Главное меню
04.11.20154500
Технология БОС-логотерапевтический в коррекции речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Категория:
  • Автор:
    Костарева А.В., Маленьких Л.А
  • Ник автора на сайте:
    логопед9805
  • Рейтинг статьи:
    3.0/1
    1 голос

Технология БОС-лого в коррекции речи обучающихся


Значительное большинство учащихся коррекционной школы с нарушением интеллекта имеют значительные трудности формирования устной и письменной речи. Одной из особенностей их психического развития является нарушение эмоционально-волевой сферы, которое создает дополнительные трудности в формировании навыков письма и чтения. В связи с этим коррекция данных недостатков с использованием метода биологической обратной связи (БОС) создает предпосылки для овладения учебной программой коррекционной школы.


МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида города Ноябрьска-учреждение с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом, речевом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В школе функционирует логотерапевтический кабинет биологической обратной связи. Метод БОС-логотерапевтический основан на применении немедикаментозного метода лечения. БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.


Комплекс «БОС- логотерапевтический» состоит:
- рабочая зона, оборудованная – компьютером с программным комплексом «Кардио-лого 2.1.», преобразователь измерительный биоэлектрических и биомеханических сигналов организма (ПБС БОС), датчики, микрофон, наушники, динамики;
- тренажер дыхания с БОС автономный (прибор биологической обратной связи «ТДА с БОС»), кушетка;
- учебные электронные пособия, книги и рабочие тетради.

 

Определены следующие задачи кабинета БОС - логотерапевтический:
- формирование у учащихся с ОВЗ нового типа дыхания;
- коррекция и нормализация речевого дыхания; автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;
- развитие уверенного речевого поведения с устранением тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;
- снижение заболеваемости и оздоровление организма ребенка, увеличение защитных сил организма, усиление выносливости;
- социальная адаптация школьников с ОВЗ, развитие волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости;
- предупреждение формирования и развития патологических навыков, стереотипов речи и поведения.

 

Занятия проводятся индивидуально – 2-3 раза в неделю согласно диагнозу ребенка. Индивидуальные занятия проводятся согласно разработанному в начале курса коррекции индивидуальному дифференцированному графику.
 

В коррекционный оздоровительный процесс активно вовлекаются родители школьников. С ними проводится планомерная работа – консультации, беседы, открытые занятия. Логопед анализирует результаты коррекционного курса и обсуждает с родителями динамику речи и функционального состояния ребенка в целом. Родителям зачитывают записи в журнале процедур БОС, дают прослушать аудиозаписи речи учащихся, предоставляют рекомендации по преодолению возможных трудностей, связанных с речью.


Применение метода БОС-логотерапевтический весьма эффективно для укрепления центральной нервной системы, развития речи школьников с ОВЗ, в профилактических целях – для предупреждения нарушений голоса и речи, развития психосоматических заболеваний, для оздоровления организма в целом.


Анализ результатов за последние пять лет при комплексном применении метода БОС – логотерапевтический в коррекционной школе свидетельствует об улучшении успеваемости учащихся, их успешной социальной адаптации, повышении учебной мотивации и посещаемости занятий, снижении заболеваемости.

Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar