Главное меню
Семинар - практикум для родителей «Мы – родители»
  • Категория:
  • Автор:
    Кузнецова Лариса Анатольевна
  • Рейтинг:
    0.0/0
«Мы – родители» Автор: Кузнецова Лариса Анатольевна Самарская обл. г.о. Чапаевск Семинар - практикум для родителей «Мы – родители» Цель практикума: гармонизация стиля семейного воспитания через формирование адекватных родительских позиций в различных ситуациях взаимодействия с ребенком. Задачи: • повысить уровень социально-психологической и педагогической компетентности родителей; • обучить родителей способам позитивного общения и взаимодействия с детьми. • изучить родительские позиции и стереотипы родительского поведения. Форма работы Групповая. Занятие проводится в интерактивной форме. Оборудование: ручки, цветные карандаши, фломастеры, бланки анкет по числу участников занятия, листы для записей Структура занятий Этапы Задачи 1. Начало занятия Помочь включиться в совместную деятельность. 2. Теоретическая часть Дать информацию по теме в доступной форме 3. Практическая часть Провести самодиагностику в доступной форме. Отработать на практике упражнения по теме занятия. Предоставить возможность выразить свои чувства 4. Подведение итогов занятия Осознать и проговорить свой новый опыт, полученный в процессе занятий. Рефлексия Ожидаемые результаты: 1. Повышается уровень социально-психологической и педагогической компетентности замещающих родителей. 2. Родители овладевают способами позитивного общения, взаимодействия с ребенком. 3. Родители преодолевают стереотипы своего поведения и гармонизируют стиль семейного воспитания. Ход занятия 1. Начало занятия Упражнение «Знакомство». В начале нашей работы каждый из Вас оформит визитку, где должно быть указано имя. Ваше имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении встречи мы будем обращаться друг к другу по этим именам. Продолжение знакомства. Упражнение «Бумажные салфетки» Цель: создание в группе веселой позитивной атмосферы. Участники сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял. Упражнение «Моя проблема» Цель: выяснение ожиданий, опасений родителей. Ориентация в проблемах. Предлагаю вам задуматься о том, что вас побудило прийти сегодня. Начинать нужно со слов: «я хочу…, мой ребенок…, у меня…» Упражнение «Поведение моего ребёнка» Возьмите ручку и листок бумаги и выполните, пожалуйста, следующее задание. Напишите основные качества своего ребенка. И что бы вы хотели изменить в поведении ребенка?» 2. Теоретическая часть Вы, все родители, и конечно каждому из вас хотелось бы уметь справляться с разными ситуациями в семье, правильно воспитывать своих детей и грамотно решать любые проблемы, возникающие в процессе взросления и воспитания ваших детей. А задумывались ли вы о том, какой вы родитель, как воспитываете своего ребенка? По поводу воспитания детей существует множество теорий, созданных в основном теми, кто детей не имеет. Те же, кто воспитывает собственных детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче — как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный. 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием? А. Преимущественно воспитанием. Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. В. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом. 2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б. Абсолютно с этим согласен. В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом. 3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу) Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве) В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер) Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер) 4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. 5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы? А. Если попросит, можно и дать. Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму. 6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел ребенок из группы? А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги. Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях. 7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка? А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе. 8. Представьте Ваш ребенок вырос. Он хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее? А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят. В. Он(а) вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать. 9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. В. Расстроюсь Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать. 10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны 3. Практическая часть Родителям, на основе полученных данных, предлагается провести ролевую игру с учетом одного из стилей воспитания. При этом один взрослый должен встать на позицию ребенка, другой – позицию родителя. Ситуация. В кармане куртки своего ребенка вы обнаружили чужую флешку яркого цвета и оригинального дизайна. По итогам выполнения задания родители проводят обсуждение и отвечают на вопросы: • Удалось ли вам почувствовать себя в роли ребенка? • Каковы ваши ощущения от игры? • Как, по-вашему, взрослый должен реагировать на поведение ребенка и какой стиль взаимоотношений будет наиболее эффективным? 4. Подведение итогов Рефлексия. Упражнение «Цвет настроения». До и после занятия каждый участник выбирает цвет, который ему предпочтителен в данный момент. Используя полученную цветопись, анализируется динамика настроения родителей в ходе занятия. • Что нового узнали на занятии? • Как полученные данные будете применять на практике? ЛИТЕРАТУРА 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — Мн.: ПРАМЕБ, 1992. 2. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. — СПб.: Речь, 2001. 3. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. — СПб.: Речь, 2005. 4. В семье особый ребенок. — Сыктывкар, 2006. 5. Головнева О. Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений // Школьный психолог. — 2008. — № 10. 6. Гурова Е.В. Профилактика социального сиротства // Психолог в детском саду. — 2008. — № 2. 7. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 8. Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 9. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. — Ярославль: Академия развития, 2001. 10. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar