Главное меню
13.03.2016180
Формирование социальных компетенций у воспитанников реабилитационного центра
  • Категория:
  • Автор:
    Блинаева Светлана Юрьевна
  • Ник автора на сайте:
    Блинаева
  • Рейтинг статьи:
    5.0/1
    1 голос

В настоящее время проблеме формирования социальных компетенций посвящаются работы многих исследователей, как начинающих, так и имеющих большой профессиональный опыт. Понятия «компетенция» и «компетентность» имеют множество трактовок и рассматриваются учѐными с разных точек зрения. Данные понятия встречаются в педагогике с середины ХХ века. В словарях и справочниках даются следующие определения.

Компетентность (лат.сompetens – подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) – знания, образование, опыт в опреде-ленной области деятельности. «Компетенция (лат. сompetere – добиваться, соответствовать, подходить) – круг определѐнных вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав; компетент-ный – знающий, осведомленный, авторитетный специалист; обладающий со-ответствующей компетенцией».

Исследования Н. Хомского, Дж. Равена, Н.В. Кузьминой, А.К. Марко-вой, В.Н. Куницыной, В.И. Байденко, А.В. Баранникова, В.А. Болотова, И.А. Зимней, В.В. Серикова, В.Г. Белицкого, Г.С. Селевко, А.В. Хуторского, О.Е. Лебедевой, Т.Н. Лобановой позволяют понять и разграничить данные поня-тия.

В наиболее общем понимании «компетентность означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми знаниями, способность уверенно добивать-ся результатов и владеть ситуацией».

Термин «компетенция» определяется как совокупность взаимосвязан-ных характеристик качеств подготовки выпускника, категории результата образования и воспитания. «Компетенция в некоторой области человеческой деятельности – это система взаимосвязанных качеств личности, обеспечива-ющая «системный эффект» - способность решения реальных практических задач и (некоторых) не поставленных задач. Компетенция включает знания, умения, навыки, опыт, относящиеся к определѐнной области деятельности».

Таким образом, компетентность – это комплексный личностный ресурс, необходимый человеку для успешного взаимодействия с окружающей дей-ствительностью. А компетенция является интегративной сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. В це-лом же оба понятия– компетенция и компетентность отражают целостность и интегральную сущность результата образования и воспитания на любом уровне и в любом аспекте.

А.В. Хуторской различает данные понятия следующим образом: компетенция представляет собой совокупность личностных качеств человека (знаний, умений, навыков, способов деятельности), раскрывающихся в определенной области человеческой сферы и необходимых ему для продуктивной деятельности, а компетентность проявляется в принятии и обладании определенной компетенции, включающей его личностное отношение к ней. Он уточняет: «Компетентность – это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и лич-ностно значимой сфере».

Также А.В. Хуторской считает, что компетентность уже состоявшееся личностное качество ученика, тесно связанное с его личностным опытом в определенной деятельности. От опыта ребенка, по мнению автора, и зависит уровень сформированности компетентности.

Так, А.В. Хуторской выделяет следующие «виды компетенций, основываясь на главных целях общего образования и воспитания, представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности учащегося:

1) ценностно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными представлениями личности, его способ-ностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нѐм,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм личностного и профессионального самоопределения;

2) коммуникативные - знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представить себя, вести дискуссию и др.;

3) социально-трудовые – знания и опыт в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном само-определении;

4) учебно-познавательные - организационные (управленческие) умения, креативные навыки (добывание знаний непосредственно из окружающей дей-ствительности, использование приемов учебно-познавательных проблем, умение действовать в нестандартных ситуациях), методы познания;

5) общекультурные – познание и опыт деятельности в области наци-ональной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; опыт бытовой и культурно-досуговой сфер (например, владение эффективными способами организации свободного времени);

6) информационные – навыки работы с информацией в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Уме-ния пользоваться средствами информации (телевизор, компьютер, магнито-фон и т.п.) и информационными технологиями (СМИ, интернет, электронная почта); владение умениями поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования, сохранения и передачи;

7) компетенции личностного самосовершенствования - освоение способов физического, духовного и интеллектуального развития. Учащийся овладевает способами деятельности в собственных интересах и в пределах своих возможностей. К данным компетенциям относятся исполнение правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, соблюдение общественных правил поведения, способы безопасной жизнедеятельности».

Данные компетенции раскрывают сущность и содержание процесса формирования социальных компетенций и дают основания для конкретиза-ции наиболее значимых компетенций у воспитанников реабилитационного центра.

И.А. Зимняя, например, рассматривает компетенции как «некоторые психологические новообразования: знания, представления, программы (ал-горитмы) действий, система ценностей и отношений, которые затем выявля-ются в компетентностях человека».

Компетентности человека Зимняя И.А. выделяет в следующие три ос-новные группы:

1) «компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности:
– компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здоро-вого образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
– компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бы-тия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) и науки; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
– компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
– компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обя-занностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг;
– компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазви-тия, личностной и предметной рефлексии; понимание смысла жизни; профес-сиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка.

2) Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми:
– компетенции социального взаимодействия: с обществом, коллективом, семьѐй, друзьями, партнѐрами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
– компетенции в общении: устное, письменное, диалог, монолог, дело-вая переписка, делопроизводство, иноязычное общение и др.

3) Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех еѐ типах и формах:
– компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их со-здание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
– компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
–компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамот-ность; владение электронной, интернет технологией».

В.И. Байденко отмечает, что компетентность – это владение знаниями, умениями и навыками на определенном уровне и отражение результата учебно-воспитательного процесса. Компонентами компетентности, которые свидетельствуют о процессном характере формирования компетентности, являются компетенции. В основе любой компетенции лежат знания, умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в про-цессе решения различных проблем, с наличием определенных морально-этических установок и качеств личности.

Таким образом, отмечаем, что в понятие компетенции входят понятия «способность» и «готовность», между которыми существуют различие. Под способностью чаще понимают умение производить какие-либо действия или же индивидуальную предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Понятию «готовность» в большей степени присущ процессный (деятельност-ный) аспект – «подготовленный к использованию». Готовность предполагает также и согласие, желание что-либо сделать, т.е. включает и аспекты мотиви-рованности личности (сформированного внутреннего побуждения на выпол-нение работы). Кроме того, именно способность и готовность определяют успех в жизнедеятельности человека.

Андреев В.И. подчеркивает, что любая компетенция начинается со сло-ва «уметь», так как основой компетенции является умение. Однако важны не только умения, но и знания, способности, соответствующие этой компетен-ции, личностные качества и опыт творческой деятельности.

Мы разделяем мнение Г. Селевко, что компетенция – это развитие го-товности субъекта эффективно организовать внутренние (знания, умения, навыки, психологические особенности, ценности и т.д.) и внешние ресурсы для постановки и достижения определенных целей и задач.

Итак, анализ этих определений позволил сформулировать нашу пози-цию для исследования. С нашей точки зрения, основой компетенции является синтез знания и умения: человек должен обладать достаточным объѐмом знаний о своих правах и обязанностях, об обществе, правилах, поведениях в нѐм, об особенностях взаимодействия с окружающими людьми, традициях, нормах. Однако мы должны понимать, что сами по себе знания не помогут человеку в полной мере добиться успеха в социуме. Полученные знания че-ловек должен уметь использовать, это связано с наличием умений и сформи-рованностью навыков.

Таким образом, данный синтез и даѐт итоговый результат: компетенция – это знание в действии; это способность самостоятельно решать проблемы и нести ответственность за свои действия и поступки; это готовность к будущей самостоятельной жизни.

Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе» (1984 год) высказывает мнение о том, что компетентность состоит из боль-шого числа независимых друг от друга компонентов, которые могут отно-ситься к любой человеческой сфере (эмоциональная, интеллектуальная, ко-гнитивная, мотивационная и др.). Данные компоненты активно взаимодей-ствуют друг с другом и являются главной составляющей успешного поведе-ния человека в обществе. Также Равен отмечает, что способности человека играют значительную роль в процессе формирования компетентности.

Дж. Равен выделяет 39 видов компетентностей. Приведем компетентно-сти, наиболее значимые для нашего исследования:
– тенденция к более ясному пониманию и осознанию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
– тенденция контролировать свою деятельность;
– решительность и уверенность в себе;
– адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
– склонность к размышлениям о будущем;
– самостоятельность мышления, оригинальность;
– готовность решать проблемы и сложные вопросы;
– способность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за эти решения;
– способность к сотрудничеству ради достижения совместной цели;
– способность слышать других людей, принимать во внимание их мнения и взгляды.

Таким образом, заключаем, что компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая еѐ способности решать проблемы и ти-пичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, на основе использования знаний, жизненного опыта и в соответствии с усвоенной си-стемой ценностей. Она выступает интегральным показателем, степенью го-товности личности, которая проявляется, развивается и реализуется в решении определенного комплекса социальных, учебных и других значимых за-дач. А компетенцию можно рассматривать как опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности, личностные ориентации.

Теперь рассмотрим понятия «социальная компетенция» и «социальная компетентность». Анализ научной литературы даѐт основание констатиро-вать,
что сущность данных понятий многогранна по содержанию и рассматривает-ся исследователями с разных точек зрения. Однако каждая интерпретация данного понятия необходима для рассмотрения.

Анализируя понятие «социальная компетенция», необходимо рассмот-реть этимологию слова «социальный». Понятие «социальный» (от лат. socialis – общий, общественный) объединяет различные формы и средства общения людей. Изучению данного феномена посвящаются работы многих учѐных, поэтому понятие «социальная компетенция» на сегодняшний день не имеет однозначно закрепленного определения.

Так, различными исследователями социальная компетенция включает аспекты и явления, которые связаны с включением человека в совместную жизнь в обществе; с развитием его активной гражданской позиции, выполне-нием гражданских функций и улучшением того общества, в котором он есть и ему жить; с построением успешного будущего; с сохранением и укреплени-ем своего физического, психического и социального здоровья; с осознанием необходимости самоизменяться и учиться всю жизнь.
Итак, социальные компетенции можно определить, как ключевые – си-стемное ядро в процессе социализации воспитанника реабилитационного центра.

И.А. Зимняя говорит о том, что «все компетенции социальны в широ-ком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они и проявляются в этом социуме»; при этом социальные компетенции «характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми и с самим собой».

Например, Божович Л.И. рассматривает социальные компетенции как «способность и готовность человека разумно строить собственные отноше-ния с окружающими людьми, самим собой и обществом в целом».

В свою очередь, Д.И. Фельдштейн считает, что социальные компетен-ции следует рассматривать, как способность человека брать на себя ответственность, принимать совместные решения, уметь разрешать конфликтные ситуации, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Согласно мнению В.Н. Куницыной, это понятие определяется как си-стема знаний о социальной жизни и о себе; как определенная система умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми и обществом; как эффективные поведенческие действия в жизненных ситуациях, позволяющих чело-веку быстро и адекватно адаптироваться в социуме, самостоятельно принимать решения и выстраивать отношения с окружающей действительно-стью. Социально-компетентный человек, по мнению учѐного, это успешный человек в обществе.

Таким образом, сущность социальных компетенций в данном контексте состоит в том, что они позволяют человеку добиться успеха в социуме, адек-ватно разрешать проблемные ситуации в жизни, преодолевать различные трудности.

Относительно социальной компетентности, то в отечественной психоло-гии данное понятие рассматривается как способность человека эффективно выстраивать межличностные отношения с окружающими его людьми. Соци-альная компетентность включает в себя такие параметры, как умение выби-рать адекватные способы разрешения конфликтных и иных ситуаций, пра-вильно определять эмоциональный настрой и личностные особенности свое-го собеседника и в зависимости от них грамотно выстраивать диалог, ориен-тироваться в различных социальных ситуациях и добиваться успеха в них, учитывая при этом не только свои цели и желания, но и окружающих людей.

Т.И. Шульга, Х. Спаниярд, В. Слот характеризуют «социальную компетентность как состояние равновесия между требованиями, предъявляе-мыми к ребѐнку в данный возрастной период со стороны общества, среды, в которой он живет, и его возможностями. Они считают, что говорить о компетенции можно тогда, когда индивид обладает достаточным объѐмом знаний, навыков и умений, с помощью которых он может адекватным образом адаптироваться и жить в обществе, не нарушая норм и правил». Для этого на каждом жизненном этапе развития человека существуют нормы, правила, знания, задачи, которые должны усваивать дети, тем более в условиях быст-ро меняющегося общества. Если этого не происходит, то развитие может иметь проблемный характер и приводит к тому, что ребенок попадает в сложные отношения с обществом и средой, в которой он живет. Эти сложные отношения приводят к рассогласованиям между знаниями и требованиями общества, между жизнью и поведением в семье и требованиями общества, между жизненно важными потребностями общества и невозможностью их удовлетворения. Такое положение приводит к тому, что большинство вы-пускников реабилитационных центров, попадают в «группу риска», что в дальнейшем накладывает значительный отпечаток на их будущее.

По мнению исследователя В.В. Цветкова, «социальная компетентность – это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное ка-чество личности, позволяющее индивиду взаимодействовать с социумом, устанавливать взаимоотношения с различными группами и индивидами, а также активно участвовать в социально-значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли». Итак, социальную компетентность необходимо рассматривать с позиции выполнения человеком определѐнных социальных ролей в социуме.

Мы придерживаемся мнения И.И. Лукьяновой, что социальная компе-тентность – это личностное формирование, проявляющееся в мировоззрении, убеждениях, мотивах, способностях человека, определѐнных личностных ка-чествах и поведенческих действиях, необходимых для эффективного взаимо-действия с социумом.

Сущность социальной компетентности, по мнению автора, заключается в осмыслении и адекватной оценки своих возможностей и способностей в обществе с целью достижения высокого уровня социализации; формирова-нии специальных умений и навыков, так необходимых подросткам в совре-менной жизни; определении эффективных способов разрешения конфликт-ных ситуаций; осознании себя гражданином своей страны и принятии до-стойного поведения в обществе; соблюдении своих гражданских обязанно-стей и принятии ответственности за свои действия и поступки и др.

Таким образом, данные ориентиры составили основу для разработки критериев и показателей сформированности социальных компетенций у вос-питанников реабилитационных центров.

В свою очередь, А.А. Ярулов, например, считает, что необходимо со-здавать специальное учебно-воспитательное пространство, направленное на формирование социальных компетенций, проявляющихся в формировании умений и навыков жить в динамично меняющемся современном мире; способности активно заниматься своим саморазвитием, самопознанием, саосовершенствованием, самореализацией; способности выстраивать план своих будущих жизненных целей и действий; осознании и принятии норм конкретного социума; проявлении терпимости и устойчивости к негативным явлениям окружающей действительности; готовности сотрудничать, вести диалог, проявлении толерантности к чужим недостаткам и др.

По мнению Ярулова, главное – это научить ребенка соблюдать в своѐм поведении нормы конкретного социума, выполнять свои обязанности и нести ответственность за свои действия и поступки. И только в условиях их соблю-дения ребѐнок почувствует себя счастливым, свободным, защищѐнным и сможет достичь успеха в обществе. Для достижения этих целей необходимо создавать такую образовательно-воспитательную среду, в которой ребенок сможет раскрыть и проявить себя как личность, обогатить себя опытом межличностного взаимодействия, расширить границы социального про-странства, самосовершенствуясь в целом.

Таким образом, учѐт этих особенностей необходим для успешной реа-лизации педагогических условий нашего исследования, способствующих успешному (эффективному) формированию социальных компетенций у вос-питанников в условиях реабилитационного центра.

Итак, анализ различных определений понятий «компетенция», «компе-тентность», «социальная компетенция», «социальная компетентность» позво-ляет нам говорить о том, что существует множество их определений, но нет пока окончательного; анализ рассматриваемых понятий свидетельствует о том, что базисными основаниями для постижения их сущности являются го-товность, знания, умения, способности, потребности, опыт действия, взаимодействия, деятельности.

Таким образом, используя представленные трактовки понятий, мы по-нимаем социальную компетенцию как интегративное личностное образова-ние, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку оптимально не только адап-тироваться, а и интегрироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Социальная компетенция предполагает способно-сти человека к действию в личных, профессиональных и социальных ситуа-циях посредством успешного адекватного действия, требуемого в данной си-туации и ожидаемого со стороны социума. Общий характер данного понятия делает возможным интегрировать в ходе социализации постановку целей учебно-воспитательного процесса на общественном и личностном уровне.

Сущность социальных компетенций заключается в том, что они способ-ствуют личностному и профессиональному развитию воспитанников в соци-уме, конструктивному межличностному взаимодействию, активной социаль-но ориентированной деятельности, обеспечивающих успешное будущее вос-питанников реабилитационных центров.

Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», направленный на обеспе-чение комфортной и безопасной среды для жизни каждого ребенка, главным капиталом в которой становится человек, повышение уровня развития кото-рого и обеспечит повышение культуры общества в целом.
Низкий уровень сформированности социальных компетенций у воспи-танников реабилитационных центров предусматривает совокупность лич-ностных и социальных проблем, а именно: неумение взаимодействовать с окружающими людьми, потребительское отношение к жизни, неподготов-ленность к будущей самостоятельной жизни, выбору профессиональной дея-тельности, ориентация на негативные ценности и образцы поведения, что в дальнейшем значительно сказывается не только на их будущей самостоя-тельной жизни, но и на всѐ общество в целом. Для выпускника реабилитационного центра – это криминальное, суицидальное и другие формы девиант-ного поведения, для общества - это низкий образовательный ресурс воспитанников, потеря в подготовке производи-тельных сил общества, в повышении криминогенности и т.д.

Сегодня в социально-политическом, экономическом, этнокультурном контексте развития России владение социальной компетенцией становится необходимой составной частью личной и профессиональной жизни человека, требованием государства и общества к результатам личностной подготовки учащихся. В современном образовании, с точки зрения социализации лично-сти, компетенции становятся приоритетом, позволяющими человеку адапти-роваться

в окружающем мире и быть успешным и конкурентоспособным на совре-менном рынке труда. Социальная компетенция – это возможность для лич-ности реализовать себя и получить реальные шансы занять в обществе пре-стижное как в социальном, так и в материальном отношении положение
.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы общего среднего об-разования.

«Личностные результаты освоения основной образовательной про-граммы общего среднего образования должны отражать:
1) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль-туре, языку, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми, представителями других этнических обществ и профессий, дости-гать в нѐм взаимопонимания;
2) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм со-циальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
3) развитие морального сознания и компетентности в решении мо-ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отно-шения к собственным поступкам;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе различных видов деятельности;
5) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
6) формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-временному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира и др.».

Таким образом, мы видим, к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся социальные компетенции обучающегося, его цен-ностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики, необхо-димые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обще-стве с учѐтом правовых норм, установленных российским законодатель-ством.

Следовательно, важной задачей процесса обучения и воспитания на со-временном этапе развития общества должно стать формирование и развитие социальных компетенций воспитанников: их следует обучать эффективному поведению и деятельности в разнообразных жизненных ситуациях и в различном социальном окружении.

Резюмируя, заключаем, формирование социальных компетенций есть освоение и использование воспитанниками социального (компетент-ностного) опыта в общественной сфере жизнедеятельности, что и обеспе-чивает им успешную адаптацию и дальнейшую интеграцию в системе общественных отношений. Следовательно, формирование социальных компетенций у воспитанников реабилитационных центров, несомненно, является актуальной социально-педагогической проблемой нашего об-щества в настоящее время. Оно связано, по нашему мнению, с формиро-ванием системного звена (компонента) в процессе их социализации.

В целом формирование социальных компетенций определяется государственной стратегией создания гражданского общества в стране: социально зрелый выпускник – это не только готовый к успешной само-стоятельной личной жизни человек, а и занимающий активную граждан-скую позицию; человек с развитым общественным и национальным са-мосознанием, нравственно стабильный в поступках и поведении; будущий семьянин, родитель и воспитатель своих детей.

Таким образом, мы можем сказать, что главной общественно зна-чимой целью реабилитационных центров является формирование разви-тие социальных компетенций, обеспечивающих выпускнику возможность эффективно удовлетворять свои и социальные потребности сейчас и в будущем.

Как было отмечено ранее, овладение социальными компетенциями выражается в приобретении воспитанником компетентностного опыта, составляющего «ядро» социализации личности и определяющего его способность осуществлять соответствующие компетенции в поведении и деятельности.


В связи с этим выделим социальные компетенции, наиболее значи-мые для воспитанника интернатного учреждения. Опираясь на класси-фикацию А.В. Хуторского, мы конкретизировали социальные компетенции и считаем, что в ходе социально-педагогической работы с воспитанниками реабилитационного центра особое внимание необходимо уделить следующим: коммуникативным (умение сотрудничать с окружающими людьми; находить компромиссы; выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других людей; дискутировать и адекватно защищать свои позиции; способность к критике и самокритике и др.), компетенциям личностного самосовершенствования (умение осознавать своѐ «Я» относительно других людей; умение принимать решения и нести за них ответственность; освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития и самосовершенствования и др.), ценностно-смысловым (умение ответ-ственно выполнять свои обязанности; способность ставить себя на место другого человека и видеть проблему с его позиции; умение выбирать це-левые и смысловые установки для своих действий и поступков и др.).

Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar