Главное меню
30.12.20145820
Как "разговорить" ребёнка.
  • Категория:
  • Автор:
    Давыдова Вера Васильевна
  • Ник автора на сайте:
    verdavydova2014
  • Рейтинг статьи:
    4.0/1
    1 голос
«Как « разговорить» ребёнка»
После того, как ребёнок начал ходить, следующий этап которого родители ждут с наибольшим нетерпением – когда он заговорит. Существует пять основных этапов развития речи ребёнка:
2-3 месяца – гуление (звуки «г», «а», «и», «о»);
8-9 месяцев – произношение слогов («ма-ма», «ба-ба-ба»);
1-1,5 года - произношение простых слов («мама», «папа», «дай», упрощённое название предметов);
1,5 - 2 года – простые предложения.
2 - 3 года – связная речь.
Если к полутора годам малыш не начинает пробовать разговаривать, - достаточный ли это повод для беспокойства? Каждая ситуация очень индивидуальна, но чего точно делать нельзя, так это слушать советы вроде «не переживай, мой тоже долго молчал, а потом сам разговорился». Ребёнок и в самом деле может «разговориться» со временем, но вопрос в том, какая это будет речь.
Итак, родителей должно насторожить, если:
В 1 месяц ребёнок не кричит перед кормлением;
В 5 месяцев не прислушивается к музыке, не реагирует на звуки;
В 9 месяцев не старается копировать интонации взрослых и не произносит одинаковых слогов («ма-ма-ма» «ба-ба-ба»), не формируется внимание к речи окружающих;
К 2 годам не может показать то, что ему называют, не выполняет сложных просьб, не говорит предложениями;
К 3 годам ребёнок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено.
К 4 годам не знает ни одного стихотворения.
Если родители замечают у ребёнка определённое отставание, необходимо не мешкая, установить его причину. Лучше, если это сделает специалист. После обращения к логопеду, независимо от того какое логопедическое заключение поставили малышу, важно уяснить: хорошо владея правильной речью ребёнок сможет гораздо проще выражать свои мысли, у него будет больше возможностей для общения с миром. Плохо говорящие дети в будущем могут стать нерешительными и замкнутыми. Каждая мама должна откровенно ответить себе, уделяет ли она занятиям с ребёнком должное внимание. Помогает ли она стимулировать речь малыша.
С первого года жизни многие мамы забывают о такой важной вещи, как разговор с ребёнком. Доказано, что дети, с которыми мамы разговаривают с самого рождения, начинают говорить быстрее и лучше сверстников. Очень важно уже с первых дней рождения малыша всё время общаться с ним, интонацией и ритмом выражать своё отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонации, паузы, речь сопровождаемая мимикой движениями головы, рук, и т.д.), доступнее пониманию ребёнка и способствует более полноценному его развитию. О чём же можно говорить с малышом? Обо всём, что вы видите, чувствуете и делаете. Комментируйте свои действия и действия малыша. Новорожденному не так важно, что именно вы говорите, важно, как вы это делаете. Когда вы общаетесь с крохой, старайтесь, чтобы он не только слышал вашу речь, но и видел ваше лицо, улавливал артикуляцию. Очень важно, чтобы с раннего возраста ребёнок слышал речь правильную, отчётливую, без искажения слов, чётко произнося каждый звук, не «съедая слогов и окончаний, не растягивая гласные, на примере, которого и будет формироваться собственная речь ребёнка. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для малыша имеет речь взрослых, и как именно надо разговаривать с маленькими детьми. Совершенно не уместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит его развитие. Детям очень нравится ритмическая речь, напевайте малышу, колыбельные, детские песенки, рассказывайте известные стишки, потешки, прибаутки - это поможет ребёнку легко перейти к активной речи. Важно к моменту, когда малышу исполнится один год, начать обращаться к нему во 2-лице, а о себе говорить в первом. Например: «Иди ко мне», вместо, «Иди к маме», « Ты хочешь кушать?», вместо «Маша хочет кушать?»
С какого возраста читать (показывать) книгу ребёнку? Можно начинать с 3-4 месяцев по 1-3 минуты за подход. Всё зависит от того, как быстро малыш теряет интерес. Не стоит расстраиваться, если ребёнка совсем не заинтересовали книги. Не давите на него, отложите книгу в сторону и попробуйте снова через 2-3 недели. Сначала предлагайте книги с крупными, чёткими картинками и короткими стишками (2-4 строчки) либо совсем без текста. Во втором случае просто рассказывайте крохе, что или кто изображён на рисунке.
Малыш растёт, начинает улыбаться, агукать, брать игрушку в руки, а значит пришло время для первых сказок. Они могут отличаться от обычных и основаны на том, чтобы помочь малышу накопить как можно больше слов к тому моменту, когда он будет готов заговорить. Это могут быть сказки о любом окружающем предмете. Например, показывая ему игрушечного зайку: «В одном лесу жил-был зайчик. Был он серенький с пушистым хвостиком и длинными ушами. Скучно стало зайчику в лесу, решил он поискать себе друга. Скакал, скакал и прискакал к мальчику Серёже». Чем не сказка? Особенно эффективно будет не только рассказывать, но и производить с зайчишкой все действия, о которых говорится. А ещё сказки (про тарелочку, стаканчик, ложечку, шапочку, шарфик и т. д.) удобно использовать во время кормления и одевания. К концу первого года жизни можно пробовать читать ребёнку более длинные стихи, например Чуковского. Стоит обращать внимание на то, как малыш играет сам с собой: присутствует ли при этом речь.
Общайтесь с ребёнком, ведь именно от мамы в большей степени зависит, что узнает о мире ваш малыш, насколько богат будет его словарный запас к тому времени, когда он сделает первую попытку произнести слово, а затем составить предложение. Речь не развивается вне общения, особенно вне речевого общения. Ребёнок заряжается вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится подражать вам. Речевая активность – важный показатель хорошего развития ребёнка, а его изоляция, дефицит эмоциональных контактов, может порождать задержку в развитии и изменения личности.
Для развития речи очень важно подготовить органы слуха ребёнка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внимание является его основой. Другими словам, сначала необходимо провести ряд игр на развитие слухового внимания, а уж затем – на развитие фонематического восприятия.
Игра «Тихо - громко»: - Попросите малыша внимательно послушать звучание бубна, затем барабана. Скажите « Если я буду играть громко, высоко прыгай. Если буду играть тихо – приседай». Сначала играйте вместе с малышом. Затем пусть он определяет силу звучания самостоятельно
Игра « Кто сказал»: - Скажите: «Хлопни в ладоши, когда я скажу «мяу». Вы говорите: «гав», «му», «пи», «мяу», а ваше чадо хлопает только на «мяу». Когда он уловит принцип игры, усложните задачу: «Хлопни в ладоши, когда я скажу «у». Звук слышать труднее, чем слово; малышу совсем непросто вычленить его среди других «а», «и», «у», «о». Ну а если даже с этим вы справились, то смело просите его хлопнуть на звук «ш», при этом прикройте рот листком бумаги, чтобы ребёнок не ориентировался на вашу артикуляцию: «ш», «с», «ж», «м», «у», «з», … Если ваш ребёнок всё слышит хорошо – можете не беспокоиться: фонематическое восприятие развивается нормально. Напомню, что в отечественной педагогике считается, что одним из условий овладения чтением и письмом является развитое фонематическое восприятие.
Для формирования речи ребёнка необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз. Например, для того, чтобы научиться произносить многие звуки ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Слова же должны произноситься слитно, нельзя делать паузы между звуками, добирая воздух. Короткие фразы так же должны произноситься на одном выдохе с плавным переходом от одного слова к другому. Если воздушная струя слабая, то такие звуки, как «Б, «Ш», «С», ну и конечно «Р» - получаются нечёткими или не получаются вовсе. Итак, речевое дыхание - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произношения звуков, слов, фраз. Именно поэтому уделим играм по формированию речевого выдоха самое пристальное внимание
Дыхательные упражнения нужно проводить перед началом речевых игр.
 «Карандаш»: - Положите карандаш на стол. Подуйте на него так, чтобы он покатился. При этом излишне не напрягаться, щёки не раздувать.
 «Погреем озябшие ручки»:- Глубокий вдох носом. Выдох через рот. Дуем на «озябшие» ручки.
 «Загнать мяч в ворота»:- Положите ватный шарик около малыша. Из кубиков сделайте ворота. Дуйте на шарик так, чтобы он прокатывался через ворота. Выдох длительный, воздушная струя не прерывается.
 «Подуй на язычок»:- Набрать носом воздух, стараться при этом плечи не поднимать. Плавно, длинной, воздушной струёй подуть на язычок.
Кроме этого малыш может дуть с разной интенсивностью на вертушку, в свисток, дудку, выдувать мыльные пузыри, надувать шары.
Очень важно с самого раннего детства проводить с ребёнком специальные логопедические упражнения для развития подвижности органов речи.
Если мы хотим, чтобы какая - либо мышца была сильной, мы её тренируем. Это правило относится и к языку – органу, состоящему из мышц. Часто бывает так, что мышцы языка ребёнка слабоваты или, наоборот, чрезмерно напряжены, отмечается недостаточная подвижность губ. Нетрудно догадаться, что при таком положении дел чистого звукопроизношения мы не дождёмся. Если ситуация с мышцами языка серьёзная, то есть речь малыша невнятная, смазанная, как будто « каша во рту», следует обратиться за помощью к логопеду. Если язык ребёнка подвижен, не вываливается изо рта, а речь в целом понятна, полезно потренировать важную мышцу язык и губы, чтобы речь стала ещё лучше и красивее. Помните, что артикуляционные упражнения требуют от ребёнка большой сосредоточенности и саморегуляции. С одной стороны артикуляционная гимнастика позволяет развивать полезные качества характера, с другой, - ставит перед многими детьми трудновыполнимую задачу. Далеко не всем детям по силам это занятие. Родители ни в коем случае не должны проявлять упорство, сердиться и заставлять ребёнка. Даже если вы добьетесь, выполнения задания, психологических потерь будет неизмеримо больше.
Чтобы малышу было понятно, как правильно выполнять упражнения, сядьте с ним лицом к лицу и делайте их вместе, пусть он видит, какое положение должны принимать губы и язык. В каждом упражнении, на 1-2 секунды, необходимо фиксировать определённое положение губ и языка. Ребёнок должен видеть своё лицо, поэтому все игры с язычком проводите перед зеркалом, ежедневно по 4-7 минут. Наилучшее положение ребёнка во время гимнастики – сидя с прямой спиной, но без напряжения рук и ног. Сначала, упражнение показываете вы, потом пробует ребёнок. Повторяйте их по несколько раз, обязательно подбадривайте и хвалите малыша. Если ему не нравятся эти упражнения даже в игровой форме, не настаивайте на их выполнении, чтобы не закрепить негативное отношение к занятию. Упражнения будут эффективными только в положительном настрое ребёнка, ни в коем случае не критикуйте малыша.
 «Игра в индейца»: открываем широко рот и произносим звук «а-а-а»- «Улыбка»: прячем зубки и улыбаемся.
 «Слон трубит»: тянем звук «у-у-у».
 «Змейка»: открываем рот, высовываем острый язык и прячем его. Повторяем несколько раз.
 «Лошадка»:- цокаем языком.
 «Часики» - язык перемещаем от одного уголка рта к другому (кончик языка острый).
 «Качели»:- рот открыт, язык тянется к бородке, затем к носику.
 «Шарик»: - щёки надуваем и «лопаем».
 «Чистим зубки»: - языком проводим по верхним и нижним зубам, от начала и до конца.
 «Теннис»:- рот закрыт, напряжённым языком упираемся то в одну, то в другую щуку.
 «Кошка кушает»: - пытаемся повторить как кошка «локает» молоко.
 «Кошка умывается»: - рот открыт, языком облизываем верхнюю и нижнюю губы, будто киса облизывается после еды.
Теперь поговорим о том, как развивать мелкую моторику рук , она приносит ребёнку много радости и является полезной для речевого и интеллектуального развития малыша. Известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, находится в коре головного мозга рядом друг с другом, поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию малыша. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Нижнюю границу можно обозначить, как 3 месяца. Именно в этом возрасте проходит гипертонус, заставляющий сжиматься ручки малыша в тугие кулачки. Проведение игр способствует дальнейшему расслаблению мышц рук ребёнка.
От 3 месяцев до полугода пальчиковые игры представляют собой поглаживание руки ребёнка. В данном возрасте важную роль играет общение мамы и малыша посредством прикосновений. Некоторые пальчиковые забавы могут содержать в себе элементы массажа, воздействуя тем самым на активные точки связанные с корой головного мозга.
С 7 месяцев до 10 месяцев -1 года поглаживания должны стать более интенсивными и дополниться растираниями. Они уже представляют собой массаж кистей и каждой фаланги детских пальчиков. Именно поэтому дети, с которыми практически с рождения практиковались пальчиковые игры, быстрее начинают говорить и чётче мыслить. Одной из самых распространённых пальчиковых игр является «Сорока-сорока». На ней выросло несколько поколений. Кроме бури положительных эмоций, которые получает от неё ребёнок, развивается детский мозг, стимулируется умственная активность, творческие способности, речь.
До полутора лет в играх могут присутствовать дополнительные атрибуты, такие как шарики, пирамидки, пластилин и т. д. С 1,5 до 3 лет пальчиковые игры становятся всё более интересными. В данном возрасте дети легче всего поддаются обучению. Также в это время они учатся говорить - произносят первые слова, складывают предложения, проникаются чувством родного языка.
Интервал с 1,5 до 3лет - самое время для активного использования в пальчиковых играх народных сказок стишков. Детей учат названию пальцев, частей тела, положению вещей в пространстве (выше - ниже, право - лево), элементарному счёту и др. Развивающие игрушки в данном возрасте наиболее актуальны. Детям полезны игры со шнурками и сам процесс шнурования, застёгиванием и расстёгиванием пуговиц, молний, лепка из пластилина, теста, складывание мозаик. С 3 до 6 лет следует развивать уже освоенные пальчиковые игры, постепенно усложняя их. Пальцы здорового ребёнка становятся полноценно развитыми лишь к трём годам. Поэтому малыш уже должен приобретать такие умения, как завязывание узелков, нанизывание предметов, раскрашивание рисунка.
С 6-8 лет для развития мелкой моторики пальцев рук необходимо продолжать заниматься рисованием, раскрашиванием и штрихованием, показать ребёнку основу бисероплетения, готовить руку к письму.
Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar