Главное меню
Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в группах дошкольного образования школы-интернат
  • Категория:
  • Автор:
    Труфанова Наталия Николаевна
  • Рейтинг:
    5.0/1

Сложившаяся  в  конце  XX,  начале  XXI  века  социально-экономическая  ситуация  в  стране,  когда  социальная  катастрофа  разрушила  все  достижения  советского  периода,  когда  молодые  люди  отвергали  идеалы  родителей,  не  успев  сформировать  собственные,  когда  духовные  ценности  потеряли  свою  актуальность,  а  «лидировать»  стали  —  материальные,  при  этом  огромное  количество  молодёжи  не  считало  необходимым  задумываться,  каким  путём  эти  ценности  приобретены.  Наступила  эпоха  ценностной  дезориентации. 

Прошло  время  и  те  мальчики,  и  девочки  —  «дети  перестройки»  —  стали  родителями.  Но  вопрос  о  том,  стали  ли  они  взрослыми  —  сознательными  гражданами  со  своими  ценностными  убеждениями  и  принципами  остался  открытым  [4].

Безусловно,  и  у  нынешней  молодёжи  есть  свои  взгляды  и  принципы  жития.  Правда,  обычно  они  выражаются  в  крайних  формах,  одной  из  них  является  равнодушие,  другой  —  инфантильность.  В  том  числе  и  по  отношению  к  своим  детям  [4].  Родители  так  называемого  «потерянного  поколения»,  не  осознают  всю  меру  ответственности  за  своих  детей,  не  считают  себя  обязанными  нести  эту  ответственность,  именно  поэтому  в  современной  России  очень  остро  стоит  проблема  «социального  сиротства»,  связанного  с  увеличением  числа  детей,  родители  которых  отказываются  от  воспитания  собственных  детей,  оказались  в  местах  лишения  свободы,  лишены  родительских  прав,  или  погибли  в  силу  особенностей  своего  социального  поведения. 

Тенденция  увеличения  случаев  асоциального  поведения  взрослых,  вызывает  всплеск  аналогичных  процессов  и  в  детской  среде,  и,  как  результат,  у  детей  наблюдаются  глубокие  нарушения  социальных  связей  в  открытом  социуме,  понижается  их  социальный  статус,  растёт  дезадаптация  и  социальная  некомпетентность.  В  сложившейся  ситуации  как  никогда  встаёт  вопрос  о  создании  условий  социально-педагогического  сопровождения  таких  детей,  требующий  разработки  и  внедрения  новых  социально-педагогических  технологий,  позволяющих  совершенствовать  процесс  их  социальной  адаптации  для  обеспечения  равных  возможностей  с  другими  группами  населения.  И  ещё  более  остро  этот  вопрос  стоит  в  общеобразовательных  учебных  заведениях  закрытого  типа  (в  школах-интернатах,  кадетских  школах,  суворовских  и  кадетских  училищах  и  др.).

Ребенок  с  самого  рождения  попадает  в  мир  социальных  отношений,  в  котором  каждый  играет  не  одну,  а  множество  ролей,  т.  е.  социализируется.  Это  может  быть  роль  сына  или  дочери,  родителя,  учащегося,  работника,  городского  жителя  или  сельского,  учёного,  политика  и  т.  д.  Окружение  человека  играет  громадную  роль,  от  того,  в  каких  отношениях  с  окружающей  средой  он  находится,  через  какие  взаимодействия  осуществляется  его  социализация,  зависит  формирование  личности.

В  обычных  условиях,  начальный  адаптационный  потенциал  ребёнку  дает  семья.  Это  социальный  статус,  любовь,  тепло,  забота,  воспитание,  здоровье,  образование  и  многое  другое,  что  не  всегда  можно  измерить,  описать,  а  иногда  даже  уловить,  всего  этого  нет,  как  правило,  у  детей-сирот  и  детей,  осташихся  без  попечения  родителей.  У  детей,  рассматриваемой  категории,  очень  часто  возникают  проблемы  психологического  характера,  так  как  практически  с  рождения  они  попадают  в  среду,  где  чувствуют  себя  лишними,  ненужными,  где  их  унижают  не  только  морально,  но  и  физически.  Это  и  есть  тот  капитал,  который  сопровождает  начало  их  социализации. 

Давайте  попробуем  просто  представить  каковы  могли  быть  социальные  контакты  этих  детей  до  того,  как  их  родителей  лишили  родительских  прав  или  осудили.  Родители  в  пьяном  угаре,  грязь,  голод,  жестокие  побои,  нецензурная  брань,  драки,  нередко  заканчивающиеся  смертью  одного  из  родителей  или  знакомых,  на  глазах  у  ребёнка,  и  при  этом,  часто  не  сочувствующий,  а  ненавистный  взгляд  соседей,  осуждающий  —  сверстников  и  много  других  отрицательных  моментов,  которые  никак  не  должны  были  касаться  маленького  ребёнка,  входящего  в  жизнь.  Но  это  было.

Неуспеваемость,  чувство  вины  за  своих  родителей,  обида  за  то,  что  они  оказались  в  таком  положении  по  вине  взрослых,  осознание  детьми  своей  ненужности  приводит  к  утрате  не  только  своей  ценности,  но  и  ценности  другого  человека,  и,  как  результат,  в  их  поведении  всё  чаще  проявляются  раздражительность,  вспышки  гнева,  агрессия,  преувеличенное  реагирование  на  события  и  взаимоотношения,  обидчивость,  провоцирование  конфликтов  со  сверстниками  и  взрослыми,  неумение  общаться  с  ними. 

Я,  ни  в  коем  случае,  не  призываю,  чтобы  мы  с  вами  сели  и  начали  жалеть  этих  детей.  Жалость  скорее  сформирует  в  ребёнке  потребительское  отношение  ко  всему  и  ко  всем.  Нет,  не  жалеть,  но  относиться  по-особому,  подходить  индивидуально  к  решению  тех  проблем,  которые  возникают  с  этими  детьми  и  у  этих  детей.  Им  и  так  уже  досталось  столько,  сколько  не  каждый  взрослый  может  унести.  И  чтобы  они  не  стали  в  будущем,  такими  же  как  их  родители,  просто  необходимо  приложить  все  усилия,  чтобы  вырвать  их  из  того  замкнутого  круга,  в  котором  они  находились  многие  годы,  приложить  усилия  для  их  успешной  социализации  не  только  в  учебном  заведении,  но  и  в  обществе  в  целом. 

Что  же  необходимо  предпринять  для  эффективной  социализации  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей  в  условиях  учебного  заведения  закрытого  типа?  В  первую  очередь  необходимо  создание  социально-педагогической  среды,  которая  предполагает  «открытость».

Под  открытостью  в  данном  случае  следует  понимать  процесс  социализации  детей  не  в  замкнутом  пространстве,  а  в  реальной  социальной  среде,  т.  е.  поощрять  контакты  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей  с  детьми  из  семей,  где  царят  нормальные  нравственные  ценности,  позитивные  социальные  установки,  приобщать  их  к  общественным  и  культурным  мероприятиям,  проводимым  в  социальном  окружении.  Как  можно  чаще  они  должны  принимать  участие  в  праздниках,  оказывать  помощь  по  благоустройству  территории  учебного  заведения,  города.  Для  них  необходимо  организовывать  встречи  с  интересными  людьми,  посещение  театров,  библиотек.  Обязательными  являются  занятия  спортом,  занятия  различными  видами  дополнительного  образования  по  выбору  самого  ребёнка  (музыка,  техника,  художественные  промыслы,  танцы  и  др.).

Процесс  приспособления  ребенка  к  жизни  в  закрытом  учебном  заведении,  а  тем  более  ребёнка  социально  незащищённой  категории,  не  является  одномоментным,  он  сложен,  требует  комплексного  подхода  и  постепенности.

С  первых  шагов  своего  пребывания  в  образовательном  учреждении  закрытого  типа  вновь  прибывший  ребенок  ставится  в  позицию  не  наблюдателя,  а  соучастника,  создателя  новых  условий  своей  жизнедеятельности.  И  от  создания  соответствующих  условий  будет  зависеть  сможет  ли  ребенок  освоиться  в  новой  социальной  среде,  а  значит  принять  новые  правила  жизни  и  новых  людей  и,  не  только  в  самом  учебном  заведении,  но  и  вне  его.

В  последнее  десятилетие  активно  развивается  и  внедряется  в  социально-педагогическую  практику  особый  процесс,  который  в  разных  источниках  получил  название  «сопровождение»  или  «поддержка»  [2,с.    34].

Мысли  о  необходимости  поддержки  растущего  человека  содержатся  в  трудах  многих  педагогов  и  психологов,  основывающих  свои  теорию  и  практику  на  позициях  защиты  интересов  (К.Д.  Ушинский,  А.С.  Макаренко,  И.П.  Иванов,  Ш.А.  Амонашвили,  А.В.  Мудрик  и  др.).  Однако  выделение  этой  проблемы  в  особую  сферу  целенаправленной  педагогической  деятельности  было  осуществлено  О.С.  Газманом.  Ученый  выделяет  в  педагогическом  процессе  наряду  с  обучением  и  воспитанием  самостоятельную  область,  называя  ее  «педагогической  поддержкой  ребенка  в  образовании»  [2,  с.  34].

Социально-педагогическое  сопровождение  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей  предполагает  оказание  помощи  ребёнку,  попавшему  в  беду  в  определении  правильного  выбора  на  пути  нравственных  отношений.  Социально-педагогическое  сопровождение  обязательно  предполагает  перевоспитание,  а  это  нелёгкий  процесс  как  для  воспитателя,  так  и  для  воспитанника.  Воспитанник  должен  заинтересоваться  перспективой  нового  пути.  Воспитатель  поверить  в  него,  помочь  проанализировать  прошлое  и  представить  будущее.  Цель  социально-педагогического  сопровождения  —  помочь  детям  преодолеть  возникший  кризис  и  самостоятельно  изменить  свою  жизнь.

Объектами  социально-педагогического  сопровождения  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  являются  не  только  сами  дети,  но  и  в  обязательном  порядке  педагоги,  у  которых  возникают  проблемы  с  данной  категорией  воспитанников,  их  законные  представители,  сверстники,  с  которыми,  в  условиях  учебного  заведения  закрытого  типа,  они  вынуждены  постоянно  взаимодействовать.

Социально-педагогическое  сопровождение  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей  предполагает  не  только  реализацию  правового  статуса  каждого  ребёнка  как  полноправного  гражданина,  но  и  осознание  им  этого,  развитие  его  индивидуальных  способностей,  прогнозирование  его  социально-ролевых  функций  и  подготовка  к  вхождению  во  «взрослую  жизнь»,  структурирование  социальных  ценностей,  формирование  гражданской  позиции,  социальной  активности,  стиля  поведения,  мотивация  на  здоровый  образ  жизни,  т.е.  его  полную  социализацию. 

Методы  и  приемы  педагогической  поддержки  разнообразны,  т.  к.  связаны  с  множеством  ситуаций  общения.  О.С.  Газман  выделяет  семь  шагов  решения  проблемы  в  режиме  диалога,  которые  могут  рассматриваться  в  качестве  алгоритма  педагогической  поддержки:

1.  Заметить  эмоциональное  состояние  ребенка.

2.  Помочь  ему  увидеть  свою  проблему.

3.  Помочь  определить  свое  к  ней  отношение.

4.  Помочь  определить,  что  делать.

5.  Помочь  определить,  как  делать.

6.  Стимулировать  выбор  ребенком  вариантов  решения.

7.  Стимулировать  выработку  им  плана  действия  [2,  с.  35].

Социально-педагогическое  сопровождение  представляет  собой  систему  методов  и  техник,  которые  помогают  ребенку  преодолевать  различного  рода  препятствия  в  познавательной,  коммуникативной  деятельности.  И  если  детям  из  полноценных  семей  в  условиях  обучения  в  образовательных  учреждениях  закрытого  типа  помогают  преодолевать  эти  препятствия  не  только  педагоги,  но  и  семья,  то  забота  по  развитию  проявляющихся  способностей  у  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  ложится  в  большей  степени  на  педагогов  (классного  руководителя,  воспитателя,  педагога-предметника,  социального  педагога,  педагога-психолога).

Помогая  развивать  аналитико-рефлексивные  способности  ребёнка  педагогу  необходимо  научить  его  проводить  наблюдение  за  процессами  происходящими  в  социуме,  субъектом  которого  ребёнок  является,  анализировать  свою  деятельность,  размышлять,  самостоятельно  определять  своё  отношение  к  произошедшим  событиям  и  делам,  определять  свою  роль  в  них. 

Для  развития  интеллектуальных  способностей  педагог  может  использовать  огромное  количество  методов,  наиболее  распространёнными  являются:  метод  «мозгового  штурма»  (при  снижении  самокритичности  ребёнка  в  процессе  обсуждения,  повышается  уверенность  в  себе  (а,  как  известно,  у  социально  незащищённых  детей  она  всегда  занижена),  пробуждается  творческий  потенциал,  создаётся  позитивная  установка  личности  к  своим  способностям);  метод  «сократовской  беседы»  (во  время  диалога,  задавая  ребёнку  по  ходу  разговора  доброжелательно  настроенные  вопросы,  можно  подвести  его  к  более  обширному  и  глубокому  пониманию  природы  вещей  и  благодаря  этому  ребёнок  находит  неожиданные  решения  ранее  нерешаемых  для  себя  проблем);  метод  «деловой  игры»  (при  моделировании  реальных  ситуаций  ребёнок  имеет  возможность  побывать  в  разных  ролях,  проанализировать  позитивные  и  негативные  стороны  создавшейся  ситуации  и  роли,  в  которой  ребёнок  выступал,  что,  в  свою  очередь,  способствует  развитию  социального  опыта);  метод  психотренинга  (помогает  ребёнку  переосмыслить  Я-концепции,  приводит  к  замене  ценностных  Я-установок  на  социально  значимые,  социально  приемлемые).

Организаторские  способности  ребёнка  развиваются  через  различного  рода  поручения,  регулярное  выполнение  которых  приведёт  к  превращению  их  в  привычные  формы  поведения  (положительные  привычки).  А  вот  создание  ситуаций  свободного  выбора  поведения,  использование  во  всех  видах  учебной  и  внеучебной  деятельности  ролевых  игр,  проведение  тренингов  по  этикету  используюся  педагогами  для  поддержки  развития  коммуникативных  способностей  ребёнка.

Необходимым  условием  социализации  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей  в  условиях  обучения  в  образовательном  учреждении  закрытого  типа  является  развитие  одного  из  самых  значимых  качеств  личности  —  самостоятельности,  именно  самостоятельность  обусловливает  активную  жизненную  позицию  ребёнка.  Рассматривая  смысл  понятия  «поддержка»  —  О.С.  Газман  утверждает,  что  поддерживается  развитие  «самости».  Педагог  может  способствовать  развитию  данной  составляющей  социализации  ребёнка,  используя  в  своей  работе  метод  самооценки.  Самооценка  в  значительной  степени  определяет  социальную  адаптацию  личности,  она  —  регулятор  поведения  и  деятельности  [1,  с.  269].  Для  того,  чтобы  ребёнок социализировался  в  социуме  необходимо  научить  его  адекватно  оценивать  себя,  ставить  перед  собой  только  достижимые  цели,  реально  оценивать  свои  возможности,  способности  и  используемые  средства.  Немаловажную  роль  в  процессе  воспитания  самостоятельности  играет  развитие  самоорганизации  —  развитие  умений  управлять  своим  временем  (тайм-менеджмент)  учитывая  не  только  внешние,  но  и  внутренние  (настроение,  личностные  психологические  особенности)  факторы.  Метод  самоопределения  позволяет  создавать  ситуации,  когда  ребёнок  должен  самостоятельно  сделать  выбор,  при  этом  обогащая  различными  сведениями,  педагог  может  дать  толчок  для  возникновения  у  ребёнка  интереса  к  той  сфере,  которая  раньше  не  привлекала  его  внимания,  а  проявляя  понимание  —  может  помочь  укрепиться  в  своих  интересах,  склонностях  [5,  с.  57].  Метод  самореализации  предполагает  развитие  у  ребёнка  активно­сти  в  значимых  для  него  сферах  жизнедеятельности  и  (или)  взаимо­отношений.  При  этом  необходимо,  чтобы  успешность  этой  реа­лизации  признавалась  и  одобрялась  значимыми  для  ребёнка  ли­цами.  Самореализация  может  иметь  разнообразные  формы.  Но  все  они  должны  быть  социально  ценными,  социально  полезными,  соци­ально  приемлемыми  [5,  с.  13].  Научить  ребят  анализировать  и  корректировать  свою  деятельность,  свои  поступки  позволит  педагогу  использование  метода  самоконтроля.

И,  говоря  о  полной  и  успешной  социализации  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  нельзя  не  сказать  об  их  «социальном  здоровье»  —  положительном  эмоциональном  настрое  в  жизни,  вере  в  свои  силы,  способности  к  сопереживанию,  альтруизму,  способности  нести  ответсвенность  перед  другими.  Стабилизировать  «социальное  здоровье»  и  предотвратить  асоциальное  поведение  позволит  использование  педагогом  таких  методов  как:  метод  проекций  позитивного  будущего  —  это  радостные  события,  которые  ждут  человека  и  значимых  для  него  людей  в  ближайшее  время;  метод  «увлечения  весельем»  —  юмор  всегда  помогает  преодолевать  трудности,  оптимизм  создаёт  мажорный  настрой  жизни;  метод  поощрения  и  похвалы  —  этот  метод  возбуждает  у  ребёнка  чувство  радости  от  сделанного,  веры  в  себя  и  желания  делать  ещё  лучше  путём  одобрения  (мимикой,  жестом,  взглядом,  словом);  метод  самонаблюдения  за  своими  эмоциями  —  метод,  с  помощью  которого  ребёнок  может  понять,  под  воздействием  каких  причин  возникает  та  или  иная  эмоция,  чувство;  метод  «угашения  отрицательных  переживаний»  —  способ  раздумывания  таких  эмоций,  как  обида,  стыд,  ненависть,  злоба,  страх,  вина,  определение  причин  их  возникновения  и,  как  следствие,  угашение  отрицательных  эмоций;  метод  релаксации  —  способ  расслабления  организма  с  целью  успокоения,  создания  внутреннего  комфорта  [4,  с.  117].

Таким  образом,  использование  педагогом  даже  части  вышеуказанных  методов  и  технологий  в  процессе  интеграции  воспитания  и  обучения  в  отношении  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  безусловно,  будет  способствовать  формированию  личности,  способной  к  успешной  социализации  в  обществе.

 

Список  литературы:

  1. Бордовская  Н.В.,  Реан  А.А.  Педагогика:  учебник  для  вузов  //  Серия  «Учебник  нового  века»  Питер  (С)  /  Москва-Харьков-Минск,  2000.  —  285  с.
  2. Газман  О.С.  Воспитание  и  педагогическая  поддержка  детей  //  Народное  образование.  —  1998.  —  №  6.  —  С.  34—35. 
  3. Иванов  А.В.  Современный  подход  к  содержанию  деятельности  классного  руководителя  и  развитию  его  педагогической  культуры.  М.:  ЦГЛ.  2005.  —  224  с.
  4. Мишкинис  А.  «Дети  перестройки»  как  "потерянное  поколение"  [Электронный  ресурс]  //  «Фонд  имени  Питирима  Сорокина»  ©  2007  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —URL:  http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=635  (дата  обращения:  27.10.2014).
  5. Мудрик  А.В.  Социальная  педагогика:  учеб.  для  студ.  пед.  вузов  //  Под  ред.  В.А.  Сластенина.  3-е  изд.,  испр.  и  доп.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2000.  —  200  с.

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: 
    Золоторева В. М. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(46). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar