Главное меню
17.09.20152510
Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма
  • Категория:
  • Автор:
    Сапожникова Людмила Семёновна
  • Ник автора на сайте:
    OOOGenius
  • Рейтинг статьи:
    4.0/1
    1 голос

Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма

 

 

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для работы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве, и определяются в педагогике как « такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость». [1]

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма.

Оно включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- осознание долга перед Родиной, отстаивании ее чести и достоинства, свободы и независимости ( защита Отечества);

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

  1. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  2.  Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости и сопричастность  к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Гражданско –патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое.  Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятия физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Значение патриотического воспитания ребенка в школе трудно переоценить. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом и заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

В своем докладе я хочу остановиться более подробно  на историко-краеведческом направлении в системе патриотического воспитания в нашей школе.

Изучение своего родного края, его природных богатств, знакомство со знатными людьми создает большие возможности для воспитания учащихся на примерах героического прошлого нашего народа, на ярких фактах трудовой деятельности наших граждан.

Краеведение – одно из самых мощных средств патриотического воспитания школьников, оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины, оно связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства школьников на основе живого восприятия окружающей действительности. В этом нам очень помогает школьный краеведческий музей, интересная и увлекательная краеведческая работа.

Итак, первая форма работы с музеем, это организация экскурсий в школьный музей. По каждому отделу имеются школьники- экскурсоводы, которые своеобразно и интересно могут рассказать о истории экспонатов музея. В работе экскурсоводов соблюдается преемственность, заканчивая школу, учащиеся-экскурсоводы передают свои разделы младшим ребятам, готовя их к этому весь учебный год.

Следующая форма работы со школьным музеем, это встречи с земляками. Чаще всего такие встречи организуются в школе к  историческим праздникам, в которых обязательно принимает участие и школьный музей. Традиционно перед праздником 9 мая в нашу школу приглашаются ветераны войны и труда на концерт, организованный педагогами и учащимися школы. После концерта, ветераны приглашаются в школьный музей, в котором проводятся беседы о Великой Отечественной войне.  Сегодня в нашем городе практически не осталось уже ветеранов, но такая форма работы как встреча с интересными людьми практикуется в школе по прежнему очень активно. На классные часы приглашаются ветераны войны, их родственники, которые рассказывают о трудовом подвиге советского народа в послевоенное время и в советский период. Эти встречи я считаю полезными для учеников, они не только расширяю их кругозор, но и формируют правильное и ответственное отношение к труду и своей будущей профессии, ответственности перед обществом и Родиной.

Работа в музее тесно связана и с проектной деятельностью учеников. Традиционно наши ребята, участники школьного музея принимают участие на районных краеведческих конференциях исследовательских  творческих и проектных  работ, многие работы отмечены грамотами победителей и лауреатов. Проектная деятельность ребят тесно связана с поиском новой информации, встречи с земляками и умением составлять опрос и интервью, анализ информации, изучение объекта на местности. Благодаря музею ребята могут почувствовать себя историками, почувствовать тесную связь малой и большой Родины.

Сейчас, когда уже много лет существует школьный музей, трудно представить, как бы учитель проводил некоторые уроки, не имея под руками такого богатого материала, которым располагает музей. Особенно незаменим музей в работе учителя истории и краеведения. Например, при прохождении темы «Нашествие с Востока» в 6 классе, обязательно обращаю внимание на фотографии исторических памятников того времени, храм Николая Чудотворца, легенда о названии нашего города, памятник Евпатию Коловрату в Рязани; при изучении темы «Укрепление Московского государства», обязательно изучаем историю строительства Зарайского кремля, Рязанско-Вожской засеки, появление в нашем городе стрелецкой  и пушкарской слободы, экспонаты пушечного ядра и наконечник стрелы, о герое заставы Мишке Черкашенине. Изучение раздела «Великая Отечественная война» неразрывно связана с экспонатами школьного музея, это и кирпичик из Брестской крепости и фотография капитана И.Н. Зубачева, воспоминания Героя Советского Союза С.М.Новичкова, воспоминания земляков тружеников тыла, о самоотверженной борьбе против фашизма расскажут такие понятные каждому письма наших земляков с фронта, о тяжестях потерь -  похоронки.

Можно привести еще много примеров об использовании материалов музея на уроках истории, краеведения, географии и биологии, литературы,  но ограничимся сказанным выше. 

С внедрением в школе ИТ работа в музее расширяется. В ближайшем будущем мы планируем закончить работу по паспортизации нашего школьного музея и выйти в интернет сообщество для создания сайта о нашем музее и его работе, таким образом расширить связь нашего музея с общественностью и другими музеями нашей Родины.

Таким образом, подведу итоги моего доклада. Мой опыт работы в школьном музее по истории родного края дает    положительные результаты в воспитании гражданственности и патриотизма, помогает  изменить качество социальной среды.  Благодаря музейной работе в школе происходит :

-сохранение исторической памяти и наследия, 

-пополнение и обновление экспозиций музея,

-развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности,

-развитие самоуправления в процессе проектной работы,

-установление контакта с архивами, музеями, научными центрами,

-привлечение общественности к проблемам, поднимаемых в работе школьного музея,

-сплочение  между учителями, учениками и родителями в процессе работы по созданию музейных экспозиций.

 

[1] Журнал «Воспитание школьников»,2008 гг.

 

Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar