами, костюмами и т.д.

·         Составить смету расходов на оснащение помещения для театрализованной деятельности

·         Выделить средства на приобретение программы «Театр Добра»

Изменения в обеспечении организационными ресурсами

·         Внести в сетку образовательной деятельности БСД  - «Театр Добра»

·         Составить перспективный план по программе «Театр Добра»

Изменения в научно – методическом сопровождении

·         Разработать содержание проведения тематической недели «Помоги ближнему»

·         Разработать перспективный план проведения акций «Открытка для ветерана», «Птичья столовая», «Домик для пернатых друзей», «Малыши, малыши, мы Вас любим от души», «Бабушкины помощники».

·         Разработать  рекомендации для педагогов по проведению акций и использованию «Копилки добрых дел»

·         Провести семинар для педагогов «Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности»

·         Составить цикл консультаций для родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста готовности помогать окружающим.

·         Составить схемы контроля по данному направлению

·         Составить график работы специалиста по театрализованной деятельности

Изменение кадровых ресурсов

·         Принять специалиста по театрализованной деятельности

·         Обеспечить у педагогов достаточный уровень мотивации на использование новый формы работы с детьми и родителями – акций.

·         Обучить 50% педагогов работе с интерактивной доской и составлению электронных дидактических пособий.

Изменения в нормативно – правовой базе.

·         Издать приказ об использовании в СП – д/с № 28 ГБОУ СОШ № 22 программы «Театра Добра»

·         Определить должностные обязанности руководителя по театрализованной деятельности.

Информационные изменения

·         Разместить на сайте СП информацию о проведении акции, фотоотчёты.

·         Проинформировать родителей воспитанников о предстоящих  нововведениях и активизировать к сотрудничеству.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar