Главное меню
05.01.201543550
«Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми
  • Категория:
  • Автор:
    нигмедзянова лидия петровна
  • Ник автора на сайте:
    lidi61
  • Рейтинг статьи:
    3.0/2
    2 голоса
«Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми

Проблема. Дети с нарушением речи имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Поэтому «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи» в настоящее время актуален.
Его Актуальность обусловлена тем, что средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Изначально принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Новизной и отличительной особенностью является использование песочной терапии в коррекции познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений, развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.
Необходимость пескотерапии существует и рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с нарушениями речи мелкой моторики, тактильной чувствительности, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.

цель:
1. Развитие познавательных процессов и тактильной чувствительности посредством пескотерапии у детей с нарушениями речи.
2. эмоционально-личностное развитие ребенка. Это формирование творческого потенциала, способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать; развитие творческого мышления, исследовательского интереса, познавательной активности.

задачи
1. релаксация, снятие мышечной напряжённости; 2. развитие зрительно-пространственной ориентировки; 3. концентрация внимания, памяти; 4. развитие логики и речи; 5. стабилизация эмоционального состояния; 6. развитие творческих (креативных) способностей; 7. способствует развитию рефлексии самоанализа) ребёнка 8. формирование позитивной коммуникации.
Песочная терапия имеет свои основные принципы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию. 2. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям. 3. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные резуль­таты: у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; обучающиеся чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке.
В качестве песочной терапии используем следующее оборудование
1. Песочный модуль с деревянными бортами с пластмассовым полупрозрачным дном зеленого цвета и подсветкой для рисования на сухом песке.
2. Центр воды и песка.
3. Чистый, просеянный песок.
4. «Коллекция» миниатюрных фигурок
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.

Краткая теория пескотерапии
Результаты многочисленных исследований констатируют в настоящее время, что большинство современных детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Так же отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи в этом возрасте, которые имеют различную структуру и степень выраженности.
Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельным. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо.
У многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д. В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и пескотерапия. Формы работы с песком
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка. Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.
Тактильное ощущения песка

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления
- развитие мелкой моторики рук; - развитие речи; - расширение словарного запаса; - освоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза; - развитие фонематического слуха и восприятия; - развитие связной речи, лексико-грамматических представлений; - изучение букв, освоению навыков чтения и письма

Пишем на песке
Постройка ракеты на Байконуре
Выставление игрушек на песок
сафари
Необыкновенные следы ,,прыгают зайцы,,
Рисуем на песке
Ракета из песка
Рисунки ребят
Пишем пальчиками
Как на море
Работа с песком
Выкладываем буквы на песке
Игры с животными
Знакомства с морскими обитателями
Придумываем сюжет игры
Выкладывание фигурок на песке
Рисуем предметом на песке
Пишем пальчиками
Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar