Главное меню
04.11.201613350
Формирование умения разрешать конфликтные ситуации в самостоятельной игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
  • Категория:
  • Автор:
    Кудряшова Елена Юрьевна
  • Ник автора на сайте:
    Алена7198
  • Рейтинг статьи:
    0.0/0
    0 голосов
1.1. Общая характеристика понятия «конфликт»

Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который далеко не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением и разрешением противоречия.
Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития.
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.
Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
Признаками конфликта являются:
• наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной,
• неделимость объекта конфликта, т.е. объект конфликта не может быть поделен между участниками конфликтного взаимодействия;
• желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации.
Конфликтное противостояние предполагает определение области (проблемы) противоречия, т.е. предмета конфликта.
Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема власти, первенства, совместимости сотрудников).
Отсюда субъект конфликта – участники конфликта, оппоненты, чьи интересы затронуты непосредственно.
Объект конфликта – то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип) ценность.
Конфликты протекают в пространстве, во времени и с участием ряда субъектов. Выделяют временные (продолжительность конфликта во времени), пространственные (определение территории, в пределах которой происходит конфликт) и субъектные (количество основных участников) его границы.
В связи с тем, что конфликты имеют самую разную природу возникновения, их количество и разнообразие велико. Классификация конфликтов проводится в соответствии с рядом факторов: способом их разрешения (насильственные, ненасильственные), сферой проявления (политические, социальные, экономические, организационные); направленностью воздействия (вертикальные, горизонтальные), степенью выраженности (открытые, скрытые); количеством участников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые); наличием объекта конфликта (объектные, безобъектные), затронутыми потребностями (интересами, взглядами).
Принципиально разделение конфликтов на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые).
Указанные конфликты выполняют различные: позитивные и негативные функции. Позитивные функции характеризуют, чем данный конфликт может быть полезен для его участников. Отрицательные функции конфликта определяются затратами (эмоциональными, материальными, временными и прочими) ресурсов на участие в конфликте и преодоление его последствий.
Конфликт, как считает Н.В.Гришина, проходит через следующие этапы развития:
1. возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);
2. осознание ситуации как конфликтной;
3. конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);
4. разрешение конфликта
Предконфликтная ситуация, по мнению Г.И.Козырева, - это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности
Социальная напряженность представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер.
В реальной жизни причины возникновения социальной напряженности могут накладываться одна на другую или подменяться одна другой.
Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе.
В основе конфликта, по мнению Е.М.Бабосова, лежат субъективно-объективные противоречия. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. Конфликтное взаимодействие возникает только тогда, когда в самых глубинах социальной жизни существуют объективные предпосылки возникновения конфликтной ситуации.
Конфликты изначально происходят в результате нарушения баланса интересов двух и более сторон.
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:
• объективных,
• организационно-управленческих,
• социально-психологических,
• личностных.
Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный.
Понимание объективно-субъективного характера причин конфликтов окажется весьма полезным в дальнейшем при определении способов предупреждения межличностных конфликтов, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах.
К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер.
Итак, конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.
Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика воспитательной работы в детском саду показывает, что отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Рассмотрим подробнее виды конфликтов между детьми дошкольного возраста.

1.2. Виды конфликтов между детьми дошкольного возраста, возникающие в процессе игровой деятельности

Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.
В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях – крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие – очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.
Межличностные отношения (взаимоотношения) – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы.
Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых развертывается конфликт, позволяет перейти к его описанию и анализу. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются.
Общение с детьми – необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Способность детей к совместной деятельности изучается в контексте взаимодействия детей в совместной (или социальной) игре. При этом исследуются приспособление к партнерам во время игры, типы социального взаимодействия в игре (обмен игрушками, физический контакт, беседа и пр.), выделяются различные типы социальных реакций.
Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Специфика детской игры заключается в том, что она имеет замещающий характер по отношению к деятельности взрослых и служит средством, реализующим желание ребенка участвовать во «взрослой» жизни. И.В.Маврина подчеркивает, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты со взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности.
С точки зрения Д.Б.Эльконина, игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе.
Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые формируют умение общаться в коллективе сверстников.
Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т.д.
Л.И.Божович отмечает, что основной линией развития ребенка является постепенное освобождение от конкретной ситуации, переход от ситуативного общения к внеситуативному. Такой переход дается малышу непросто, и взрослому нужно приложить определенные усилия для того, чтобы ребенок смог преодолеть давление воспринимаемой ситуации. А вот в игре такой переход происходит легко и естественно.
Формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей. А, организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть), мы способствуем развитию их общения. И все-таки, хотя дети очень любят играть вместе, далеко не всегда их игра проходит мирно. Очень часто в ней возникают конфликты, обиды, ссоры.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта. Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников.
Таким образом, по мнению Рояк А.А., Репиной Т.А., следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: конфликт в операциях и конфликт в мотивах.
Необходимо также четко обозначить понятие самого внутреннего конфликта, т.к. в литературе понятия внутреннего и внешнего конфликтов четко не разграничены.
Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.
Внутренний психологический конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения.
В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности.

1.3. Причины возникновения конфликтов и способы воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта

Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, способствующие психическому развитию в целом и формированию личности. Подчеркивается, что взрослому необходимо знать возможные причины возникновения детских конфликтов, прогнозировать поведение детей в соответствии с возрастом и специально обучать детей наиболее оптимальным способам общения в них.
При выявлении причин возникновения конфликтов Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский исходили из того, что игра, как и другие виды совместной деятельности, обладает определенной коммуникативно-организационной основой. Сюда относится ряд организационных задач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, определение состава ее участников, распределение ролей и др. Они предположили, что конфликты между детьми возникают именно при решении подобных коммуникативно-организационных задач.
В связи с этим были выделены семь основных причин возникновения конфликтов:
1. разрушение игры;
2. по поводу выбора общей темы игры;
3. по поводу состава участников игры;
4. из-за ролей;
5. из-за игрушек;
6. по поводу сюжета игры;
7. по поводу правильности игровых действий.
Кроме того, говоря об изменении с возрастом причин возникновения конфликтов между детьми дошкольного возраста, Д.Б.Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.
Интересны также исследования Я.Л.Коломинского и Б.П.Жизневского по проблеме способов воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта. При рассмотрении особенностей поведения детей в ходе конфликта ими было проанализировано более 3000 актов поведения в виде соответствующих высказываний, действий и других форм воздействия на сверстников.
При этом были выделены следующие способы воздействия детей на других участников игрового конфликта:
1. «Физическое воздействие» – сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т.д.
2. «Опосредствованное воздействие» – в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.
3. «Психологическое воздействие» – сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т.д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.
4. «Словесное воздействие» – в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий – «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.
5. «Угрозы и санкции» – сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий,— например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры – «Я с вами не буду играть»; угрозы разрыва отношений в целом – «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т.п.
6. «Аргументы» – сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании – «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре – «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т.д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам, - например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т.д.
У детей в возрасте от одного до трех лет основным «аргументом» в спорах со сверстниками является применение тех или иных средств физического воздействия. В возрасте 3-4 лет происходит определенный перелом и на первое место выходят способы «словесного воздействия», а в последующем наблюдается все большее использование различных обоснований своих действий с помощью разнообразных объяснений своего поведения и поведения сверстников, взаимооценок себя и партнеров по игре.
Такие формы поведения детей в ситуации игрового конфликта, как «физическое воздействие» и «аргументы», имеют достаточно выраженные тенденции соответственно к снижению и к увеличению. В свою очередь, приемы «словесного воздействия» достигают своей кульминационной точки в возрасте 3-4 лет, а затем постепенно идут на убыль.
В целом следует отметить особое значение среднего дошкольного возраста как определенного переломного момента в развитии совместной игры у детей. Здесь впервые отмечается преобладание способов «словесного воздействия» на соперников в ситуации конфликта над средствами открытого давления. Другими словами, конфликт как открытая конфронтация с применением физической силы определенным образом эволюционирует и все более превращается в словесный спор, т.е. происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний. Вначале происходит замещение физических действий словом, затем словесные способы воздействия усложняются и предстают в виде различного рода обоснований, оценок, что, в свою очередь, открывает путь к обсуждению спорных вопросов и нахождению взаимоприемлемого варианта решения.
Итак, в результате теоретического анализа литературы по проблеме конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности, мы приходим к следующим выводам:
1. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.
2. Среди причин возникновения конфликтов между дошкольниками в игре отмечают следующие: разрушение игры, по поводу выбора общей темы игры, по поводу состава участников игры, из-за ролей, из-за игрушек, по поводу сюжета игры, по поводу правильности игровых действий.
3. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его глубокий конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельности ребенка. Выделяют недостаточную сформированность операций игры и искажения в ее мотивах в качестве главной причины внутренних конфликтов у дошкольников. В соответствии с причинами дифференцированы два типа таких конфликтов: конфликт при несформированности операциональной стороны игровой деятельности и конфликт при искажении мотивационной основы деятельности.
4. Разобрав более подробно возникновение и развитие типов конфликта у дошкольников, вникнув более глубоко в их суть, можно судить о том, какие методики можно более эффективно использовать для диагностики данного явления и какие игровые методы могут быть наиболее эффективно использованы с этой целью в педагогической психологии.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ В ИГРЕ

Вместе с тем полученные данные показывают и то, что конфликты по поводу игрушек и ролей не исчезают даже у старших дошкольников. Они сосуществуют вместе с новыми видами конфликтов: по поводу выбора общей темы игры, определения состава участников, уточнения игрового сюжета.
Кроме того, по поводу способов разрешения конфликтов между детьми в целом следует отметить особое значение среднего дошкольного возраста как определенного переломного момента в развитии совместной игры у детей. Здесь впервые отмечается преобладание способов «словесного воздействия» на соперников в ситуации конфликта над средствами открытого давления. Другими словами, конфликт как открытая конфронтация с применением физической силы определенным образом эволюционирует и все более превращается в словесный спор, т.е. происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний. Вначале происходит замещение физических действий словом, затем словесные способы воздействия усложняются и предстают в виде различного рода обоснований, оценок, что, в свою очередь, открывает путь к обсуждению спорных вопросов и нахождению взаимоприемлемого варианта решения.
Изучение динамики психологического конфликта показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно, не может полноценно развиваться ни как субъект деятельности, ни как личность. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого (психолога или педагога) по налаживанию полноценных отношений со сверстниками.
В связи с этим нами были выработаны некоторые педагогические рекомендации по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста.
Во-первых, при разработке приемов коррекции необходимо:
1. изучать социальную ситуацию развития ребенка: конкретные отношения со сверстниками группы, удовлетворенность ими, отношения с воспитателями и родителями;
2. оказывать педагогическую помощь ребенку не только в налаживании внешнего (делового) плана его отношений с другими детьми, но и в регулировании внутреннего (межличностных отношений). Нами были выделены конфликт в операциях и конфликт в мотивах, соответственно чему в экспериментальной части разрабатывались два типа психолого-педагогических приемов, направленных на решение двух этих задач: задача в случае конфликта в операциях решалась путем совершенствования операциональной стороны игровой деятельности; при конфликте в мотивах – с помощью воздействия на мотивационную сторону игры.
Во-вторых, необходимо использовать игротерапию в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.
В-третьих, наряду со специальными играми большое значение в коррекции имеют приемы неигрового типа, которые также помогают налаживанию бесконфликтного общения между детьми:
1. «Ритуальные действия» (ритуалы приветствия и прощания; групповое пение; обмен впечатлениями после игры);
2. Принятие групповых решений. Многие решения в ходе занятия принимают всей группой; дети сами решают, когда надо закончить игру и перейти к другой, сами распределяют роли.
3. Усиление понимания, сочувствия – приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства.
4. Формирование самостоятельности группы. Прием основан на выходе ведущего-психолога из группы, когда детям предоставляется полная свобода действий, причем они не могут обратиться к взрослому за помощью и все ответственные решения должны принимать самостоятельно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
Однако развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который далеко не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением и разрешением противоречия. Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства общества и человечества в целом.
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Поскольку основной вид самостоятельной деятельности дошкольников – игра, она и становится основной самоорганизации любой детской группы. Вокруг нее и в ней строятся реальные взаимоотношения детей.
Умеет ли играть интересно, справедливо ли поступает в совместной игре – это критерии, которые во многом определяют отношение сверстников к ребенку, их симпатии. А войти в общество сверстников совершенно необходимо для эмоционального благополучия ребенка (так же как для взрослого – важно чувствовать себя полноценным членом производственной группы).
Неумение играть может вызвать отвержение ребенка обществом сверстников, обернуться непоправимыми последствиями, глубокими личностными травмами для дошкольника. Первоначальный внешний конфликт (не принимают в игру) переходит во внутриличностный – снижается самооценка ребенка, у него возникает чувство малоценности или, наоборот, негативизм, который уже с трудом поддается психолого-педагогической коррекции.
Изменения в поведении ребенка – вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной.
Вот почему ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.
По поводу способов разрешения конфликтов между детьми необходимо отметить, что с возрастом конфликт как открытая конфронтация с применением физической силы определенным образом эволюционирует и все более превращается в словесный спор, т.е. происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний. Вначале происходит замещение физических действий словом, затем словесные способы воздействия усложняются и предстают в виде различного рода обоснований, оценок, что, в свою очередь, открывает путь к обсуждению спорных вопросов и нахождению взаимоприемлемого варианта решения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити, 2000. – 545 с.
2. Бабосов Е.М. Конфликтология – Мн.: Народная асвета, 2001. – 390 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 380 с.
4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов. – М.: Академия, 2002. – 134 с.
5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1983. – 210 с.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
7. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М.: Тандем, 2000. – 316 с.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 280 с.
9. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Академия, 2001. – 375 с.
10. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. – 1990. - № 2. – С.37-42.
11. Маврина И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. – М.: МГППУ, 2003. – 42 с.
12. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 384с.
13. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры// Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4. – С.29-33.
14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.
15. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1995. – 115 с.
16. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – 110 с.
17. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 130 с..
18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996. – 523с.
19. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. – Т.1 (А-Л) / Под ред.В.Г.Панова. – М.: БРЭ, 1993. – 560 с.
20. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками// Вопросы психологии. – 1986. - № 4. – С.167-174.
21. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2003. – 160 с.
22. Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции. – М.: Академия, 2001. – 67 с.
23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1989. – 390 с.
24. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – 260 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Таблица 1.

Причины возникновения конфликтов между детьми в игре, %.

Причины конфликтов Возраст детей, лет
1-2 2-3 3-4 4-5 5-6
Разрушение игры 25 23 23 6 9
По поводу выбора общей темы игры 0 0 2 1 3
По поводу состава участников 0 0 0 10 11
Из-за ролей 0 6 23 32 24
Из-за игрушек 75 71 38 17 7
По поводу сюжетной игры 0 0 3 8 7
По поводу правильности игровых действий 0 0 10 26 26

Приложение 5.
Создание позитивного микроклимата в группе
(Консультация для воспитателей)
Обязательное условие нормального развития ребенка – его активного общение. Процесс общения способствуют формированию речевой активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.
Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И, наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.
Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Без преувеличения, можно сказать, что в каждой группе детского сада, особенно в старших и подготовительных, воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей. Большую часть своей жизни человек проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами – это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.
Чтобы правильно построить работу, направленную на улучшение внутригрупповых отношений и сплочение коллектива дошкольников, необходимо:
- Создать в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы дней рождений и завершение дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.
- Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности. Чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
- Распределять между воспитанниками поручения.
- Планировать работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Микрогруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создавать ситуацию соперничества.
- Проводить игры, упражнения, способствующие сплочению группы.
Игры, направленные на сплочение коллектива.
Дружба начинается с улыбки.
Цель: установление эмоционального контакта между членами коллектива.
Все дети и воспитатель стоят или сидят в кругу. Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку про Крошку Енота и подумать почему он смог подружиться с «чудищем». Воспитатель говорит. Что улыбка помогает людям подружиться, даже если люди говорят на разных языках.
Игровое задание: улыбнуться или подарить улыбку своему соседу (по кругу).
Приветствие.
Цель: научить детей слышать своего товарища, упражнять в различных речевых формулах приветствия.
Все дети и воспитатель находятся в кругу. Воспитатель просит детей сказать, какими словами им больше всего нравится приветствовать друг друга: привет, доброе утро, здравствуйте, рад Вас видеть, приветствую Вас.
Игровое задание: поздороваться со своим соседом (по кругу), но не теми словами, которыми поздоровались с тобой.
Дотронься до…
Цель: преодоление страха перед тактильным контактом, установление эмоционального и тактильного контакта между детьми; создание атмосферы веселья и раскрепощенности в группе.
Дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель рассказывает, что некоторые северные народы здороваются, дотрагиваясь, друг до друга носами, и предлагает им придумать свои способы приветствия. Например, дотрагиваясь, друг до друга коленями, локтями, лбами, спинами и т.д.
Игровое задание: обыграть все предложенные способы приветствия и придумать свой.
Комплименты.
Цель: формировать у детей позитивное отношение к товарищу, развивать умение видеть хорошее в каждом человеке, упражнять в речевых формулах комплимента. Вызывать желание сделать приятное другому человеку.
Все дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель спрашивает детей: знают ли они, что такое комплименты. Объясняет детям значении этого слова. Показывает на примере, какие слова чаще всего используются для комплиментов.
Игровое задание: сделать комплимент либо соседу по кругу, либо человеку по собственному желанию ребенка.
Поводырь.
Цель: формировать доверительное отношение к своему товарищу т чувство ответственности за него.
Дети делятся на пары. Одному из пары надевают повязку на глаза. «Поводырь» - ребенок без повязки, берет за руку «слепого» и проводит его по всей группе или заранее заданному маршруту, стараясь, чтобы тот не упал, не столкнулись и не задел за что-нибудь. После этого они меняются ролями, и игра повторяется.
Шар.
Цель: развивать способность чувствовать себя частью коллектива. Формировать навыки взаимодействия при выполнении игровых задач.
Все дети и воспитатель стоят в кругу – шар надут. Шар должен летать по всей группе, то есть менять свое место положения, не нарушая свою целостность.
Трио.
Цель: конструктивное взаимодействие при использовании своего тела.
Дети делятся на тройки и строятся в шеренгу, плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки из-под обуви. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу, стоящий слева – правую… Затем все трое должны «пройти» определенное расстояние. Будет лучше, если они возьмутся за плечи. Если не найдется столько коробок, то ноги можно будет связать ленточкой между собой. Количество игроков можно увеличивать.

Общаться позитивно – что это значит…
Практикум для педагогов
1. Игра «Приветствие».
- В начале давайте возьмемся за руки и произнесем «Добрый день!, Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья.
Игра «Продолжи фразу»
- Я предлагаю следующую игру в круге, чтобы настроиться на позитивное общение.
«Вы еще не знаете, что я…» и продолжаете фразу, любым высказыванием о себе.
(научилась кататься на коньках, или люблю путешествовать…) и т.д.

2. Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.

Упражнение «Составим письменный портрет»
- 1подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)
-2подгруппа «Самый трудный родитель в общении»

Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»
Нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Раздаются листочки с началом стихотворения. Вы должны продолжить в положительном ключе, смысле(работа малых группах)

- Все любят послушных, приветливых деток.
Капризных, упрямых – не любит никто…
- Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак…
- Родители часто сердясь и бронясь,
С ребенком теряют душевную связь…
-Генетику можно во всем обвинять,
На зеркало даже не стоит пенять…
- Чтобы значимость другому показать,
Щеки вовсе и не стоит надувать…

Тест «Важней всего погода в ДОУ»
Примите результаты теста без обид и задумайтесь …
Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик. Или съедаете что-то другое.
Съедаете что-то другое.
Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если Вы выбрали первый вариант, значит это человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.

Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.

Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.
Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному мышлени, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Зная об особенностях сотрудников, можно грамотно использовать их сильные стороны и не дать проявиться слабым.

3. Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы».
Из прочитанной фразы нужно найти положительные и отрицательные моменты для себя как педагога.
(раздаются листочки с фразами)
- Коллеги отозвались не лестно о вас…
-Родители группы воспринимают вас как не опытного педагога…
-Вы сегодня поздно встали и не успели накраситься и попить кофе...
-Администрация сада предложила участвовать в районном конкурсе другому педагогу…
Приложение 6.
Правила группы

 Делись с другом.
(Играй так, чтобы не стараться взять себе самое лучшее).

 Помогай другу.
(Если умеешь что-то делать – научи и его. Если друг попал в беду – помоги ему, чем можешь).

 Останови друга, если он делает что-то плохое.
(Если друг не прав, скажи уму об этом).

 Играйте дружно.
(Не ссорьтесь и не спорьте по пустякам).

 Радуйтесь удачам и успехам друга вместе с ним.
(Не зазнавайся и не завидуй, если у кого-то получается лучше).

 Если поступил плохо – попроси прощения и признай свою ошибку.

 Умей спокойно принять помощь, замечания от других.

 Умей договариваться.
(Старайся самостоятельно решить проблему с другом, не ябедничай).

 Соблюдай в игре правила.

 Не смейся над другом, если он попал в беду.

Приложение 2.
Результаты социометрических данных старшей группы «Чайка».
сентябрь 2015г. – май 2016 г.г.

Параметры Сентябрь 2015 год Май 2016 год

Социальный статус:

I – «предпочитаемые»;
II – «принятые»;
III – «непринятые»;
IV – «изолированные».

8 человек – 31%

13 человек – 50%

3 человека – 11.5%

2 человека – 7.5%

6 человек – 23%

19 человек – 73%

1 человек - 4%

------

Уровень благополучия взаимоотношений

Низкий
Высокий

Коэффициент взаимности

14%
42%

Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями
38%
Ниже среднего

96%
Высокий

Индекс изолированности

10%
Средне благополучная группа

3,8%
Благополучная группа
Приложение 3.
Перспективный план занятий педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста
по развитию эмоционального мира и навыков общения.
(Тематическое планирование).

Срок проведения Тема Задачи Методы и приемы Материал
Сентябрь 1 неделя Знакомство 1. Познакомить детей с разными способами знакомства, приветствия друг друга.
2. Развивать умение снимать и регулировать психоэмоциональное напряжение.
3. Воспитывать чувство групповой сплоченности и положительное отношение участников друг к другу. Игра «Знакомство».
Игра «Приветствие».
Упр. «Мы вместе!».
Упр. «Остров».
Игра «Лепим сказку».
Упр. «Порхание бабочки». Мяч, пластилин, доски для лепки.
3 неделя Наше настроение 1. Познакомить с понятием «настроение» и его проявлением.
2. Развивать умение управлять и регулировать свое настроение разными способами.
3. Воспитывать чувство групповой сплоченности и положительное отношение участников друг к другу. Игра «Приветствие».
Упр. «Волшебный мешочек».
Упр. «Расскажи о своем настроении».
Сказка «Нюша и Миша».
Беседа по сказке.
Тренинг эмоций.
Упр. «Радуга». Мяч, волшебный мешочек, магнитофон, аудиозапись.
Октябрь 1 неделя Я считаю тебя хорошим 1. Формировать представления о том, что такое дружба.
2. Развивать умение чувствовать эмоциональное состояние другого человека.
3. Развивать групповую сплоченность и положительное отношение участников друг к другу. Игра «Приветствие».
Игра «Ласковые имена».
Тренинг эмоций.
Поведенческий тренинг.
Упр. «Друзья», «Ты хороший».
Игра «Прощание». Картинки: Плакса, Злюка, Резвушка; мяч.
3 неделя С кем я дружу 1. Формировать представление о том, что важно в дружеских отношениях.
2. Развивать умение выделять и обобщать внешние и внутренние качества друга.
3. Воспитывать умение чувствовать эмоциональное состояние другого человека. Игра «Приветствие».
Игра «Приглашение».
Упр. «Дружба начинается с улыбки».
Упр. «Обнималочки».
Аппликация «Портрет друга».
Упр. «Ветерок».
Игра «Прощание». Мяч, бумага А4, цветные карандаши, клей, цветная бумага.
Ноябрь 1 неделя Ссора 1. Знакомить с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, способствовать их усвоению и использованию в поведении.
2. Развивать способность осознавать причины, приводящие к конфликту, и возможные пути его разрешения.
3. Воспитывать чувство дружелюбия по отношению друг к другу. Игра «Приветствие».
Инсценировка «Ссора»
Упр. «Поссорились- помирились».
Тренинг эмоций.
Упр. «Дружба начинается с улыбки».
Упр. «Бабочки».
Рисование «Виноградная гроздь».
Игра «Прощание». Мяч, бумага А4, цветные карандаши, краски.
3 неделя Конфликтные ситуации 1. Учить детей анализировать конфликтные ситуации.
2. Развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии.
3.Воспитывать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки. Игра «Приветствие».
Упр. «Как бы ты поступил?».
Тренинг эмоций.
Чтение рассказа «Лучший друг».
Беседа по содержанию.
Игра «Угадай настроение». Рассказ
«Лучший друг»
Ю. Ермолаев,
Декабрь 1 неделя Управляем своими эмоциями в конфликтных ситуациях 1. Закреплять умение управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов.
2. Развивать умение понимать чувство обиды, умение выражать его с помощью мимики.
3. Воспитывать умение снимать и регулировать психоэмоциональное напряжение. Игра «Приветствие».
Рассказ «Антошкина история».
Беседа с детьми.
Поведенческий тренинг.
Игра «Падающая башня».
Игра «Из семечки в дерево».
Рисование «Дерево радости».
Игра «Прощание». Мяч, бумага А4, цветные карандаши, краски, мягкие модули.
3 неделя Наши поступки 1. Формировать осознанное отношение к социальным номам поведения.
2. Продолжать развивать умение управлять своими эмоциональными состояниями в конфликтных ситуациях.
3. Воспитывать доброжелательное поведение. Игра «Приветствие».
Чтение стихотворения «Доброта».
Беседа по содержанию.
Рассматривание иллюстраций.
Тренинг эмоций.
Упр. «Добрый – злой».
Игра «По кочкам».
Рисование «Дорисуй картину».
Иллюстрации, стихотворение «Доброта», бумага А4, цветные карандаши.
Январь 1 неделя «В гостях у Антошки» 1. Закреплять знания детей о социальных нормах поведения.
2. Развивать умение анализировать собственное поведение и поступки других.
3. Воспитывать чувство эмоциональной комфортности через элементы арттерапии. Игра «Приветствие».
Игровая ситуация.
Тренинг эмоций.
Поведенческий тренинг.
Игра «Хорошо – плохо».
Рисование «Графическая музыка». Магнитофон, аудиозапись, бумага А4, цветные карандаши, краски, кисти.
3 неделя «Доброжела-
тельность» 1. Познакомить с понятием «доброжелательность» и ее проявлением.
2. Развивать умение правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении.
3. Воспитывать стремление к дружелюбию по отношению к другим. Игра «Приветствие».
Просмотр мультфильма «Варежка».
Беседа по содержанию.
Тренинг эмоций.
Игра «Сочиняем сказку». Мультфильм
«Варежка», мяч.

Февраль 1 неделя Как можно все объяснить взрослым 1. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.
2. Развивать умение объясниться, устанавливая взаимоотношения со взрослым
3. Воспитывать эмоциональную произвольность, эмпатию. Игра «Приветствие».
Игра «Поручения– обращения».
Упр. «Письмо родителям».
Тренинг эмоций.
Упр. «Самый, самый...»
Рисование «Рисунок семьи».
Игра «Прощание». Мяч, бумага А4, простые и цветные карандаши.
3 неделя Вместе с друзьями 1. Способствовать формированию хороших отношений между детьми.
2. Закреплять знания правил доброжелательного поведения.
3. Воспитывать чувство уверенности в себе. Игра «Приветствие».
Чтение стих. Е. Серова «Нехорошая история».
Упр. «Помоги другу».
Упр. «Я помог другу…»
Игра «Парашют».
Аппликация «Вместе с друзьями»
Игра «Прощание». Стих. Е.Серова «Нехорошая история», мяч.

Приложение 4.
Предметно-развивающая среда по социально-эмоциональному развитию
детей старшего дошкольного возраста.

№ Название Цель Описание
1. Игра
«Банк идей» Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения.
Набор иллюстраций с изображением различных ситуаций, возникающих в процессе общения людей. Ребенок оценивает ситуацию, изображенную на иллюстрации и предлагает свой вариант решения конфликта (обыгрывает, объясняет, составляет рассказ).
2. Пособие «Ссоры» Развивать умение управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, разрешать конфликт с помощью конструктивных способов.
Набор иллюстраций, фотографий с изображением различных конфликтных ситуаций, например: ребенок отнимает у другого игрушку, яблоко; разрушает постройку из кубиков, песка; пачкает одежду и т.п. используется для бесед и тренингов, в ходе которых дети разыгрывают аналогичные ситуации, стараясь найти из них выход, и для подбора пиктограмм, соответствующих настроению участников ситуации.
3. Фотоальбом
«Я, ты, он, она – вместе цела страна» Развивать групповую сплоченность и положительное отношение участников друг к другу. Альбом с подбором детских фотографий на различных занятиях. Используется для составления детьми рассказов о дружеских взаимоотношениях в группе.
4. Игра «Хорошо – плохо» Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.
Парные картинки с различными ситуациями положительного и отрицательного поведения ребенка: помогает малышу – обижает; поливает цветы – рвет их; убирает в доме – устраивает беспорядок; уступает место старшим – не уступает и т.п.
Ведущий получает карточки с изображением негативных поступков. Иллюстрации с положительными поступками раздают детям.
Ведущий показывает одну из своих карточек и спрашивает: «Это правильно?» Играющие отвечают. «А как надо поступить в данном случае?» - спрашивает ведущий. Тот из детей, у кого есть соответствующая карточка, кладет ее на середину стола и объясняет, почему он так решил.
5. Пособие «Магазин вежливых слов» Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, используя в речи вежливые слова.
Пособие представляет собой коробку с четырьмя отделениями-полками и набор карточек с написанными на них (печатными буквами) вежливыми словами благодарности, извинения, прощания, приветствия. Дети расставляют карточки на полки, группируя их в соответствии со смыслом написанных слов.
6. Пособие «Мы» Развивать групповую сплоченность и положительное отношение участников друг к другу. Альбом с подбором фотографий и картинок, изображающих совместные игры и занятия детей, а также труд взрослых. Иллюстрации могут использоваться для бесед о необходимости сотрудничества и взаимопомощи.
7. Игра «Что случилось?» Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения.
Один из детей – ведущий, остальные – «советчики». Ведущий выбирает любую картинку, прикрепляет ее к магнитной доске и отвечает на вопросы: - Кто это? Какое у него настроение? Какие чувства (эмоции) он испытывает? Почему? Что с ним случилось? Что ты ему посоветуешь? «Советчики» слушают ответы и высказывают свое мнение. Затем ведущий меняется.
Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar