Главное меню
06.04.201440661
Развитие связной речи детей дошкольного возраста
  • Категория:
  • Автор:
    Валентина Потеряева
  • Ник автора на сайте:
    Valenti_Po
  • Рейтинг статьи:
    2.8/5
    5 голосов
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.
В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания, выделяют три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку.
Во-первых, структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического);
Во-вторых, функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения);
В-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию явления языка и речи).
Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.
Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.
Согласно А.А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство речевых навыков _ это легкость перенесения единиц языка на новые , еще не встречавшиеся сочетания. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известные ему (например, определение рода или числа), то мы можем говорить о развитом у него чувстве языка.
Ф.А. Сохин рассматривал взаимосвязь речевого и умственного аспектов овладения языком в дошкольном детстве в нескольких направлениях. Начальные формы мышления дошкольников наглядно-действенное, наглядно-образное, затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Здесь развивается интеллектуальная функция языка.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, то есть речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представить объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать. Отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо научит подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, научить строить простые и сложные предложения, и использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Развитие речи дошкольника тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений естественно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами). Владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературных произведений.
В процессе обучения дошкольников родному языку решаются задачи нравственного воспитания. Прежде всего, воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений русского народного творчества. Содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям. Такие методы, как рассказывание совместно, предполагает группам умение договариваться между собой. В случае необходимости помогать товарищу, уступать ему.
Одна из центральных задач речевого развития дошкольников – владение связной монологической речью. Ее успешное развитие зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальной особенности личности, познавательной активности ребенка), которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Связной считается такая речь, которая организованна по законам логики и грамматики. Представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой.
Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимания речи и развитие смысловых связей с раннего возраста. Развитие активной речи происходит в процессе беседы, рассматривания игрушек и картинок, период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и ее связности.
Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, состоит из обмена высказываниями. Для них характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, выражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.
Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его впечатлениями и интересами. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить.
Развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса, работы над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность, содействуют формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении связного высказывания. В своей работе мы используем дидактические игры, такие как «Закончи предложение», «Подскажи словечко», «Составь предложение с заданным словом».
Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе и падеже. Детям интересна игра «Подбери слово с заданным звуком». Выполнение таких заданий приводит к верному употреблению грамматических форм в связном высказывании. Развитие связной речи неотделимо и от воспитания звуковой культуры речи. Работа над интонационным чутьем, дикцией, темпом речи помогает избегать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи. Так как от звукового оформления зависит эмоциональность и выразительность высказывания.
Особое внимание в младшем дошкольном возрасте следует уделять развитию навыков разговорной речи. К каждому инициативному высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Сначала малышей следует научить выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что-то или кого-то на картине), затем отвечать на вопросы взрослого, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказок. Вопросы должны быть конкретными и понятными для ребенка. (Кто нарисован на этой картинке? Как поет петушок?) Понимая смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз ,желательно побуждать малыша вопросами к более полному высказыванию. Большую роль в развитии связной речи детей играют литературные произведения. Сначала детям необходимо рассказывать знакомую сказку с использованием настольного театра, привлекая детей заканчивать фразу. Здесь используем как хоровые, так и индивидуальные ответы. Фигурки выставляются на стол по ходу рассказывания. Так в группе раннего возраста приобретали книги с иллюстрациями разных художников. Дети видели, что разные художники по-разному рисуют деда и бабу, курочку Рябу, колобка и др. героев. Рассматривая все иллюстрации, спрашивали детей, что делают дед и баба. О чем они разговаривают, что им говорит тот или иной герой. Такие разговоры подводят детей к обыгрыванию ситуации. Одновременно дети упражняются в назывании предметов (это… курочка, дед, баба, репка, мышка и т.д.) и действий (дед посадил, репка выросла, яичко упало и разбилось). Затем детей привлекали к обыгрыванию сказки: дед надевает шапку, баба – платок. От автора выступал воспитатель. В игру надо включать всех персонажей: деда, бабы, курочки и цыпляток, которые пойдут гулять вместе с курочкой. Заканчивали игру потешкой или песенкой. Составили картотеку песенок и потешек, используемых для обыгрывания. К изготовлению театров и атрибутов для обыгрывания привлекали родителей.
Любимые произведения детей – это сказки. Уже в младшем возрасте, после выразительного рассказа сказки, дети с удовольствием принимали участие в показе настольного театра или фланелеграфа, рассматривали иллюстрации, проговаривали вслух за воспитателем потешки, песенки на тему сказок. При рассматривании картинок стараемся учить детей выходить за содержание картины с младшего возраста. Дети принимают активное участие в совместном с воспитателем составлении рассказа по картине. В совместном составлении предложений видна вариативность, примеры синонимической замены, включение антонимов, введение прямой речи. Затем детям предлагаем рассказывать самостоятельно. Если ребенок скажет 2-3 предложения, мы рассматриваем его рассказ как связное высказывание. Дети с удовольствием изображают зверей и домашних животных, как они ходят, как умываются, как «разговаривают». Такие упражнения развивают у детей пластику и углубляют представления об образе животного. В дальнейшем это влияет на описание животных. Они смогут назвать зайца шустрым, быстрым, пушистым и т.п. Используем игры по типу «Чудесный мешочек». Ребенок вынимает из мешочка предмет или игрушку, называет его, например: «Это –мяч», а педагог дает описание: «Он круглый, зеленый, с красной полосой».
В играх «Что у кого?», «Кто больше скажет про куклу?.. зайца?» дети учатся выделять и обозначать части предмета, его признаки. Так от отдельных словарных упражнений дети переходят к составлению описательных рассказов.
Работа над пониманием речи и уточнением значения слов, дети подбирают к предметам слова, обозначающие их действия и признаки. Одновременно развиваем у детей связную речь путем составления предложений по картинкам, по сериям картинок и пересказа рассказов и сказок с возрастанием сложности. Полученные знания детей закрепляем в играх: «Кому что нужно для работы?», «Четвертый лишний», «В мире сказок», кубики «Мои любимые сказки».
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образца на занятиях и в процессе индивидуальной работы. Дети учатся пересказывать, развивать и самостоятельно придумывать предыдущие и последующие события к прочитанному произведению, используя полученные ранее знания и представления. Большое внимание уделяем пересказу в лицах (драматизации произведений). У детей развивается умение связно пересказывать рассказ, формируется умение правильно употреблять грамматические категории. Задача педагога следить, чтобы предложения строились грамматически правильно, содержание текста излагалось последовательно и связно. При обучении построению развернутого высказывания у детей формируется представление о структуре текста (начало, середина, конец). Обращаем внимание детей на художественное своеобразие литературного произведения (как автор описывает то или иное явление, с чем сравнивает, какие образные слова и выражения употребляет).
В творческих рассказах дети самостоятельно придумывают начало рассказа или сказки, развивают сюжет, придумывают новые приключения героев. Этот вариант используем, к примеру, когда дети придумывают окончания к сказкам «Друзья леса» П. Бобова, «Как козочка и волк разговаривали», «Спор» К. Ушинского. Детям также предлагается придумать рассказ или сказку на заданную тему или же по аналогии с предложенной сказкой. Этот вариант применяли на занятии «Девочка Катюша, Дракоша и Лягушка», когда дети придумывали сказку, похожую на сказку «Урок грамматики» Э. Машковской.
Очень любят дети пересказывать сказки «наоборот» (здесь используем прием инверсии). На занятии «Необыкновенные приключения мячика Непоседы», дети используют этот прием, пересказывая сказку «Как колобок сестрицу догонял».
Интересны детям пересказы литературных произведений от третьего лица. Этот метод используем при пересказе таких рассказов, как «Смелая ласточка» от имени девочки, кота или случайного прохожего.
После пересказа произведения детьми, привлекаем остальных детей к оценке. Отмечаем, как было передано содержание, как использовались авторские слова и выражения. Дети старшего возраста оценивают занимательность, образность языка, четкость дикции и связность изложения придуманных событий.
Уровень развития связной речи во многом зависит от успешного решения всех речевых задач, взятых в единстве.
Хочется, чтобы ребенок не только развивал свою речь, но почувствовал красоту и звучность родного слова, научился говорить ясно и понятно. Для этого вместе с детьми рассказываем интересные истории, сказки, сочиняем вместе с ними считалки, скороговорки, потешки. Изготавливаем разнообразный и интересный для детей наглядный материал: панно, макеты, рисунки, аппликации, поделки из бумаги и природного материала. Дети участвуют в различных путешествиях, играх по сказочным сюжетам. Развивая свою речь, дети побывают в лесу, на реке, на ферме; будут «путешествовать на корабле, на ковре-самолете, на машине времени, на лошадях, на автобусе»; изобразят дождь, вьюгу, превратятся в различных животных и птиц – они почувствуют себя частью живой природы. Такой сквозной сюжет помогает предотвратить утомление и поддержать в детях интерес к обучению
Игровая ситуация, непринужденная обстановка освобождают ребенка от скованности, побуждают его к общению, способствуют установлению быстрого контакта со взрослыми. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, тогда все, что нас окружает – мебель, посуда, комнатные растения – превращаются в какие угодно сказочные элементы. Играя и путешествуя, дети легко запоминают песенки, потешки, считалки, скороговорки, приобретают вкус к образному меткому слову, проходят определенную школу развития чувств.
Произведения народного фольклора бесценны. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает, облагораживает. Незатейливые по содержанию, простые по форме, малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, звуковые, смысловые. Развивается речь детей, формируются нравственные эталоны, обогащаются знания детей о природе. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
В процессе работы по развитию связной речи детей используем разные виды театров: настольный картонный театр, театр масок-шапочек, теневой театр, театр «Би-ба-бо», игрушки на тросточках. С помощью театра дети осваивают искусство диалога. Они учатся слышать, понимать друг друга, работать над техникой речи. Участие детей в драматизациях помогает сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика), вести ролевой диалог, соединять речь с движениями. Дети развивают свои умственные способности, память, речь, обогащается их литературный язык.
avatar
1 devika • 20:04, 16.01.2016
все супер
avatar