Главное меню
Развитие коммуникативных способностей дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми
  • Категория:
  • Автор:
    Валентина
  • Рейтинг:
    0.0/0
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми» Подготовила Гарифуллина Валентина Антоновна МБДОУ ДС КВ «Теремок» г. Новый Уренгой 2010 "Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей" ВыготскийЛ.С. 1. Современное общество нуждается в активной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов. Одной из задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть - развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Общается ребенок с окружающими людьми с младенчества, но это общение с близкими взрослыми. Главным фактором развития ребенка в раннем дошкольном детстве является семья. И только приходя в дошкольное образовательное учреждение, ребенок сталкивается со сверстниками и чужими взрослыми. В основном это происходит в три года. Находясь в семье ребенок получает щадящее общение. Ребенку чаще уступают , так как он еще мал. Но, попадая в другое социальное пространство, ребенок сталкивается с совершенно другими отношениями, где ему могут не уступить, где порой с ним бывают несправедливы, а может даже агрессивны. Малыш вынужден сталкиваться с различными ситуациями. При этом он не знает, как надо реагировать: драться или уступить, обидеться или рассмеяться, пожалеть или отойти в сторону, не может выразить свои мысли, чувства. Ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками . Безусловно, ему помогают взрослые, находящиеся рядом. Они помогают разрешить многие проблемы. Таким образом, ребенку приходиться приобретать необходимые навыки общения. Коммуникативные навыки необходимы и во время образовательной и развивающей деятельности по подготовке к школе. Ведь любая деятельность строится на общении взрослого с ребенком и ребенка с ребенком. Поэтому, первая задача воспитателя, педагогов и специалистов - помочь ребенку адаптироваться в социуме. Универсальным средством развития личности в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения. В среднем дошкольном возрасте появляются познавательные интересы, и взрослый становится партнером по игре. У старших дошкольников уже преобладают познавательные и личностные мотивы общения с взрослыми, связанными с повышенным интересом к людям и их взаимотношениям. Коммуникативная культура - совокупность знаний, умений, способностей и коммуникативных качеств личности, оказывающая успешное воздействие на воспитанников и позволяющая наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач. Педагогическая культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. Необходимость развития коммуникативной культуры педагога обуславливается тем, что объектом труда данной профессиональной группы является не какой - либо объект, а человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости. Воспитатель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с детьми, коллегами, родителями. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности, развивать общую и коммуникативную культуру. Поэтому воспитатель ДОУ как специалист должен обладать высокой коммуникативной культурой. Коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности педагога представляет собой систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в общении, контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств общения в процессе решения педагогических задач. Коммуникативная культура выражается в умении установить гуманистические, личностно - ориентированные взаимоотношения с детьми, родителями воспитанников и коллегами. В условиях квалифицированного организованного обучения существует возможность преодоления негативных условий и создания комфортной среды. В силу особой чувствительности ребенка к языку в дошкольные годы очень важно не упустить возможность создания благоприятных условий, организаций квалифицированного обучения родной речи. Очень важна в детском саду встреча ребенка с первым чужим значимым взрослым - воспитателем, которая во многом определяет его последующее взаимодействие со значимыми людьми. Поэтому, когда к нам приходят новые дети, самой первой задачей воспитателя является социализация ребенка, и самая важная ее часть - обучение коммуникативной деятельности. Коммуникативная культура педагога является основой профессионального мастерства и определяет его успешность. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности педагога, также определяет успех его работы. Воспитатель должен заметить и учесть особенности воспитанника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ребенка, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта воспитателя.. Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения. Педагог с низким уровнем общительности, с отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения, не способен создать культурно развивающий потенциал среды, воздействующий на личность обучающегося, его полноценное развитие. Еще в детском возрасте ребенок очень восприимчив к окружающему миру, его интересует многое, он впитывает все что видит и слышит. И здесь задача педагога стоит донести до ребенка все самое лучшее и ценное. Слова педагога, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. В целом к группе педагогических способностей относят: педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение; требовательность как черту характера; педагогический такт; организаторские способности; простоту, ясность и убедительность речи Профессионализм, личностный пример педагога является основой для формирования и развития духовно - нравственной личности ребенка. 2. Цель коммуникативного развития - -овладение конструктивными способами налаживания взаимодействия, свободного диалогического общения со взрослыми и детьми. Само название образовательной области подчеркивает, что основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи - средство общения, установление диалогических, партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами. деятельностью. Коммуникативная личность формируется в общении с окружающими людьми. Речевое общение включает в себя коммуникативную функцию - сообщения, обмена мыслями в целях взаимопонимания Диалог - основной, наиболее естественный для человека вид речи Идея развития коммуникативных способностей дошкольника - развитие не просто языковых механизмов речи, но формирование самой личности ребенка, его коммуникативной компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности, свободы речевого поведения. Что же такое креативность, или творческое мышление? Этот вопрос интересовал и интересует многих ученых, исследователей. Так, например Эрих Фромм дает такое определение: " Творчество-это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленных на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта. Природа креативности до сих пор окончательно не разгадана. Некоторые ученые, занимающиеся исследованием творческих способностей, считают, что это наследственный дар, Другие же напротив утверждают, что креативность не зависит от генов, а зависит от культуры, среды, в которой воспитывался и рос ребенок. Думаю в каждом из этих мнений есть своя доля истины. Определенные задатки необходимы, но также большое значение имеют и условия воспитания , развития человека. Творческое мышление - это своеобразный тип мыслительной деятельности, который присущ творческим людям, но его может выработать каждый человек (причем в любом возрасте) даже если он рационален всегда и во всем. Конечно для того, чтобы вырастить поэта необходим талант. Но думаю в каждом из нас можно воспитать способность к неординарному, оригинальному мышлению. Возможно, наши дети не напишут гениальных стихов или симфоний, но они смогут научиться видеть различные грани обычной жизни, и получат возможность в будущем черпать из этого силы для дальнейшей деятельности. Человек, обладающий творческим креативным мышлением способен видеть и сопоставлять необычные свойства, грани происходящего, создавать то, чего еще не было, то, что еще не познавалось. Творческое мышление - это не некий предмет, который можно использовать от случая к случаю, его нужно постоянно развивать В наше время развитие способностей человека к переработке информации и к анализу данных является одной из составляющих его успешности, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Закладка фундамента данного потенциала происходит в дошкольном детстве, так как именно в это время формируются познавательные функции. В ряду способностей человека выделяется коммуникативная способность. которые связываются с умением применять языковые и неязыковые средства в целях общения. Как известно, речь и мышление процессы взаимосвязанные, неотделимые друг от друга, следовательно, при нарушениях в речевом развитии мышление не развивается, так, как должно, что влечет за собой нарушения в становлении различных сфер личности. Речь является средством общения, взаимодействия с другими людьми, и средством мышления. Поэтому важно стимулировать речевую активность ребенка, выразительность его речи, расширять словарный запас, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Хорошо развивая память и восприятие, мы способствуем повышению эффективности процесса обучения ребенка. Таким образом, желательно чтобы все познавательные процессы были развиты на достаточно высоком уровне, так как это будет способствовать расширению способностей ребенка. Причем лучше это делать не в форме принудительных занятий, а в форме свободного общения, в играх и беседах на интересные ребенку темы. 3.Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета Игровая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание. Для того , чтобы заинтересовать детей, надо обыграть ситуацию, показать им способы действия в игре В своей работе я ищу пути повышения эффективности речевой работы в направлении использования диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, в направлении воспитания коммуникативной личности детей, развития их поисковой активности в сфере языка и речи, механизмов саморазвития. Для этого мной были создана картотека игр и упражнений, содержательная предметно - развивющая среда для развития коммуникативных способностей. Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров, так как они развивают эмоциональную сферу ребенка. Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить ребенку собственное "Я" через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность. Включая в организацию дидактические игры и игры - драматизации, дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения. В самостоятельной деятельности обеспечиваю возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Одновременно являюсь партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации свободных замыслов, а также при необходимости. Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно - развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников: развивать связную речь детей создания в процессе сюжетного рассказа, сказки, используя различные приемы; учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности; развивать творческие способности детей; психические процессы детей: восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Проигрывая в образовательной деятельности определенный сценарий ( стишок, короткую сказку) дети по нескольку раз меняются ролями. Получив опыт и навыки дети самостоятельно в спокойной обстановке вновь проигрывают роли, инсценировки, сюжетно - ролевые игры, играют в театрализованные представления. Самостоятельно развивают сюжет игр, вносят изменения, что помогает развивать воображение. мышление. Об результатах развития коммуникативной способности детей доказывают участия детей в конкурсах различного уровня . Это и первое и второе место в городском конкурсе чтецов, и призовое место в театральном городском конкурсе "Приходи сказка", первое место в городском отборочном туре "Интеллектуалы", участие во всероссийских , международных конкурсах : "Придумай сказку" -издан сборник добрых сказок , диплом победителя в номинации литературное творчество во Всероссийском конкурсе. Сейчас в ожидании результатов литературных конкурсов , действующих на данном этапе. Дети играют в дидактические , развивающие игры, сочиняют, фантазируют, обыгрывают свои сказки, находятся в постоянном творчестве, совместном контакте друг с другом .Свой реферат я хочу закончить свое стихотворением, очень оригинальным, творческим и теплым. Это просто листик клена, Он пока еще зеленый, Я его позолочу,- Подарить его хочу! Где же краска золотая? Может в Индии, в Китае? Может мальчик на слоне Привезет бочонок мне? Вот, пока я так мечтала, листья красить стала Первый листик захотел- На ладошку мне слетел! Осень тихо говорила: "Я его посентябрила,- Чтобы листик подарить, Нужно листик - сентябрить Е Елена Шостак. Литература: 1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Москва, 2013г. 2. Лампман В.Е., Попова М.Г. Лаборатория педагогического мастерства. Волгоград, 2013 3. Шарикова Е. Развивающие игры для детей. " Стрекоза" 20011 4. Сборник статей Международной научно - практической конференции. Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс". Чебоксары 2014 5.Машталь О. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнений и игр. Издательство "Наука и техника" 2010
avatar
1 Анонимно • 14:37, 12.01.2015
Отлично!!!! surprised
avatar