Главное меню
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Юные исследователи»
  • Категория:
  • Автор:
    Морозова Ирина Афанасьевна
  • Рейтинг:
    2.0/1

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе

Тема: «Юные исследователи»


Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»,

                                                                       «Художественное творчество», «Безопасность»

                                                                       «Физическая культура», «Музыка»

                                                               

Задачи:

1)      Познакомить с понятием полезные ископаемые, со свойствами полезных ископаемых (песок, мел, глина, каменная соль, уголь) и их применением. Формировать стремление к поисково-познавательной деятельности; развивать мыслительную активность, сен-сорное восприятие, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. («Познание»)

2)      Формировать социальные навыки: работать в коллективе, в группах;  высказывать свою точку зрения, договариваться, приходить к единому мнению. Вызвать радость от открытий. («Социализация»)

3)      Расширять словарный запас  и активизировать в речи слова по теме (Коммуникация)

4)      Формировать опыт отражать впечатления от опытов в рисунке, лепке, используя выбор художественных материалов  для своих работ.  (Художественное творчество)

5)      Закрепить правила безопасного обращения с инвентарём во время опытов и безопасного поведения во время двигательной активности.  (Безопасность)

6)       Формировать опыт соблюдать правила в подвижной игре, выполнять движения в соответствии с текстом; развивать двигательную активность. (Физическая культура)

 

Методы и приемы: (по методике Н.А.Коротковой)

 - практические: выполнение заданий в играх и во время показа мультимедийной презентации, постановка опытов, выполнение творческих  работ (продуктивная деятельность), составление рассказа по плану

 - наглядные: рассматривание, просмотр мультимедийной презентации

 - словесные: беседа, загадывание загадок, рассказ, составление коллективного рассказа,

                             вопросы, чтение энциклопедического материала

 

Материалы и оборудование: (по методике Н.А.Коротковой)

 Для воспитателя: физическая карта Самарской области, игрушка «Интересик» - хозяин уголка «Науки» в группе; дидактическое пособие «Ромашка умных вопросов», игра «Чудесный мешочек» с образцами природного материала и карточками-символами, книга «Толковый словарь русского языка»  Ожёгова, коллекция полезных ископаемых,    2 столика, магнитная доска. Проектор и экран, указка и мультимедийная презентация «Богатство Земли Самарской».

 Для детей: ковёр (поляна) с мягкими подушками, «Лаборатория Интересика»: 5 столов, на каждом  материал для группового экспериментирования,  на каждого ребенка: «алгоритм» проведения опытов, миски, мерная ложка, лупа, стаканчик с водой, полезные ископаемые, воронка, вата, салфетки, поднос, фломастеры.

 

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

(по методике Н.А.Коротковой)

Познавательно-исследовательская

Наблюдения,  решение проблемных ситуаций, экспериментирование,  дидактические игры

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами ( дидактические, подвижные)

Продуктивная

Деятельность в творческой мастерской по изготовлению предметов детского творчества

Двигательная

Подвижная игра, игровые упражнения, двигательные паузы, физминутки

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов, отгадывание загадок, словесные игры, ситуативные разговоры,вопросы

Музыкально-художественная

 Подвижные игры с музыкальным сопровождением

Чтение художественной литературы  (восприятие)

 

Рассказывание, чтение энциклопедической литературы, обсуждение

Трудовая

Поручения ( в том числе подгрупповая), познавательные опыты и задания

В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22.

 

 

Логика образовательной деятельности

 

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Сюрпризный момент: в группе «Интересик» рассматривает карту Самарской области, не замечает детей.

Воспитатель обращает внимание на появление друга «Интересика», хозяина уголка «Науки»

 

 

Дети входят в группу, замечают друга, здороваются с ним, интересуются:

- Чем он занят?

Склоняются над картой, рассматривают её.

 

 

Создание интереса

к теме, радость от общения с другом

2.1

Беседа с использованием мультимедийной презентации.

«Интересик» задаёт вопросы поискового характера:

-Что это за большой цветной лист?

-А где на карте лес?

-Покажите где реки?

-А что нарисовано коричневым цветом?

-А что означают чёрные маленькие рисунки?          

                         (Слайд 1)

Дети рассматривают слайд с изображением  карты Самарской области. Поддерживают беседу: выслушивают вопрос, отвечают на него и выполняют предложенные задания «Интересика»: отыскивают на интерактивной доске ответы и показывают другу.

 

Предлагают варианты ответов, рассуждают

Уточнение знаний о физической карте Самарской области, о её богатстве.

 

Обогащение словаря достопримечательностями Самарской области.

 

 

 

 

Поддерживание интереса, развитие мыслительной активности

2.2

Воспитатель показывает энциклопедию Ожёгова, даёт понятие «полезные ископаемые».

Знакомит с условными обозначениями-символами.   (Слайд 2)

Рассматривают энциклопедию, слушают.

 

 

Рассматривают условные обозначения-символы, запоминают ископаемые

Расширение кругозора детей.

 

 

Усвоение обозначений полезных ископаемых

2.3

Воспитатель предлагает «Интересику» поиграть в игру «Найди и покажи...»

(…где добывают уголь? Мел, соль, глину, песок?)

Призывает детям помочь

другу «Интересику»

                        (Слайд 3)              

 

Дети выполняют задание на карте, находят места (залегания) добывания полезных ископаемых по соответствующим знакам, называют их.

 

Уточнение географических символов, умение ориентироваться на карте, развитие речи

3

Воспитатель зовёт детей на ковёр (полянку): загадывает загадки о полезных ископаемых и просит найти отгадки в «Чудесном мешочке»

Дети проходят на ковёр и рассаживаются на подушечках. Выслушивают загадки, достают из мешочка  отгадку, рассматривают её.

 

Активизация мышления, развитие сенсорного восприятия

4

«Интересик» задаёт поисковый вопрос:

«Как добывают …соль?»

(Уголь, песок, глину?)

                         (Слайд 4)                     

Заслушивают вопрос,  рассуждают, высказывают точку зрения.

Правильный ответ находят на слайде.

Расширение кругозора, пополнение словарного запаса,

развитие речи и мышления

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1

Задание: разделиться на группы для подвижной игры на ковре-полянке

«1,2,3 – своё полезное ископаемое найди».

Игра повторяется 3 раза.

 

Вопрос: «Как можно поделиться на группы?»

«Интересик» предлагает разделиться на группы путём жеребьёвки с помощью карточек.

 

Физминутка

Дети высказываются:

- по цвету волос (глаз)

- на мальчиков и девочек:

 - по росту; - по желанию…

 

Дети по очереди достают из «волшебной коробочки» карточку с ископаемым, объединяются в группы. Выполняют правила игры: с окончанием музыки группа выстраивается у своей метки-карточки.

 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Развитие двигательной активности, безопасности во время проведения игры;

формирование  умения ориентироваться в пространстве (на ковре), группироваться по-разному для подвижной игры и проведения в дальнейшем опытной деятельности.

 

 

Снятие напряжения

6

«Интересик» приглашает детей пройти в свою «лабораторию» для самостоятельного  изучения свойств одного из полезных ископаемых

Дети надевают фартуки, нарукавники и проходят группами к заранее приготовленным  5 столам, соотнеся свои карточки с картинкой на столе

Подготовка к проведению опытов, создание интереса к экспериментированию и глубокому познанию выбранных предметов

7

Воспитатель создаёт условия для детской самостоятельной экспериментальной деятельности. Предлагает рассмотреть материалы и оборудование, изучить алгоритм проведения опытов и  вспомнить правила безопасного об-ращения с материалами

 

Дети знакомятся с материалами для опытной деятельности, рассматривают, изучают алгоритм проведения эксперимента, вспоминают ранее изученные правила безопасного обращения с предметами для опытов

 

Формирование умения самостоятельного проведения опытов по алгоритму;

уточнение представлений детей о полезных ископаемых, правилах безопасного поведения

8

8.1

Опыты выполняют  сразу

Опыт с песком.

Цель: Уточнить свойства: песок – состоит из крупинок, сыплется, не лепится (мокрый – лепит-ся, не сохраняет форму); пропускает воду и не растворяется в ней; используется в строительстве и  белый  при изготовлении стекла.

 

все 5 групп  одновременно.

 

 

Дети экспериментируют самостоятельно, достигают результаты, определяют его с помощью определённого символа. Делают выводы.

Оборудование на каждого

 

 

 

Развитие мышления;

уточнение представлений о свойствах песка.

8.2

Опыт с глиной.

Цель: Уточнить свойства: глина – не сыплется, ле- пится; сохраняет форму; частично растворяется в воде; не пропускает воду; делают посуду, исполь-зуют  строительстве.

 

 

Дети действуют самостоятельно, достигают результата, определяют его с помощью определённого символа. Делают выводы.

 

 

 

Развитие мышления;

уточнение представлений о свойствах глины.

8.3

Опыт с мелом.

Цель: Свойства: мел –  белый, можно писать, сыплется; используется в строительстве.

Дети выполняют опыт самостоятельно, общаются, достигают результаты, определяют его с помощью определённого символа.

Развитие мышления;

уточнение представлений о свойствах мела.

8.4

Опыт углём.

Цель: Свойства: уголь – черный, горит, сыплется; используется в народном хозяйстве, как топливо.

Дети рассуждают, проводят самостоятельно свои опыты, анализ результатов, определяют его с помощью определённого символа.

Развитие мышления;

уточнение представлений о свойствах угля.

8.5

Опыт с каменной солью.

Цель: Уточнение свойств каменной соли.

Дети действуют самостоятельно, достигают результаты, определяют его с помощью определённого символа.

Развитие мышления;

уточнение представлений о свойствах каменной соли.

9

«Интересик»   просит рассказать юных исследователей, что они узнали о своем    полезном ископаемом  через дидактическое пособие «Ромашка умных вопросов»

Дети распределяют между собой лепестки-подсказки. Каждый ребёнок  смотрит    на карточку-подсказку и рассказывает о том, что узнал о полезном ископаемом через опыты.

Сопровождение познавательной игры речью;

формирование умения составлять коллективный рассказ о полезном ископаемом.

10

Педагог создаёт условия для продуктивной деятельности: рисование, лепка, предлагает пройти юным исследователям в «Творческую мастерскую»

Дети выбирают для себя художественный материал (мелки, уголь, каменную соль, глину), объединяются в пары (группы) по интересам и выполняют творческую работу

Обмен впечатлениями. Создание индивидуальных или совместных творческих работ, перенесение своих впечатлений в рисунок, поделку.

11

Заключительная часть. «Интересик» просит детей поделиться своими впечатлениями от опытов через игру «Мы не скажем, а покажем»; рассматривает работы детей, хвалит, вручает «Орден Интереса»

 юным творцам и исследователям.

Дети пробуют без слов, с помощью мимики и пантомимики «рассказать» о проведённом опыте, о своих впечатлениях.

 

 

 

Радуются подаркам, благодарят «Интересика».

Умение передать без слов проведённые опыты, развитие мимики и пантомимики у детей.

 

 

 

 

Мотивация к дальнейшей поисковой деятельности в свободное время.

 

 

 

Итоговое мероприятие: Выставка «Полезные ископаемые Самарской области».

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar