Главное меню
Семинар- практикум для родителей "Воспитание культуры поведения дошкольников в семье"
  • Категория:
  • Автор:
    Пискарева Лариса Борисовна
  • Рейтинг:
    5.0/2
Семинар – практикум для родителей
«Воспитание культуры поведения
дошкольников в семье»


Пискарева Лариса Борисовна
воспитатель
МБДОУ детский сад №10
Тверская область, г.Конаково
larisa.piskareva@bk.ru
14.05.2014.

Настоящий семинар-практикум представляет собой систему занятий педагогического обучения родителей по одной из проблем всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста – воспитания культуры поведения. Содержит конкретные задачи воспитания культуры поведения у дошкольников 3-5 лет в семье,раскрывает их содержание для данного возрастного периода дошкольного детства. В основу семинара положен принцип согласованности и одновременности воспитательных усилий семьи и детского сада, активизации педагогической деятельности родителей и их самообразования.
Задачи семинара-практикума : помочь родителям в становлении их педагогической культуры, в овладении ими искусства воспитания детей.

Третий год жизни.

Занятие 1. «Задачи и особенности воспитания в семье культуры поведения у детей третьего года жизни»


*Понятие «Культура поведения» и его сущность.
Согласованность и одновременность воспитательных усилий семьи и детского сада – условие воспитания культуры поведения.
*Роль семьи в воспитании личности ребенка.
*Нравственная атмосфера семьи . Традиции семьи.
Разносторонние духовные потребности членов семьи, согласие и взаимное уважение. Любовь к детям ,уважение личности ребенка.
Педагогическая культура родителей , их самообразование.
*Задачи нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Установление контакта по всем вопросам воспитания с педагогом группы, в которой воспитывается ребенок.

Практикум к занятию 1.
*Посещение детского сада.
Согласованность детского сада и семьи в методах воспитания детей
*Ознакомление с особенностями и традициями детского сада, условиями жизни и деятельности детей в группе (место за столом, умывальная комната, уголки для игр и разнообразной деятельности, игровые площадки)
*Знакомство с основными положениями годового плана группы.

Занятие 2. «Воспитание положительно- эмоционального отношения детей к детскому саду».

*Обеспечение вместе с семьей более быстрого привыкания ребенка к новым условиям детского сада.
Для формирования положительно- эмоционального отношения детей к детскому саду знакомство с ними лучше начать в домашней обстановке, до поступления их в детский сад. Воспитатель выявляет интересы и наклонности ребенка, чтобы учесть их впоследствии при организации деятельности детей в детском саду.
*Консультации врача , повара, музыкального руководителя для родителей по интересующим их вопросам воспитания .
Предметом обсуждения могут быть условия жизни воспитанников в семье.
Примерные вопросы к посещению семьи.
1.Каковы взаимоотношения между членами семьи?
Как относятся родители к ребенку, его поведению, деятельности? Как относится ребенок к родителям, близким?
2.Согласованны ли в семье воспитательные воздействия взрослых?
3.Созданы ли условия для самостоятельной деятельности ребенка: место для игр, занятий, труда? Сформированы ли у ребенка такие качества ,как самостоятельность в различной деятельности и поддержание порядка в детском уголке ?
4.Соблюдается ли режим в семье? Отношение ребенка к режиму?


Практикум к занятию 2.
Посещение воспитателем семьи проводится в удобное для родителей время, по согласованию с ними.
*Анализ воспитателем условий для самостоятельной деятельности детей в семье на основе посещений, бесед с родителями (вешалка для одежды на уровне роста детей, подставка для ног к раковине для умывания, наличие индивидуальной зубной щетки, расчески; устройство игрового уголка)Подбор игрушек для игр дома и на воздухе ,педагогические требования к ним.
*Довольны ли родители сложившимися навыками, привычками своего ребенка? Обсудить с воспитателем пути корректировки навыков и привычек ребенка с учетом его особенностей и условий жизни в семье.
*Гигиенические и педагогические требования к одежде детей. Показ образцов одежды и обуви.
*Задание родителям: понаблюдать за своим ребенком, его поведением и отношением к взрослым, членам семьи, окружающим. Факты наблюдений, которые фиксируют родители, являются предметом обсуждения на последующих практикумах.

Занятие 3. «Воспитание опрятности, аккуратности».

*Опрятность, аккуратность, чистоплотность – существенные компоненты культуры поведения.
Круг правил личной гигиены определяется не только правилами гигиены и эстетики , но моральными нормами, в соблюдении которых проявляется уважение к окружающим.
*Простота , удобство, соблюдение гигиенических и педагогических требований к обуви ,одежде ребенка.
Воспитание хорошего вкуса ,чувства меры в подборе одежды для детей, бережное, аккуратное обращение с одеждой, предметами быта, игрушками.
*Объем навыков и привычек опрятности, аккуратности.


Практикум к занятию 3.
*Изготовление родителями комплектов одежды для кукол, находящихся в доме (для различных сезонов, с такими же , как у детей застежками),а также вешалок для этой одежды.
*Проанализировать, все ли предусмотрено для формирования навыков культуры еды, опрятности, аккуратности.
Вопросы для анализа воспитатель может поместить на информационном стенде для родителей.
Литература.
Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка.-М.,1985.
Амонашвили Ш.А. Созидая человека.- М.,1982.

Четвертый год жизни.

Занятие 1. «Задачи и особенности воспитания культуры поведения у детей четвертого года жизни»

*Педагог раскрывает задачи воспитания культуры поведения и особенности физического и нервно-психического развития четырехлетнего ребенка.
Несмотря на имеющиеся навыки опрятности, аккуратности, культуры еды, показывает на необходимость их совершенствования.
*Соблюдение правил гигиены. Чистота одежды, обуви, аккуратное обращение с ними.
*Культура приема пищи, пользование столовыми приборами ,поведение за столом. Самообслуживание ,активности в выполнении действий.
*Воспитание бережного обращения с игрушками и вещами личного и общественного пользования.


Практикум к занятию 1.
*Сравнительный анализ достижений и трудностей в воспитании культуры поведения у детей третьего и четвертого года жизни. Выбор совместных с семьей воспитательных воздействий.
*Оформление наглядной информации для родителей в соответствии с обсуждаемой проблемой.

Занятие 2. «Воспитание культуры деятельности»

*Понятие о детской деятельности.
Воспитание у четырехлетнего малыша интереса к разнообразной деятельности и желание все делать самому. Поощрение самостоятельных усилий ребенка.
*Создание в семье условий для самостоятельной деятельности ребенка.
Введение постоянных поручений в семье. Содержание в порядке игрушечного хозяйства, книг, игр, поделок. Воспитание ответственности за порученное дело.


Практикум к занятию 2.
*Обмен опытом родителей по воспитанию у детей бережного отношения к игрушкам и вещам.
Литература .
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности .- М.,1980

Пятый год жизни.

Занятие 1. «Воспитание культуры общения»


*Культура поведения - проявление уважения к окружающим, скромность, чувство собственного достоинства.
Культура поведения в повседневном общении с окружающими в детском саду, дома, в общественных местах, транспорте: соблюдение тишины, когда взрослые отдыхают, работают, внимание к просьбам старших, их выполнение, поддержание установленного порядка.
*Изучение и воспитание мотивов поведения ребенка.
Недопустимость капризов, эгоистических проявлений. Забота взрослых о формировании опыта нравственного поведения ребенка в деятельности, повседневном общении.
*Эстетика поведения, чувство меры в поведении, выборе одежды,игрушек.


Практикум к занятию 1.
*Знакомство родителей с принципами и нормами нравственности.
*Анализ конкретных требований и правил поведения ребенка дома, в детском саду, общественных местах.
*Воспитатель в качестве домашнего задания предлагает родителям поручения, которые помогут формировать навыки и привычки культурного поведения у детей.
*Обсуждение вопросов воспитания бережного отношения к игрушкам и вещам.


Занятие 2. «Наше собственное поведение - самая решающая вещь» (А.С.Макаренко).

*Авторитет и пример родителей в воспитании и культуре поведения.
*Факторы, обусловливающие авторитет родителей.
*Основные трудности в процессе воспитания культуры поведения у вашего ребенка.
*Особая роль матери, отца в воспитании детей.


Практикум к занятию 2.
*Можно ли на основе наблюдений за поведением ребенка в игре сделать заключение о его развитии, воспитанности.
*Решение педагогических задач ,ситуаций из опыта воспитания в семье.


Занятие 3. «Воспитание культуры общения со сверстниками»

*Воспитатель задает родителям вопросы, предлагает им высказать свое мнение , например: ребенок привел в дом сверстника, назвав его своим товарищем. Родители высказали отрицательную оценку товарищу и запретили с ним дружить .Правильно ли поступают родители?
*Совместно с родителями находят ответы на вопросы , возникающие на занятиях: Почему Марина плохо играет с детьми? Отчего Галя очень медленно привыкает к новым условиям? Как преодолеть отрицательные привычки?
* Воспитатель обобщает ответы родителей и делает заключение.


Практикум к занятию 3.
*Вопросы к практикуму помещаются на информационном стенде.
1.Пронаблюдайте поведение вашего ребенка в процессе общения со сверстниками.
2.Постарайтесь выяснить мотивы детской дружбы. В чем проявляется общность интересов , каковы они? Выяснив мотивы дружбы, следует корректировать отношения детей, обогащать их интересы, увлечения(коллекционирование, спортивные развлечения, рукоделие)
3.Познакомьтесь с семьей товарища вашего ребенка.
4.В развитии взаимоотношений детей опирайтесь на лучшие стороны, качества и поступки вашего ребенка .
5.Будьте тактичны в отношении к детям, сохраняйте их достоинство.
Литература.
Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. Соч. В 7 т.-М.,1984.


Предложенный материал был положен в основу годового плана работы с родителями детей возрастных групп 3-5 лет по воспитанию культуры поведения.Семинар-практикум предполагал изучение нравственной воспитанности ребенка на основе постоянного наблюдения за его поведением. На занятиях семинара рассматривались основные вопросы воспитания культуры поведения,предусматривалось своеобразие их решения,предлагался перечень самостоятельных действий, навыков, привычек, которые должны быть воспитаны у дошкольников. Педагогический практикум, который предлагает различные формы работы:практические занятия,консультации,обобщение опыта воспитания в семье, диспуты помогает родителям применять в практике воспитания своих детей основные положения педагогики.
avatar
1 OOOGenius • 16:16, 10.06.2014
Ваша работа прошла проверку на плагиат, оригинальность 100%
avatar