Главное меню
21.08.201510350
Конспект НОД по развитию речи "Помощники Федоры"
  • Категория:
  • Автор:
    Шнякина Олеся Сергеевна
  • Ник автора на сайте:
    Леся4562
  • Рейтинг статьи:
    0.0/0
    0 голосов
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей логопедической группы.
Тема: «Помощники Федоры».
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материале, из которого она сделана.
Задачи:
• Формировать понятия: чайная, столовая, кухонная посуда.
• Активизировать словарь по теме «Посуда».
• Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образование относительных прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
• Развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимания, координацию речи с движением.
• Формировать навык сотрудничества и взаимодействия, культуру сервировки стола.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: предметы кукольной посуды, презентация «Посуда», СD – запись, модели: чашка или блюдце на каждого ребёнка, цветы из салфеток для украшения чайного сервиза.
Предварительная работа: Рассматривание посуды во время дежурства; беседа на тему: «Международный женский день»; чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»; отгадывание загадок о посуде; изготовление из картона чайной посуды (чашка и блюдце), цветов из цветных салфеток.
Содержание НОД
1. Организационная часть.
Воспитатель читает стихотворение:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята поздоровайтесь. Скажем друг другу: «Доброе утро!»
Дети приветствуют друг друга
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь и с нашими гостями.
Дети здороваются с присутствующими педагогами
Воспитатель: - Ребята, я для вас приготовила загадки.
Сейчас мы посмотрим, сможете ли вы их правильно отгадать.

 Среди ложек я полковник.
И зовут меня… Половник!

 А под чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (Чашку)

 На плите - кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый… (Чайник)

 Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли. И зовут её… (Кастрюлей)

 Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

На интерактивной доске появляются картинки отгадки (презентация)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали. Как можно назвать эти предметы, одним словом. Что это?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно это посуда. Какие сказки о посуде вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель: Мне тоже очень нравится сказка «Федорино горе». Помните, в ней есть такие строки
От бабушки – грязнули
Все вещи улизнули
Остались у старушки
Лишь жабы да лягушки
Ребята, кто из вас может назвать автора этой сказки?
Ребенок: Автор сказки «Федорино горе» К.И. Чуковский
Стук в дверь. Приходит бабушка Федора:
Федора: - Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуйте!
Дети здороваются с гостем
Федора: - Вот бедная я, одна
И плачу, и плачу я
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушёл
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю пойди - поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Помогите вернуть мне посуду домой!
Воспитатель: - Ребята, догадались ли вы, кто пришел к нам со своей бедой?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно, это бабушка Федора. Ребята, мы поможем с вами бабушке Федоре? А как мы сможем ей помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: Но прежде чем помочь Федоре, давайте вспомним, почему убежала посуда?
Ответы детей.
Воспитатель: Бабушка Федора, а куда убежала посуда?
Федора: Она побежала лесочком, поскакала по пням и по кочкам.
Воспитатель: - Ребята, давайте не будем терять время, и скорей же отправимся вслед за посудой.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Прогулка» (проводит учитель-логопед)
2. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите мы пришли в лес…
В лесу под деревьями расставлены предметы посуды.
Федора: Это - моя стеклянная чашка…
Воспитатель: Федора, а разве чашка стеклянная? Посуду делают из различных материалов. Сейчас мы с ребятами тебе расскажем, из чего сделана твоя посуда!
Игра «Что из чего»
Воспитатель называет материал, из которого сделана посуда, а дети образовывают относительные прилагательные. Дети проговаривают. Стакан из стекла - стеклянный стакан, ложка из дерева - деревянная ложка, сковорода из чугуна – чугунная сковорода, кастрюля из алюминия – алюминиевая кастрюля, чашка из фарфора – фарфоровая чашка, нож из стали – стальной нож, сахарница из керамики – керамическая сахарница, вилка из метала – металлическая вилка, горшок из глины – глиняный горшок, тарелка из пластмассы – пластмассовая тарелка.
Федора: - Спасибо вам, теперь я знаю, из чего сделана моя посуда
Воспитатель: - Федора, посмотри, ты посуду обижала, и она не хочет возвращаться домой. Что нам делать? Я, кажется, придумала, давайте ласково позовем посуду.
Игра «Позови ласково»
Воспитатель предлагает детям выбрать предмет посуды, и позвать его ласково. Вилка – вилочка, ложка-ложечка, тарелка-тарелочка, кастрюля-кастрюлька, блюдце-блюдечко.
Воспитатель: Федора, попробуй и ты…
Запись.
Я деревянная скалка. Ах, как мне Федору жалко!
Я с узором чашка. Ах, она бедняжка!
Мы маленькие блюдца. Нам надо бы вернуться!
Воспитатель: Ребята, вы слышали голоса? Как вы думаете, кто это мог разговаривать? Ответы детей
Воспитатель: - Конечно, это посуда Федоры. Посуда простила тебя, Федора!
Федора: - Спасибо вам большое, что помогли вернуть посуду. А теперь давайте поспешим ко мне домой.
Воспитатель: Федора, забирай свою посуду и отправляйся домой, а мы с ребятами тебя догоним.
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим, (Бег на месте)
До лужайки добежим. (Бег продолжается.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки, (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. (Присели).
Немного отдохнем.
А потом, по тропинке мы пойдем.
Федора: Ну, наконец-то вы пришли. А я уже всю посуду перемыла.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем бабушке Федоре разобрать посуду и накрыть на стол.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как много посуды на столе.
Какую посуду вы возьмёте для того, чтобы накрыть стол к обеду? (ложка, тарелка, кружка (стакан), вилка). Как вы думаете, как называется такая посуда? Посуда, из которой мы едим – называется столовая.
А какую посуду необходимо взять для того, чтобы приготовить еду (сковорода, кастрюля, чайник). Как же называется такая посуда? Посуда, в которой готовят еду, пищу называется кухонная посуда.
Игра «Расставь посуду»
Сейчас мы с вами разделимся на две команды.
1 команда - накрывает стол к обеду, вам нужно выбрать только столовую посуду, т.е. посуду из которой мы едим.
2 команда - убирает и расставляет на полочке кухонную посуду, т.е. посуду в которой готовят еду.
- Ребята, перечислите, какая посуда осталась на столе?
Дети перечисляют: чашка, блюдце, ложка маленькая (чайная), сахарница.
Воспитатель: - Верно! Для чего нужна такая посуда?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, как называется посуда, которую мы используем для чаепития? Такая посуда называется – чайная. А набор чайной или столовой посуды называется – сервиз.
Воспитатель: Только у бабушки Федоры совсем не осталось чайной посуды. Вся посуда разбилась.
Федора: Ох, беда, беда. Я хотела вас чаем напоить. Как же теперь быть?
Воспитатель: Не переживай Федора мы с ребятами что-нибудь придумаем. – Ребята, помните, мы недавно с вами сделали чашки и блюдца. И подготовили цветы для украшения. Так давайте украсим чашки и блюдца цветами, и у нас получится красивый чайный сервиз. И мы сможем его подарить Федоре. Тем более что вскоре мы будем отмечать праздник. А какой праздник вы помните? 8 марта – Международный женский день. Всё верно. А что это за праздник? Праздник мам и бабушек.
Воспитатель: Всё правильно, вот как раз и поздравим Бабушку Федору с праздником. Только сначала нам нужно вернуться к себе в группу.
Дети возвращаются в группу, садятся за столы.
Воспитатель: Ребята перед вами чашки, блюдца. Давайте их украсим цветочным узором. Для этого вам нужно приклеить цветы на то место, где наклеен двухсторонний скотч. Цветы выберите самостоятельно, но помните, они должны сочетаться по цвету. Композиция должна быть аккуратной и красивой. Ответы детей.
Но перед тем как приступить к работе, давайте разомнём пальцы рук.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои, их как хочешь поверни (смотрим на раскрытые ладони).
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак (потираем руками).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладошки).
Не сидится им опять (встряхиваем кистями).
Постучали (стучим по столу),
Повертели (круговые вращения кистью),
И работать захотели (потираем руками)
Дети приступают к работе.
Работа в парах.
Дети украшают посуду цветочным узором (приклеивают цветы на двухсторонний скотч). Воспитатель помогает детям, которые затрудняются с выполнением задания.
Воспитатель: Бабушка Федора, посмотри, какой красивый чайный сервиз для тебя сделали ребята. Будешь чай пить и нас вспоминать. Воспитатель вместе с детьми дарит бабушке Федоре чайный сервиз (чашки и блюдца).
Федора: - Спасибо вам, ребята!
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
А сейчас мне пора домой. Приходите ко мне в гости. Будем пить чай из такого красивого сервиза. Дети прощаются с Федорой.
3.Рефлексия.
Воспитатель: Ребята понравилась вам прогулка? А что вам больше всего понравилось и запомнилось? Ответы детей.
Воспитатель: Тогда давайте отметим своё настроение в уголке эмоций.
Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar