Главное меню
07.06.201437700
Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Категория:
  • Автор:
    Воденикова Марина Степановна
  • Ник автора на сайте:
    Воденикова
  • Рейтинг статьи:
    4.2/120
    120 голосов

Рассмотрим пути, а так же зарубежный и отечественный опыт повышения педагогической культуры родителей.

Работа с родителями за рубежом строится на основании некоторых предпосылок.   Во-первых, на значительной  потребности  родителей   в поддержке. Многие молодые родители не могут получить необходимую помощь от родственников, по неофициальным каналам и поэтому чувствуют себя неуверенно в вопросах воспитания. Здесь важным источником знаний может оказаться организованное обществом воспитание родителей.

Во-вторых, в педагогически образованных родителях нуждается не только общество, учителя, но и сам ребенок. Речь идет о соблюдении прав ребенка на полноценные условия развития.

В-третьих, существует определенная связь между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества. Чем лучше подготовлен родитель к возможным педагогическим ситуациям, чем лучше он знаком с особенностями своего ребенка, той средой, которая окружает ребенка в школе, тем больше возможностей открывается для решения тех или иных затруднений. Все ошибки общества по отношению к семье отражаются непосредственно в возникающих социальных проблемах: преступности, алкоголизме, наркомании, психических отклонениях и т.д. Это давно поняли во многих странах, где работа с родителями ведется в очень широких масштабах, учитывая социальные, экономические и национальные особенности данного государства. Исходным моментом здесь могут быть различные религиозные, моральные, познавательные и даже эстетические ценности. Программы для образования родителей могут строиться на одной или нескольких идеях. В целом же всегда проявляется тот или иной образ мышления и та культура, которые традиционны для определенного общества.

Предпринятый анализ психолого-педагогической литературы позволил обозначить современные тенденции педагогического просвещения родителей за рубежом.

Существует два основных направления, по которым строится образование родителей: педагогическая подготовка будущих родителей (старшеклассников) и непосредственно педагогическое просвещение родителей (взрослых).

Первое встречает активное одобрение родителей школьников (в отличие от полового просвещения), носит, как правило, факультативный характер. В 1972 году в США был разработан широкомасштабный проект «Образование с целью подготовки к выполнению родительских обязанностей», который, доказав свою высокую эффективность, стал толчком к созданию новых программ по педагогическому просвещению молодежи. Примером может служить широко известная в 70-х годах программа «Изучение детства», которая использовалась в более чем 2300 школах разных штатов США. К разработке программ такого рода, помимо специалистов, привлекаются как неформальные (бойскауты, герлскауты. Армия Спасения и федерация Спасения детей), так и религиозные организации, а также учреждения социальной службы. Направление это достаточно молодое.

Второе направление - педагогическое образование родителей - берет свое начало с 20-х годов нашего века. Пионер в этой области, Лоренс Франк, считал воспитание родителей «средством трансформации общества», ибо если научить родителей воспитывать детей по-научному, то таким образом можно воспитывать граждан, способных реформировать социальные институты. Он верил, что с помощью научных исследований можно найти такие методики, которые помогут удовлетворять запросы детей в семье. Первые психопедиатрические центры были организованы А.Адлером в 1919 году для консультации родителей и детей и доказали свою эффективность. В 1927 году таких центров в Вене было 22 и еще 20 - в других европейских странах. Изначально необходимость помощи родителям была вызвана медицинскими показаниями - долгое время считалось, что причина дисгармонии в отношениях родителей и детей кроется в психологических проблемах взрослых. В процессе консультирования семей многие ученые пришли к выводу, что в большинстве случаев родителям не хватает элементарных  знаний о закономерностях развития ребенка, его индивидуальных особенностях. Это существенно отличало педагогическую помощь от терапии.

Современные виды оказания помощи родителям можно условно разделить на: групповые консультации (или занятия в группах), индивидуальное консультирование и психотерапию (Джинотт). Как правило, в первом случае решаются проблемы относительно благополучных семей, в которых конфликты носят эпизодический характер, индивидуальное консультирование помогает в более сложных случаях, а при ситуации, когда установки и восприятие родителей сильно искажены, необходима работа с психотерапевтом. Задача организаторов педагогического просвещения родителей - определить, в каком виде помощи нуждается родитель, иначе его педагогическое просвещение будет неэффективным. Однако зарубежные ученые (Т. Гордон, Х. Джинотг и др.) придерживаются твердого убеждения, что родители - не пациенты! Такая точка зрения появилась лишь в последние три десятилетия, когда были систематизированы подходы к педагогическому образованию родителей, и оно отделилось как от обычной психотерапевтической помощи семье, так и от изложения в общедоступной форме проблем развития детей.

Характерной особенностью работы по педагогической помощи семье является то, что она практически всегда строится по определенной программе. Программы разнообразны не только по теоретическим подходам, но и по их назначению. Существуют специальные программы для коррекции поведения аномальных детей, для родителей, дети которых остались инвалидами, сиротами, для одаренных детей и детей-наркоманов, для родителей-подростков. Также программы дифференцированы по возрастному признаку детей (для дошкольников, подростков, молодежи). На наш взгляд, такой подход представляет значительный интерес, так как начинать педагогическое просвещение родителей необходимо с разработки программы, в которой учитывались бы в первую очередь возрастные особенности детей.

Педагогическое просвещение родителей за рубежом большинство исследователей называют социальной профилактикой социализации. В соответствии с этим строится и работа с родителями. Основным принципом здесь является ориентация на права ребенка, на демократический стиль общения с ним, диалогичность. Многие педагоги подчеркивают, что современные родители продолжают говорить с ребенком с позиции превосходства и власти, не осознавая, что дети слушают их с позиции равенства. Это приводит к конфликтам и непониманию между ними. Однако возникает опасность чрезмерного детоцентризма, что заставляет ученых четко разделять права ребенка и ответственность родителя. Демократия ими понимается не как полная свобода (анархия), а как сочетание свободы и порядка. Демократическая направленность воспитания включает такие ограничения, в рамках которых дети ощущают свободу. Их право выбирать ограничено теми сферами жизни, где возраст, опыт и подготовленность позволяют им сделать ответственный выбор. Нам эта трактовка демократичности в отношениях представляется наиболее удачной (O.K. Кристенсен, К.Р. Томас).

Образовательные программы носят разный характер - реже это информационно-познавательный (просмотр видеофильмов, слайдов, чтение и обсуждение литературы), чаще они предусматривают обмен жизненным опытом, семинары, тренинги. Критикуется излишне теоретизированная подача материала, вредными признаются неконкретные сентенции типа «Будьте отзывчивы!» или «Надо быть более внимательным к детям», так как ведут к гипертрофии чувства вины, беспокойства и самоуничижению родителей. Необходимо отметить, что отечественные рекомендации (особенно советского периода) часто представляют собой именно такое «обучение», а родителей обвиняют в неспособности следовать им.

Каждая программа отдает предпочтение одному из аспектов семейного воспитания (коммуникация, обмен информацией и опытом и т.д.). На наш взгляд, такой подход малоэффективен, потому что наши родители не всегда могут сориентироваться, какой аспект воспитания их интересует более всего. Достаточно низкая педагогическая компетентность взрослых часто не позволяет даже вычленить этот аспект. Поэтому им необходима для начала общепедагогическая подготовка.

Большинство программ предполагают широкую самодиагностику и диагностику детей. Познание ребенка и самопознание - девиз многих образовательных разработок, в основе которых лежит личностный подход. Широко распространена идея - изменить ребенка можно лишь меняясь самому. Обучение строится по принципу предложения тематики программы слушателям, а выбор остается за ними. Большое значение уделяется ценностному определению программы, так как все родители разные, и некоторых не устроит подход, выбранный автором. Этот принцип позволяет избежать разочарований, связанных с несовпадением взглядов организаторов педагогического просвещения родителей и их участников.

Следствием вышеназванного принципа является то, что педагогическое просвещение строится сугубо на добровольной основе - занимаются те, кто в этом действительно заинтересован. На наш взгляд, такой подход является основополагающим, так как эффективность освоения курса напрямую зависит от потребности в нем родителей.

Поскольку каждая группа уникальна, возникает трудность в определении фиксации результатов той или иной программы. Это связано с тем, что разными бывают и уровень компетентности преподавателя, его личность, индивидуальные установки слушателей, их социально-культурные различия, отношение к обучению. Сами программы также имеют разную продолжительность, разную направленность. Поэтому основным показателем результативности здесь служит удовлетворенность родителей освоением курса, которая определяется методом их самооценки и методом наблюдения за ними и их детьми.

Большинство программ, реализуемых за рубежом, рассчитано на групповые формы работы. Контингент родителей подбирается по месту «проблемы» - если речь идет о больном ребенке, то это клиника, если асоциальное поведение - по месту жительства, низкая успеваемость - в школе. В российских условиях педагогическое просвещение родителей можно организовывать в школе, потому что класс - это собрание одновозрастных детей, хорошо знакомых друг с другом, что существенно упрощает сбор информации о поведении и социальных связях подростков.

Зарубежный опыт предусматривает обычно еженедельное проведение занятий по 90 минут в течение 8-12 недель. Существуют и краткосрочные курсы, рассчитанные на 2-3 дня, и продолжительные - на несколько месяцев. Обучение преимущественно платное, до 75 долларов за курс.

В истории дореволюционной школы России апробировались и получили положительный эффект различные формы работы с родителями учащихся. Так, в целях «взаимопомощи родителей, педагогов и врачей в деле обучения и воспитания детей, совместного изучения детской природы, обмена мыслей по поводу явлений, имеющих место в жизни, педагогической литературе и разных обществах содействия воспитанию» в 80-х гг. XIX века стали возникать родительские и семейно-педагогические кружки и педагогические общества.

В 1884 году образовался Санкт-Петербургский родительский кружок, в 1899 г. - Казанский семейно-педагогический кружок, а также Тверской семейно-педагогический кружок и др. Данные объединения родителей вели общепедагогическую работу: издавали педагогическую литературу, книги и журналы, популяризировали принципы и методы правильного воспитания, физического образования, идеи детского садов при учебных заведениях и т.д. Следует отметить, что данный опыт чрезвычайно интересен и перспективен для развития в современных условиях российской школы. Именно с волонтерским родительским движением может быть связана идея развития концепции взаимодействия школы и семьи в сфере целенаправленного и согласованного воспитания подрастающего поколения. Актуальность данных структур подтверждается еще и тем, что современная школа испытывает на себе социальные пороки, преодолеть которые возможно только при поддержке общественных организаций, в том числе родительского движения.

Дореволюционный опыт отечественной школы не является единственным в мире. Известны английские общества, сыгравшие значительную роль в деле изучения и пропаганды новых педагогических идей в 20-е гг. XX века. Среди них наиболее известными являлись «Теософское общество воспитания», «Родительская организация национального воспитания», «Рабочая ассоциация воспитания». Последняя являлась одной из наиболее мощных ассоциаций в Англии, которая ставила своей целью распространение в рабочих массах правильных взглядов на воспитание, борьбу за лучшую постановку образования в элементарных школах, за внешкольное образование подростков и взрослых.

В 20-30 гг. XX столетия родительские организации играли важную роль в развитии образования Германии. Получили распространение «Родительские организации при школах», целью которых являлась материальная поддержка школьного образования, при этом они не оказывали влияния на организацию учебного процесса. Данные организации в определенном смысле являются прообразами современных попечительских советов, которые с 90-х гг.ХХ века стали организовываться при российских школах с аналогичными целями. Деятельность современных попечительских советов регламентируется «Положением о попечительском совете», различными нормативными актами. Вместе с тем, их деятельность в современных российских условиях не получила должного развития, так как инициатива преобразований в школьной практике должна исходить именно от членов совета, а не от администрации школы, которая принуждает совет к частичному выполнению своих функций.

В современных условиях образовательная среда семьи и школы во многом регламентируется ведомственными и правительственными документами. В частности, Конституцией Российской Федерации (1993 г.), Семейным кодексом Российской Федерации (1995 г.), Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992, 1996 гг.). Так, в Законе РФ «Об образовании» указывается, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». И далее: «...в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений», (ст. 18)

Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar