Главное меню
09.11.201417770
Результаты использования трейнера «Infant» в работе по нормализации дыхания у дошкольников со стертой дизартрией.
  • Категория:
  • Автор:
    Коненкова Илона Дмитриевна
  • Ник автора на сайте:
    konenkova
  • Рейтинг статьи:
    0.0/0
    0 голосов

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией вызваны недостаточностью иннервации мышц дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата. По имеющимся в специальной литературе сведениям в симптоматику стертой дизартрии входит синдром нарушения физиологического и речевого дыхания [2].Процессы дыхания, артикуляции и голосообразования взаимообусловлены, следовательно, для нормализации звукопроизношения  необходимо  коррекционное  воздействие по всем  этим направлениям. Данный факт требует проведения комплексной работы по нормализации речевой функции, в том числе физиологического и речевого дыхания.

У детей со стертой дизартрией дыхание поверхностное,  у многих детей отмечается ротовое дыхание. Известно, что аденоидные вегетации не являются причиной ротового дыхания. Даже после удаления аденоидов у многих детей сохраняется  привычка дышать ртом, которая сама по себе не устраняется [12; 3]. У детей с ротовым типом дыхания небо приобретает готический свод, и как результат, способствует возникновению сложных дислалий. При ротовом дыхании отмечается сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, т.е. изменяется резонаторная полость. Это отражается на звукопроизношении и интонационной стороне речи. Жевательная и височная мышцы при  ротовом дыхании находятся в растянутом состоянии. Постоянно открытый рот приводит к вялости круговой мышцы рта, что сказывается на нечеткой артикуляции гласных звуков.

Нарушения физиологического дыхания сказываются и на речевом дыхании.

Техническое средство  коррекции зубочелюстно-лицевой патологии трейнер «Infant»

разработано для нормализации функций глотания, жевания, носового дыхания и предупреждения формирования аномалий зубочелюстной системы у детей с факторами риска. Автором метода является доктор К. Фаррелл [14]. Доктор Фаррелл имеет четыре международных патента, читает лекции во многих странах мира, в том числе, в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Индонезии. Начиная с 1990 года, трейнеры стали широко применяться в Австралии и Новой Зеландии, а с 1993 года компания начала активную деятельность по продвижению данной методики коррекции в Европе, Северной и Южной Америке, Японии. С 2000 года  продукция компании широко используется в практике российских стоматологов, и на сегодняшний день MRC предлагает широкий спектр миофункциональных аппаратов. В исследовании Архиповой Е.Ф. [3] отмечено, что трейнер может активизировать и усиливать проприоцептивную и кинестетическую афферентацию в артикуляционном, голосовом и дыхательном  отделах речевого аппарата. Использование трейнера  способствует нормализации носового дыхания.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что использование трейнера будет способствовать коррекции  не только неправильно сформированных функций внешнего дыхания, но также коррекции речевого дыхания.

Анализ литературы показал, что, несмотря на освещенность проблемы формирования речевого дыхания в целом, существуют аспекты, требующие дополнительного изучения. В частности, это использование методов и технологий в коррекционной работе по развитию речевого дыхания у детей со стертой дизартрией.

Объект исследования –  нарушения речевого дыхания у дошкольников старшего возраста со стертой дизартрией.

Предмет исследования – коррекция речевого дыхания с применением технического средства - трейнера «Infant» в ходе логопедической работы с дошкольниками, имеющими стертую дизартрию.

Целью данного исследования является использование здоровьесберегающих технологий для коррекции дыхания у детей со стертой дизартрией.

Задачи:

- теоретический анализ педагогической и методической литературы;

- изучение методики работы по развитию речевого дыхания;

- отбор диагностических методик;

- определение условий и путей коррекционно-педагогической работы;

- проверка эффективности предложенной технологии.

Целесообразность применения технического средства «Infant» для нормализации дыхания у детей со стертой дизартрией показывает положительная результативность  использования.

Таким образом, данное исследование имеет практическое значение в работе с детьми со стертой дизартрией.

Анализ педагогической и методической литературы.

Вопросы воспитания речевого дыхания освещались в работах Фомичевой М.Ф. [15], Радиной Е.И.  [10], Рау Е.Ф[11], Максакова А.И.[9] и других.

Дыхание является одной из функций жизнеобеспечения человека. Кроме того, дыхание

также является важной частью речи.  К органам дыхания относятся:

- грудная клетка;

- легкие;

-дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахеи, бронхи).

Различают два вида дыхания -  неречевое (физиологическое) и речевое (фонационное).

 Известно, что в норме процесс физиологического дыхания осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. При физиологическом дыхании вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма является главной движущей силой в обеспечении дыхания. Время, затраченное на вдох и выдох при физиологическом дыхании примерно одинаковое, число дыхательных движений вдвое больше, чем при речевом дыхании, а объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в три раза меньше, чем при речевом дыхании. Отмечено, что  в норме при неречевом дыхании вдох длиннее и менее глубокий, чем при речевом.

    Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания

своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходо-

вать воздух при выдохе. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков.

 В норме при речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Речь образуется в фазе выдоха. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения.

Важный момент в овладении правильным речевым дыханием — это вопрос о том, каким типом дыхания пользуется человек во время речевого высказывания. Физиологи различают три способа дыхания:

- верхнее дыхание (ключичное);

- среднее дыхание (грудное и реберное);

- нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).

 В настоящее время большинство исследователей для нормального звучания речи отдают предпочтение смешанному типу, дыхания, т. е. такому, при котором легкое вентилируется равномерно во всех частях, и этот тип дыхания следует расценивать как наиболее выгодный для организма. Грудная клетка при этом типе дыхания расширяется равномерно.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности [2]:

- дыхание поверхностное, верхнереберного типа;

- ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

- объем легких существенно ниже возрастной нормы.

Согласно исследованиям, проведенным Гончаровой О.В. [6],  выявлены особенности в развитии детей с нарушениями речи, свидетельствующие, в том числе и о том, что у многих детей этой категории отмечается неправильный стереотип дыхания. Ротовое дыхание приводит к системным расстройствам,  понижает функцию речевого дыхания, а также отрицательно влияет на произносительную сторону речи.

Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ). Если не заниматься восстановлением носового дыхания  у  ребенка постепенно формируется аденоидный тип роста лицевых структур,  характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки. Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей со стертой дизартрией предполагает решение следующих задач:

-улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.

-вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

-развивать фонационный (озвученный) выдох. 

- формировать речевое дыхание.

При организации работы с детьми со стертой дизартрией необходимо учитывать следующие характерные для них наруше­ния речевого дыхания:

—  чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха;

—  форсированное начало фазы выдоха;

—  сокращение длительности речевого выдоха;

—  неравномерность выдоха на протяжении фразы;

—  судорожность вдоха и выдоха;

Формирование речевого дыхания – неотъемлемая  составляющая успешного развития детей с речевой патологией. Работа по развитию речевого дыхания включена во все комплексные системы коррекционной работы при таких нарушениях, как заикание, ринолалия, дизартрия[4]. Однако, многие  практики отмечают, что формирование речевого дыхания с использованием существующих упражнений - процесс длительный, а эффект неустойчив - дети плохо используют дыхательные навыки, полученные в ходе проведения дыхательных упражнений.

Все это определяет потребность в поиске оптимизирующих логопедическую работу средств. Исследователи подчеркивают очевидную взаимосвязь дыхательной и речеобразовательной функций, что диктует необходимость  формирования полноценного носового дыхания [1;12]. Сатыго Е.А. [12], Архипова Е.Ф. [3] отмечали неблагоприятное влияние таких факторов, как патология зубочелюстного строения, слабость моторики органов артикуляции, ротовой тип дыхания на звукопроизносительную сторону речи, развитие фонематического слуха и просодики и обосновали применение вестибулярных пластинок и трейнера «Infant» в логопедической практике.

       Вестибулярные пластинки и трейнеры  используются уже более 30 лет   ортодонтами и детскими стоматологами всего мира для предотвращения аномалий прикуса. Они производятся из эластичного силикона, материал трейнера  не вызывает раздражения, не приобретает неприятного запаха в процессе использования.

Костиной Я.В., Чапала В.М. [8] были проведены исследования по выявлению эффективности профилактической программы по предупреждению формирования дислалий, возникающих на фоне привычного ротового дыхания у часто болеющих респираторными заболеваниями детей в возрасте 4 лет с использованием современных средств миофункциональной коррекции — силиконовых эластичных трейнеров «Infant». Анализ итоговых результатов через год исследования показал, что у 100%  детей, использовавших трейнеры, полностью восстановилось носовое дыхание, у 99% из них нормализовались существовавшие речевые нарушения [8, c.56].

Архипова Е.Ф.[3] выявила, что при использовании трейнера вырабатывается правильное положение языка в покое и при глотании; подготавливается артикуляционный базис для устранения межзубного, бокового и других дефектов произношения звуков;

 вырабатывается стереотип смыкания губ и восстанавливается носовой тип дыхания; нормализуется форма неба и носовых ходов. В работе Архиповой Е.Ф. отмечено, что восстановление носового дыхания  увеличивает показатели речевого дыхания, повышает эффективность логопедической работы по развитию фонематического слуха, снижает гипоксические явления, улучшается интонационно-выразительная сторона речи.

 При регулярной дыхательной гимнастике с использованием трейнера носовое дыхание у детей 3-6 лет восстанавливается в среднем за 3,2 месяца у 87% детей.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось в ГБОУ города Москвы, центре развития ребенка - детском саду № 1645. В эксперименте принимали участие дошкольники 5-6лет. Выделены были две группы. Экспериментальная  группа: дети со стертой дизартрией, получавшие логопедическую коррекцию и дополнительные занятия по формированию речевого дыхания с использование трейнера «Infant». Контрольная группа: дети со стертой дизартрией, получавшие  логопедическую коррекцию с использованием дыхательной гимнастики без  трейнера. Исследование проводилось дважды: до речевой коррекции (в начале года) и после речевой коррекции ( через 4 месяца) с целью анализа эффективности проведенной работы. Использовались методы исследования речевого дыхания и выявления признаков нарушения носового дыхания.

Для обследования речевого дыхания использовалась методика А.И.Максакова [9],  включающая несколько заданий.

1. Выявление длительности и силы внеречевого выдоха. Дети должны были произвести выдох через рот: «Подуй долго на снежинку» (ватку). Время выдоха фиксировали с помощью секундомера. Силу выдоха, умение целенаправленно посылать воздушную струю определяли в ходе игры «Дует ветер». По заданию следовало подуть на бумажного лыжника так, чтобы он как можно дальше перемещался по гладкой поверхности стола (как дуть, показывал экспериментатор). Путь, пройденный лыжником, измеряли линейкой.

2. Выявление длительности произнесения слов (слогов) на материале стихотворения А. Барто «Наша Таня» (включает 17 слов или 31 слог). Наблюдая, мы фиксировали, когда ребенок добирает воздух, делает вдох в процессе речевого высказывания. В процессе чтения стихотворения  на подготовленных карточках с текстом отмечали места, где производился вдох.

 Выявление признаков ротового дыхания (отсутствие рефлекса смыкания губ в покое) проводилось методом наблюдения. Для этого использовалось игровое упражнение «Слоник». Дети должны были набрать в рот воды и подержать ее, сколько могут. С помощью секундомера фиксировали, сколько времени каждый ребенок может держать воду, не глотая ее.

Методика  коррекционной работы по формированию речевого дыхания  включала несколько этапов.

 В начале коррекционного процесса было проведено анкетирование родителей, с помощью которого были определены актуальность проблемы и целесообразность проведения специализированных занятий по формированию правильного дыхания у детей. Также для родителей были проведены консультации по  применению  трейнера «Infant»  и представлена  программа коррекционной работы с использованием трейнера.

Тренировка носового дыхания  с помощью трейнера «Infant» не требует специальных навыков - достаточно поместить трейнер в рот и мягко сомкнуть губы. Вестибулярный щит, располагаясь между зубами и губами, стимулирует смыкательный рефлекс губ, давая хорошую нагрузку на круговую мышцу рта и мышцы, поднимающие нижнюю челюсть.  Трейнер обеспечивает комплексное воздействие - специальный «язычок» в верхней части трейнера помогает языку ребенка «запомнить» своё физиологически правильное положение при глотании и произношении звуков, специальные массажные бугорки, располагающиеся на внешней стороне аппарата, снимают излишнее давление нижней губы.

Для коррекционной работы в экспериментальной группе были определены следующие направления:

1. Участие в процессе коррекции разных специалистов: логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателя;

2.  Использование трейнера в течение дня в разных режимных моментах:

  - в процессе образовательной деятельности (дыхательные упражнения перед логопедическим занятием,  утром перед завтраком, после дневного сна);

- пассивное ношение  в течение 20 мин.;

- тренировки дома (3 раза в день);

- ночное ношение.

3.  Развитие речевого дыхания. Детей обучают в процессе выдоха произносить последовательно сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из 2-х, а далее из 3–4-х слов, а также рифмованные строки. Методический материал для занятий этого     направления подбирался из  пособий Бурлакиной О.В. [5], Гуськовой А.А.[7].

Дети контрольной группы выполняли ту же программу по развитию дыхания, но без трейнера.

        При выполнении дыхательных упражнений  соблюдались следующие требования:

- время выполнения всех упражнений 1-2 мин, каждое упражнение выполняется 5-6 раз.

- не допускать мышечного напряжения, сопутствующих движений ( поднятия плеч при вдохе и др.);

- не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

- одежда не должна стеснять движений;

- не заниматься сразу после приема пищи;

- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Использовать трейнер можно в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Упражнения постепенно можно усложнять. Ребёнок разучивает их для начала без тренажёра, затем, после освоения  комплекса упражнений, помещает пластинку в полость рта и выполняет его с пластинкой.

 - Вдох ртом, выдох носом –10 раз,

- Вдох носом выдох ртом –10 раз,

- Вдох и выдох носом –10 раз.

     Затем ребенок надевает пластинку или трейнер и делает еще 15 вдохов и выдохов носом. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений (сколько сможет ребенок), затем с каждым разом увеличивая количество. Через месяц пластинка носится уже час в день и всю ночь. Процесс трудоемкий, но результат его очень эффективен.

Результаты.

Результаты обследования

 В экспериментальной  группе в начале года внеречевой выдох составлял в среднем 4,2  с. Обследование речевого дыхания показало, что большинство детей начинали чтение на остаточном выдохе, не делая вдох, 50% детей  за время чтения сделали  5—6 вдохов, нередко добирали воздух внутри строки, нарушая при этом плавность воспроизведения текста.

 Количество слов, произносимых на одном выдохе, составило в среднем 3-4 слова.

У 68% детей отмечалось привычное ротовое дыхание. Дети, привыкшие дышать ртом, проглатывали воду уже через 30-35 секунд.

Исследования показали следующее:

-  после дополнительных занятий  дыхательной гимнастикой с использованием трейнера  дети  из экспериментальной группы стали дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох;  заметно уменьшилось количество дополнительных вдохов во время речи; увеличилось количество слов, произносимых на одном выдохе;  увеличилась сила воздушной струи, ее целенаправленность, что важно для формирования звукопроизношения у детей, особенно со стертой дизартрией.

 - при  регулярном выполнении дыхательной гимнастики с использованием  трейнера носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3,5-4 месяца у 89% детей со стертой дизартрией в возрасте 5-6 лет.

- оптимизировалась логопедическая работа по развитию речевого дыхания и коррекции звукопроизношения;

-кроме того, зафиксированы положительные изменения в речевой моторике: нормализовался тонус в мышцах артикуляционного аппарата, движения органов артикуляции сталиболее четкими, точными, дифференцированными.

В контрольной группе после коррекционных занятий  также была отмечена положительная динамика, но результаты были значительно ниже, привычное ротовое дыхание не устранилось у 40% детей, показатель сенсорного восприятия также были более низкими, чем в экспериментальной группе.

Заключение. Полученные результаты позволяют отметить положительное влияние дополнительных коррекционных занятий по развитию  дыхания у детей со стертой  дизартрией с использованием трейнера «Infant». Восстановление носового дыхания увеличивает показатели речевого дыхания, укрепляет здоровье, т.к. предотвращает развитие многих хронических соматических заболеваний у дошкольников.

Литература

1. Андросова И.Е., Царёва Т.Г., Торшин В.И., Северин А.Е. Использование миофункциональных аппаратов в целях нормализации развития дыхательной системы у детей в процессе ортодонтического лечения. ­– Ортодонтия. 2005. № 3. – С. 52-56 .

2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.­– М. АСТ: Астрель. 2007.

3. Архипова Е.Ф. Трейнер «Infant» в практике логопедической работы.– М. Валлекс М. 2012.

4. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М. Книголюб.2004.

5. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2012.

6. Гончарова О.В. Состояние здоровья и пути реабилитации детей с речевыми нарушениями. – Автореф. дисс. к.м.н. – М. 1999. – 22 с.

7. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. ТЦ Сфера. 2011.

8. Костина Я.В., Чапала В.М. коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. – М. ТЦ Сфера. 2008.

9. Максаков А.И. О развитии вне- и речевого дыхания. – Дошкольное воспитание. 1992. .№1.

10. Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей. – М. Учпедгиз. 1961.

11. Pay Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. – М. Медгиз. 1961.

12. Сатыго Е. А.. Миофункциональные аспекты речевых проблем у детей. – Логопед. 2010.  № 8. –  С. 111-114.

13.Фатеева Н. М., Посохова М. А. Изучение формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушением речи. –   Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Медицина». 2010. № 4. – С. 478-481.

14.Фаррелл Крис. Коррекция вредных миофункциональных привычек у детей. – Сто-матология детского возраста и профилактика. 2003.№1-2. – С.35-38.

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.Просвещение.1989.

16. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. – М. Метафора. 2006. – 128 с.

Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar