Главное меню
Театрализованная деятельность как один из способов социализации детей с ОВЗ
  • Категория:
  • Автор:
    Труфанова Наталия Николаевна
  • Рейтинг:
    0.0/0

 Театрализованная деятельность как один из способов социализации детей с ОВЗ

 

Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственность, среда (социальная, биологическая), воспитание, собственная практическая деятельность человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе в сложной структуре развития. Учеными доказано, что значительное влияние на развитие личности оказывает микросреда, она также является одним из важнейших факторов самореализации личности.

«Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».

В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения целей и задач, которые объективно встают на каждом возрастном этапе.

Я работаю с детьми с нарушениями интеллекта. У детей данной категории системное недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства, в том числе театрального, в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

Театрализованная деятельность - это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка.

Третий год я являюсь руководителем театрального кружка «Теремок».

Учитывая выше перечисленные особенности своих воспитанников, разработала программу кружка, где определила следующие задачи:

развивающие:

  1. Развитие творческих способностей, активности детей.

  2. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

  3. Расширение представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к костюмам, театральным атрибутам.

  4. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях.

  5. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками, сверстниками.

коррекционные:

  1. Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, связной речи.

  2. Развитие артикуляционного аппарата, закрепление поставленных звуков в речи.

  3. Развитие мимики, интонационной выразительности речи, дикции.

  4. Развитие координации движений, мелкой и общей моторики, чувства ритма.

  5. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

  6. Развитие социальных навыков поведения: умение общаться с разными людьми, умение мирно разрешать конфликты.

  7. Коррекция эмоционально-волевой сферы: умение понимать эмоции окружающих, умение адекватно эмоционально реагировать в проблемных ситуациях

 

Особенности развития детей с ОВЗ, их низкая познавательная активность, узкий кругозор, трудности в запоминании текстов – всё это вызвало необходимость серьёзно относиться к подбору репертуара. В программе кружка большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке: «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др..

Работа над каждой сказкой проходит следующие этапы:

  • чтение, рассматривание иллюстраций к сказке;

  • просмотр мультфильма, беседа по содержанию, пересказ;

  • коррекционные упражнения: обводки, разрезные картинки;

  • изодеятельность: лепка, раскраски, рисование по мотивам сказки;

  • совместное изготовление элементов костюмов и плоскостных декораций;

  • распределение ролей, разучивание слов, репетиции.

 

Кроме этого на занятиях включаются:

  • хороводные, речевые игры («Гори- гори ясно», «Мы лисичку зовем», «Дедушка Водяной» - в основном из программы дошкольного воспитания);

  • логоритмические упражнения, разучивание танцевальных движений;

  • пальчиковые игры;

  • упражнения на развитие артикуляции, дыхания («Шар», «Задуем свечу»);

  • упражнения на развитие дикции, интонации (скороговорки, чистоговорки);

  • этюды на развитие эмоций, мимики, пантомимики и др..

Приоритетным в работе с детьми с умственной отсталостью является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон, заботливое, внимательноеотношение к детям. Так при распределении ролей учитываю индивидуальные особенности детей.

Например:

  • Люда – весёлая, активная, дружелюбная девочка, хорошо заучивает стихотворные тексты, но имеется стойкое нарушение звукопроизношения – поставленные звуки с трудом закрепляются, слабый контроль за собственной речью, поэтому спонтанная речь часто непонятна для окружающих. Поручаю ей в основном главные роли. Но в процессе подготовки спектакля девочка серьёзно относится к заучиванию текста, репетициям и на празднике удивляет педагогов тем, что может говорить «чисто и понятно».

  • Настя Ч. – подвижная, ритмичная, любит танцевать, поэтому её герою придумываем небольшой танец.

  • Настя З. – неуверенный ребёнок, нарушена моторика, координация движений, с трудом заучивает двустишие, но занимается в кружке с желанием. Чтобы повысить ребёнку самооценку, создаём благоприятные условия – у её персонажа очень короткий текст. Девочка остается очень довольна, что ни разу не ошиблась.

  • Саша – практически неговорящий ребёнок с нарушением эмоциональной сферы. Сначала был пассивным участником - в основном разукрашивал, собирал разрезные картинки, смотрел мульфильмы. В процессе совместной деятельности у него появилось желание участвовать в инсценировках. Ему начали поручать роли, где персонаж произносит лишь звукоподражания (мяу, гав-гав). В итоге – на последнем празднике его герой сказал простую фразу.

Использование приемов театрализации формирует у детей слушательскую и зрительскую культуру, обогащает жизненными впечатлениями, реабилитирует личностные качества, помогает осмыслению жизненных задач, развитию творческих способностей, что является важной задачей в подготовке ребёнка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельности и  трудовой деятельности. Так в процессе подготовки спектакля, как я уже сказала, дети вместе продумывают оформление, изготавливают декорации, элементы костюмов, учатся уважать и оценивать труд своих сверстников. Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность, которая характерна для детей с проблемами в развитии: во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело.

В процессе театрализации развивается такая черта характера, как чувство юмора. Это очень важно для наших воспитанников, так как они обидчивы, не понимают шуток, что приводит к агрессии и конфликтам.

Таким образом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на все стороны психики детей с ОВЗ, а главным образом, на развитие личности.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar