Главное меню
Модифицированная (авторизованная) программа «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО» для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
  • Категория:
  • Автор:
    Марина
  • Рейтинг:
    5.0/1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №33 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Модифицированная (авторизованная) программа
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО»
для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Воспитатель – Кобец Марина Николаевна.

Программа разработана на основе:
• Основной общеобразовательной программе ДОУ (в основе программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой)
• Дополнительной программы Алифанова Г.Т. «Первые шаги» (воспитание петербуржца-дошкольника) - СПб, 2000
• Дополнительной программы Саркисова Т.С. «Удивительный город (Царское село – город Пушкин)- СПб, 1993г

Актуальность:
«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И очень важно передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. Цель педагогической работы – зажечь искорки любви к родному городу, его истории и культуре.
Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Любить Родину – значит знать её.
«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.
Однако практика работы показывает, что при традиционных формах подачи знаний, дети проявляют интеллектуальную пассивность, у них не появляется интерес к сообщаемым сведениям о городе, желание и стремление узнать что-то новое. Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка.
Именно поэтому в основу разработанной нами программы положен системно-деятельный подход, который дает детям возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что мы хотим до них донести. Тематика занятий не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания старших дошкольников; она лишь является основой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.
Цель работы:
Вовлечение детей дошкольного возраста в разные виды деятельности, способствующие:
• воспитанию у дошкольников чувства любви и уважения к родному городу, гордости за него;
• развитию познавательных интересов и исследовательской деятельности;
• формированию норм социального поведения;
• развитию творчества и продуктивных видов деятельности.
Задачи:
• Поддерживать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, экспериментировать, выдвигать гипотезы и проверять собственные предположения на практике.
• Обеспечивать детям выбор материалов и средств деятельности.
• Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой и большой родине.
• Поощрять детей воплощать в художественном творчестве свои представления, чувства, переживания, поддерживать личностное творческое начало.
• Развивать коммуникативные навыки и доказательную речь.
• Обеспечить конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка.
Реализация задач программы, основываться на следующих принципах:
• принцип научности - предлагаемое содержание соответствует современному представлению об историческом прошлом нашего города.
• принцип реалистичности и доступности - предлагаемый объем представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; предусматривает осуществление краеведческой работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
• принцип деловитости и занимательности - предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза, нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности.
• принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
• принцип последовательности - заключается в постепенном повышении требований в процессе краеведческой деятельности.
• принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно -образовательной работы.
• принцип диалогического общения - как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя, ребенка и родителей.
• принцип развивающего обучения личностно ориентированной направленности - развивать личность творца собственной жизни, основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.
Работа по ознакомлению дошкольников с историей родного края проводится в определенной последовательности:

Программный материал позволяет, используя краеведческие материалы, знакомить детей с отдельными страницами истории и культуры города Пушкина. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей группы, воспитатели сами определяют объем и содержание знаний, которыми должны овладеть дошкольники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, той местности, где они живут.
В зависимости от возраста детей, содержание конкретизируется в более мелких темах. Темы различны по объему познавательного материала, по его сложности, и, следовательно, по длительности изучения. Знакомство с родным городом, происходит на занятиях, в повседневной жизни, быту. Основное содержание каждой темы реализуется в форме специально организованных занятий (1 занятие в месяц), а его конкретизация, углубление, уточнение, дополнительные сведения дети получали через другие виды привлекательной детской деятельности, через другие организационные формы и методические приемы. Большая роль в реализации данного проекта отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Использование дидактических, подвижных, настольных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр с детьми помогает формировать соответствующие знания и навыки.
Работа по каждой теме включает:
- специально организованную деятельность;
- совместную деятельность:
• игровую,
• познавательную,
• трудовую,
• художественную;
- самостоятельную деятельность детей в развивающей среде.
В данной программе предлагается примерный объем познавательного материала, который может быть усвоен детьми от 3 до 7 лет. Отбор и систематизация знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу.
Все предлагаемые в данной программе темы связаны между собой логически и вместе представляют целостный образ города. Программный материал позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договорённостей. Деятельность каждого ребёнка направлена на достижение намеченного результата. Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали.
Для осуществления данной программы используются современные методы ознакомления детей с окружающей действительностью:
Методы повышения познавательной активности (С.А. Козлова) Методы повышения эмоциональной активности
(С.А. Козлова) Методы и приёмы установления связей между различными видами деятельности
(С.А.Козлова) Методы обучения и развития творчества (Н.Н. Поддьякова) Методы ТРИЗ
Элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экспериментирование и опыты. Игровые воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации; сюрпризные моменты; элементы новизны; юмор и шутка. Прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности; перспективное планирование; использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности; беседа; метод опосредованного переключения детей на другую деятельность. Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование);
прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее);
игровые примеры;
юмор, шутка; детское экс-перементирование;
проблемные ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки, предположения. Метод проб и ошибок (МП и О);
метод противоречий; метод морфологического анализа (МА); метод фокальных объектов; метод мозгового штурма;
метод контрольных вопросов; оператор РВС; системный оператор (СО); ресурсы; моделирование
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап
1. Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме.
2. Определение целей и задач, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию программы.
4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации программных задач.
5. Обращение за рекомендациями к специалистам.

Основной этап
1. Разработка и апробация содержания программы (разработка конспектов занятий, структуры мероприятий по каждой теме).
2. Проведение мероприятий в группе в соответствии с тематическим планированием.
3. Взаимодействие со специалистами ДОУ и других заинтересованных организаций по реализации мероприятий.
4. Построение конструктивного взаимодействия с родителями
Заключительный этап
1. Выставки продуктов детской деятельности.
2. Проведение досугов, развлечений, праздников.
3. Создание музейной экспозиции в группе.
4. Презентация книги "Любимое место нашей семьи в родном городе".
5. Подведение итогов работы.
6. Подборка мультимедийных презентаций.
Условия реализации программы

Система ознакомления дошкольников с городом Пушкин
Младшая Средняя Старшая Подготовительная
Программы, методические пособия • Программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой
• Алифанова Г.Т. «Первые шаги» (воспитание петербуржца-дошкольника) - СПб, 2000
• Саркисова Т.С. «Удивительный город (Царское село – город Пушкин)- СПб, 1993г
Задачи каждой возрастной группы - Знакомить детей с родным городом посредством ознакомления с ближайшим окружением: детский сад, родная улица. -Знакомить с городом Пушкин район возле дет¬ского сада (вокзал, привокзальная площадь, прилегающие улицы, главная улица города)
-Воспитание гордости «Я-царскосел!» -Знакомить детей с историей возникновения города (постройки, улицы, парки)
-Воспитывать положительно-созидательное отношение ко всему окружающему и себе
-Формировать осознание ценности памятников культуры и искусства на основе привлечения опыта детей по этой теме. - Закрепить знания об историческом прошлом родного города, воспитывать чувство гордости, любви к родным местам. Формировать знания о памятниках, достопримечательностях города
-Знакомить с историей Царского Села через судьбы знаменитых людей России
-Расширять и закреплять представления о городе, его архитектуре
Формы и средства - практические: дидактические игры; подвижные игры; творческие игры; трудовая деятельность в природе; опытническая деятельность; продуктивная деятельность.
- наглядные: рассматривания; наблюдения; прогулки; экскурсии по территории детского сада и вне ее; просмотр видеозаписей о родном крае
- словесные: беседы; рассказ воспитателя; рассказ из личного опыта; ознакомление с художественной литературой
- целесообразно использовать такие методические приемы, как: сравнение; вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг дугу и воспитателю, использование художественных средств.
Результат: повышенный интерес к достопримечательностям «малой родины» - города Пушкина и, как следствие, желание узнавать больше о других городах России, мира.

Перспективное планирование работы с детьми второй младшей группы
по теме «Моя семья – моё богатство»
Цель. Воспитание интереса и любви к городу, в котором мы живём.
Задачи.
1. Формировать способность к самопознанию себя как члена семьи, члена коллектива.
2. Формировать взаимоотношения между детьми на основе взаимной симпатии, привязанности к д/саду.
3. Формировать умение сопереживать, понимать другого человека.
Месяц Тема Игровая деятельность Продуктивная деятельность Участие родителей Итог, результат работы
Сентябрь Давайте познакомимся! д/и «Узнай по имени»
д/и «Назови ласково» Школа «Молодых родителей» Выпуск фотоальбома группы «Пчёлка»

Оформление портфолио «Моя семья»
Октябрь Я и мое имя д/ «Полное и неполное имя»
д/и «Назови ласково» Изготовление именных карточек на шкафчики»
Ноябрь моя семья с/р «Семья»
пальчиковые игры «Семья» и др.
д/и «Чья мама»
д/и «Определи настроение людей на картинках»,
проблемная - ситуация «Чем я могу обрадовать маму?» Рисование «Моя семья» Праздник «Мамочка любимая моя»
Декабрь Традиции моей семьи с/р игра «Отмечаем праздник»
муз.игра «Мама пироги печет»
Новогодний утренник , выпуск мини-газет «Праздник в моей семье», «Как я провожу выходные дни»
Январь Бабушки и дедушки с/р «В гостях у бабушки»
д/и «Чьи вещи»
этюд «Бабушка заболела» Составление генеалогического древа «Моя семья»
Февраль Моя группа д/и «Режим дня»
знакомство со схемами и опорными сигналами «Мытье рук», «Правила поведения в группе» и др. Лепка «Моя любимая игрушка» Спортивное развлечение «Мама, папа и я – спортивная семья»
Март Мой любимый детский сад с\р игры «Детский сад», «Повар», «Врач» и др
д\и «Собери картинку», «Чего не стало», «Продолжи описание», «Закончи предложение» и др. Совместное развлечение «Моя мама – лучше всех», аппликация «Открытка для мамы»
Апрель Мой адрес п/и «Автомобиль»
д/и «Найди и назови», «Разрезные картинки» и др Составление маршрута от дома до сада
Май Мониторинг знаний
Перспективное планирование работы с детьми средней группы
по теме «Мой район»
Цель. Создание условий для развития познавательного интереса к городу Пушкину.
Задачи.
1. Систематизировать представления детей о своей семье, своём доме.
2. Расширять представления детей о районе, в котором они живут, его истории (познакомить с названиями ближайших к саду улиц и их историей)
3. Развивать у детей навыки свободного общения со сверстниками.
4. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей, способность ориентироваться по плану
Месяц Тема Игровая деятельность Продуктивная деятельность Участие родителей Итог, результат работы
Сентябрь Моя семья с/р «Семья»
пальчиковые игры «Семья» и др.
д/и «Чьи вещи» Изготовление визитной карточки «Моя семья Создание макетов:
«Здание вокзала»
«Привокзальная площадь»

Оформление альбомов
«Улицы нашего города»
Октябрь Софийский бульвар – улица, на которой стоит наш детский сад д\и «Собери картинку», «Чего не стало», «Продолжи описание», «Закончи предложение» и др. Рисование «Листопад»
Коллективный коллаж «Софийский бульвар» Экскурсия «В гости к золотой осени»
Ноябрь Улица, на которой я живу д/и «Где я живу?», «Чей дом?»
«Найди и назови», «Разрезные картинки» и др Аппликация «Моя улица»
Декабрь Улицы родного города (микрорайона) д/и «Найди отличия», «Узнай по описанию» Экскурсии по улицам: Широкая, Привокзальная
Январь
Февраль Достопримечательности, расположенные в микрорайоне
д\и «Собери картинку», «Найди отличия»
игра «Заколдованный город» Рисование «Что больше всего запомнилось» Посещение вокзала, близлежащих памятников Поездка на электричке.
Март
Апрель Витебский вокзал – Царское Село (первая железная дорога) с/р игра «Железнодорожники»
д/и «Найди отличия», «Узнай по описанию» Конструирование железнодорожных путей и железнодорожной станции Посещение Витебского вокзала.
Рассмотреть с детьми паровоз и вагоны.
Май Мониторинг знаний

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы
по теме «Удивительный город детства моего»
Цель. Воспитание у детей уважительного отношения к культурным ценностям, истории своего города.
Задачи.
1. Формировать представление детей об истории зарождения города, пробудить ответственность за его судьбу.
2. Подвести детей к пониманию того, что облик города создавался на протяжении очень многих лет тяжёлым трудом многих людей.
3. Вызвать у детей чувство восхищения красотой города, гордости за принадлежность к жителям Пушкина.
Месяц Тема Игровая деятельность Продуктивная деятельность Участие родителей Итог, результат работы
Сентябрь Как возник наш город. Дворцовая слобода д/и «Узнай и назови»
мозаика «Герб города»,
д/и «Собери и назови» Рисование по впечатлениям Посещение Историко-литературного музея города Пушкина Создание мини музея «Мой город»

Альбом фотографий «Ворота» (постройки из различных видов конструктора)

Возложение цветов к монументу «Ополченцы»

Альбом фотографий «Сказочный дворец» (постройки из различных видов конструктора)

Царскосельский алфавит
Октябрь Садовая - первая улица города д/и «Найди и назови», «Разрезные картинки» и др
д/и Тематические кубики Экскурсия-прогулка. Рисование по полученным впечатлениям
Ноябрь «От кареты до ракеты…» д/и «Раз, два, три собери», «Разрезные картинки», «Найди отличия» Совместная констр. деятельность «Карета» Интерактив «Дворцовый экипаж»
Декабрь Ворота нашего города д/и «Узнай и назови»
д/и «Путешествие по Царскому Селу» Ворота, такие разные» (констр. деятельность) Эксурсия-путешествия «Ворота нашего города»
Январь «Героическое прошлое Царского Села» д/и «Узнай и назови»
д/и «Путешествие по Царскому Селу» Разрезные картинки «Памятники, возрождённые из руин и пепла» Составление рассказа о героях в моей семье
Посещение Историко-литературного музея города Пушкина
Февраль Екатерининский дворец Конструирование «Создай свой дворец»
д/и «Царскосельская мозаика» (по залам Екатерининского дворца) Сказочный дворец (пластилинография)
Игра-путешествие «В стране сказок» Посещение Екатерининского дворца
Интерактив «В гостях у сказочной феи»
Март Екатерининский парк д/и «Узнай и назови»
д/и «Путешествие по Царскому Селу»
д/и «Царскосельская мозаика» Создание своего вензеля (рисование)
Экскурсия в Екатерининский парк

Апрель Александровский дворец и парк д/и «Узнай и назови»
д/и «Путешествие по Царскому Селу»
д/и «Царскосельская мозаика» Весенний пейзаж (гравюра на картоне) Интерактив «На детской половине» Посещение Александровского дворца и парка
Май Мониторинг знаний
Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы
по теме «Царское Село – жемчужина России»
Цель. Обогащение и закрепление знаний детей о родном городе, его достопримечательностях и памятных местах.
Задачи.
1. Формировать у детей потребность в получении новых знаний о родном городе, научить видеть и понимать красоту и величие своего города.
2. Вызвать интерес к новой информации и желание "добывать" сведения об известных и незнакомых культурных и исторических ценностях род¬ного города.
3. Развивать у детей инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению.
4. Развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.
Месяц Тема Игровая деятельность Продуктивная деятельность Участие родителей Итог, результат работы
Сентябрь Осень в Царском Селе Памятники А.С.Пушкину в нашем городе д/и «Узнай и назови», кроссворды, ребусы
Осенний пейзаж (гравюра на картоне)
Экскурсия к памятнику А.С.Пушкину у Египетских ворот,
Посещение парков Конкурс чтецов Стихи А.С.Пушкина об осени

Составление альбома-путеводителя «Любимый уголок нашей семьи в родном городе»

Альбом «Город, в котором мы
живем» (фотографии и рассказы о родном городе)

Театрализованный досуг «Карнавал в Царском Селе»
(июнь)

Макета «Город будущего»

Октябрь Императорский Царскосельский Лицей
19 октября – День Лицея
Лицейское братство д/и «Собери герб лицея»
«Объясни значение», кроссворды, ребусы Викторина «Царскосельский Лицей» Экскурсия в Царскосельский Лицей Посещение экскурсии
Ноябрь Лицейские места д/и «Узнай и назови»
д/и «Путешествие по Царскому Селу»
д/и«Царскосельская мозаика» Составление рассказа и рисование по впечатлениям о посещении Лицея Экскурсия
Дача Китаевой
Декабрь Сказки А.С.Пушкина Викторина по сказкам А.С.Пушкина
д/и «Из какой сказки?» (предметы, отрывки из сказок) «Вечер пушкинских сказок» (театрализованный досуг совместно с родителями) Создание «Книги сказок» (создание совместно с родителями иллюстраций к сказкам)
Январь
Февраль Зима в Царском Селе «Взятие снежной крепости» (развлечение на улице) Зимний пейзаж
(выставка детских работ) Прогулки с детьми по заснеженным паркам
«Парк, воспетый поэтом…»
Март Знаменитые люди нашего города д/и «Узнай и назови»
д/и«Путешествие по городу»
д/и «Мой город»
д/и«Царскосельская мозаика» Фотоколлаж «Знаменитые люди нашего города»

Встреча с интересными людьми, внесшими вклад в развитие города»


Апрель Современный город «Город будущего»
(постройки из различных видов конструктора)
с/р «Строители»
Краеведческая - игра «Удивительный город»
Рассказ родителей и ребенка о любимом уголке родного города. Изготовление макета «Город будущего»
Составление рассказов «Каким я вижу родной город в будущем»
Традиции Царского Села д/и «Узнай и назови»
д/и«Путешествие по Царскому Селу»
д/и «Царскосельская мозаика»
д/и «Мой город» Изготовление карнавальных костюмов

Организация выставки «Карнавальных костюмов»
Май Мониторинг знаний

Планируемые результаты освоения программы

К концу 2 младшей группы дети должны владеть следующими знаниями и представлениями.
1. знает свое имя, возраст, пол
2. называет членов своей семьи, их имена
3. знает название своего города
К концу средней группы дети должны владеть следующими знаниями и представлениями.
1. знает свое имя, фамилию, возраст, имена членов своей семьи
2. знает семейные традиции
3. знает свой домашний адрес, название города в котором живет
К концу старшей группы дети должны владеть следующими знаниями и представлениями.
1. знает свое имя, отчество и фамилию, имена и отчества родителей
2. может рассказать об улице, на которой живет
3. может рассказать о своем родном городе, назвать главные улицы города
К концу подготовительной группы дети должны владеть следующими знаниями и представлениями.
1. знает как называется наша страна
2. знает как называется город, в котором ты живет
3. знает кто основал наш город. Сколько городу лет
4. может назвать главные улицы и площади
5. знает как называется улица, на которой живет. Почему она так называется
6. может назвать памятники, знаменитым людям, прославившим наш город

Используемая литература:

1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (пособие по гражданско-патриотическому воспитанию в средней группе) 2007,М., ООО «Издательство Скрипторий 2003»
2. «Мой родной дом» составитель Н.А. Арапова-Пискарева, М.,2004
3. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников (из опыта работы). Блоки: «Здравствуй, это я», «Вместе дружная семья» (средняя, старшая, подготовительная группы) – гербы, родословная, малая родина и т.д. (ж-л «Справочник старшего воспитателя» № 1, 2007, с. 38.
4. Формирование гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста. (ж-л «Справочник старшего воспитателя» № 2, 2007, с. 4)
5. «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А.Кондрыкинской, творческий центр «Сфера», М., 2003
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar