Главное меню
Детское экспериментирование в домашних условиях
  • Категория:
  • Автор:
    Васильева Надежда Николаевна
  • Рейтинг:
    2.0/2

Детское экспериментирование — это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познавания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка — ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребенком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «Много будет знать, скоро состарится». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро — в первых же классах школы, когда ваш ребенок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.


Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности: во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.


Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.


Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, 

что быстрее растворится:
• морская соль
• пена для ванны
• хвойный экстракт
• кусочки мыла и т.д.

 

мыльные пузыри — из чего их лучше сделать:
• из мыла
• из шампуня
• из геля для душа
• из пены для ванны

 

Почему получаются мыльные пузыри?
Молекулы воды и мыла соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

 

«Плавучесть веществ»
Опыт «Тонет — не тонет»
Вопросы:
— Как ты думаешь, что утонет, а что нет? (предметы, находящиеся в ванной комнате: мыло, флаконы из-под шампуня, мыльница, игрушки, губка и т.д.)
• Как ты думаешь, что быстрее утонет? Почему? Давай проверим.
• Что надо сделать, чтобы губка утонула?
• Как ты думаешь, может ли утонуть эта пластмассовая мыльница? Что для этого нужно?

 

Кухня — это место, где ребенок обычно мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но процесс приготовления еды может стать одним из моментов развития любознательности и исследовательской деятельности ребенка. Например, Вы печете блины, пироги и добавляете в тесто дрожжи или соду, гашенную уксусом. Покажите ребенку, как появляется пена, предложите послушать, как шипит сода, когда в нее добавляют уксус. Эта химическая реакция очень интересна ребенку.
________________________________________
Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых емкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберет в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы.


Важно только, чтобы вопросы ребенка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе. (Показ книг).


Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребенок рисует. У него кончилась зеленая краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать 2 краски. Путем проб и ошибок ребенок найдет верное решение. К тому же в ходе экспериментирования он может получить еще несколько новых оттенков. Предложите ему записывать все, что он делает. Если ребенок еще не умеет писать, пусть отмечает на листе бумаги свои действия с помощью условных знаков.


При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами строго соблюдайте правила безопасности. Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar