Главное меню
15.09.2015760
Психолого-педагогические особенности подростков-воспитанников СРЦН
  • Категория:
  • Автор:
    Блинаева Светлана Юрьевна
  • Ник автора на сайте:
    Блинаева
  • Рейтинг статьи:
    4.0/1
    1 голос

Процесс формирования социальных компетенций будет эффективно реализовываться лишь при условии учёта психолого-педагогических особенностей, возрастных интересов и специфики жизни воспитанников реабилитационного центра.
Подходя к рассмотрению данного вопроса, необходимо отметить, что во многом дальнейшая судьба детей-сирот зависит от отношения к этой проблеме, как общества, так и государства в целом. В данной работе под понятием «дети-сироты» мы подразумеваем категорию детей, социальное становление которых происходит в реабилитационном центре.
Т.И. Шульга даёт следующее определение этому понятию: «Сиротами являются дети, родители которых умерли или не установлены. К этой категории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д.». Данное определение мы берём за основу нашего исследования.
Формулировка понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», дана в Законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В нём установлено, что «дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения, других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей, в установленном законном порядке».

Анализ научных исследований показывает, что существует огромное количество причин феномена «социальное сиротство». Например, Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко, А.В. Быков выделяют следующие причины, приводящие к появлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1. «Отказ родителей от детей, в том числе и при рождении (как показывают статистические данные, количество детей, от которых отказались родители, постоянно продолжает расти, причины отказа от детей в основном определены социально-экономическими факторами, падением родительской ответственности и др.).
2. Отсутствие родительской заботы о детях, передача детей на воспитание родным, а также другим людям (все чаще обнаруживаются факты, когда родители не заботятся о своих детях, а перекладывают воспитание на престарелых бабушек, других членов семьи, родственников, друзей и подруг, соседей, а иногда просто незнакомых людей; отсутствие ответственности за воспитание и заботу о детях в таком случае очень трудно выявляемо).
3. Эксплуатация детей в семье (экономическая, сексуальная и т.д.).
4. Жестокое отношение к ребенку (побои, оставление без пищи, безнадзорность в течение несколько дней и т.д.).
5. Собственное состояние детей (алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, ранняя сексуальность, психические расстройства)».
Изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволил определить следующие условия, провоцирующие данное явление:
- социально-экономические – безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи;
- кризис семьи – распад семьи, рост внебрачной рождаемости детей, постоянный рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и т.д., а дети находятся в детских домах), ранняя рождаемость детей вне брака, раннее материнство, снижение ценности семьи в обществе;

- педагогическая несостоятельность семьи – утрата традиций семьи, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ответственности родителей за воспитание детей, педагогическая неграмотность родителей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку».
Так, например, «сегодня в России по официальным данным число реальных беспризорников 1 млн.300 тыс. детей».
- Снижение воспитательного потенциала системы образования – перекос в сторону образования, обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внеклассной и внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;
- исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками родителями по месту жительства;
- развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных форм духовности и нравственности;
- увеличение негативного влияния СМИ, массовой культуры на субкультуру молодого поколения – разрыв поколений, пропаганда новых форм ценностей поведения детей и молодежи через средства массовой информации;
- недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав».
Таким образом, мы видим, что условия такого явления довольно разнообразны и их можно продолжать бесконечно. Они связаны с падением ценностных ориентаций, социального престижа семьи как основной ячейки государства, с материальными и жилищными проблемами семей, рождением огромного количества детей с отклонениями в интеллектуальном, психическом и физическом развитии, низким уровнем родительской ответственности за обучение и воспитание своих детей и изменением осознания того, что он является главным воспитателем своих детей и т.д. Но основная проблема заключается в том, что в результате этой ситуации мы получаем ребёнка с целым комплексом социально-педагогических и психологических проблем, связанных с его психическим, физическим, интеллектуальным развитием, обучением, воспитанием и социализацией в обществе.

Со стороны государства детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оказывается социальная помощь, которая, к сожалению, не даёт эффективного результата в аспекте воспитания, обучения и социализации воспитанников. Несмотря на все принимаемые правительством меры, кардинально разрешить ситуацию пока не удается. Выпускники реабилитационного центра чувствуют себя неподготовленными к будущей самостоятельной жизни. Почему так происходит? В чем причина? Почему немалые государственные средства, затраченные на реабилитационные центры, и огромные усилия педагогического персонала (руководителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников и др.) столь малоэффективны?
Исследования И.В. Дубровиной, Э.А. Минковой, М.К. Бардышевской показали, что «общее физическое и психическое развитие детей, находящихся в реабилитационном центре, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных личностных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедная эмоциональная сфера, несформированность чувства долга, неспособность принимать серьѐзные решения и нести ответственность за свои поступки и действия, незнание правовых норм и законов, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения». Для этих детей также характерны раздражительность, высокая тревожность, частые вспышки ярости и агрессии, обидчивость, провоцирование конфликтов, неумение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Исследования А.Г. Рузской, в свою очередь, показывают, что воспитанники реабилитационных центров довольно часто испытывают значительные трудности и в создании собственной семьи, еѐ сохранении, они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии построить полноценные взаимоотношения с супругом. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, содержание супружеских отношений не получает развития.
Таким образом, мы видим, что дети, находящиеся в реабилитационном центре, испытывают серьёзные трудности в общении, проблемы в обучении и воспитании, социализации и адаптации в обществе.

Итак, обобщая исследования по данной проблеме, мы можем выделить три группы проблем, возникающих у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: социальные; психологические; педагогические.
1) Социальные. Большинство воспитанников реабилитационных центров не готовы жить в социуме, самостоятельно планировать свою жизнь, строить личные планы, свою семью, организовывать досуг. Выпускники не в состоянии решить многие проблемы, связанные с жильем, дальнейшей учёбой и работой, отстаиванием своих юридических прав и соблюдением гражданских обязанностей. Это блокирует развитие установки стать успешным в обществе и, как правило, выпускник попадает в криминальную сферу. Таким образом, одной из главных проблем выпускников реабилитационных центров становится низкая социальная компетентность.
Психологические. Воспитанники, с раннего возраста находящиеся в реабилитационных центрах, лишены родительской ласки и любви, доброжелательности и внимания взрослого, положительных эмоциональных контактов, для них характерны искажения в общении со взрослыми. Этот фактор значительно накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Указанные особенности общения приводят к тому, что ребѐёнок не чувствует себя любимым и нужным, уверенным в себе, не испытывает глубокой привязанности к людям, и, как следствие, перестаѐт осознавать ценность окружающих людей, проявлять любовь и доброту к ним. Это служит основанием для формирования у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эмоциональной бедности и холодности, замкнутости, агрессивности, а порой и ненависти и жестокости по отношению к другим людям.
2) Педагогические. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с педагогической запущенностью детей-сирот.
•Отклонения в поведении (девиантное и делинквентное поведение).
Оно выражается в уходах (побегах) детей, бродяжничестве, хулиганстве, воровстве, половой распущенности и других формах делинквентного поведения.
Анализ статистических данных Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав свидетельствует о том, что с каждым годом увеличивается количество воспитанников реабилитационного центра, стоящих на учёте за правонарушения различного вида.
• Отклонения в эмоционально-волевой сфере. Для воспитанников
Реабилитационных центров характерны неуравновешенность психических процессов, проявляющаяся в неадекватном эмоциональном реагировании на конфликтные или иные ситуации, неумение владеть своим эмоциональным состоянием (отсутствие самоконтроля в речи и поведении), частые колебания настроения. Всё это приводит к формированию отрицательных личностных качеств подростка (грубость и жестокость к близким и окружающим людям, агрессивность, вспыльчивость, импульсивность, неприязнь к чужим недостаткам и др.).
Отклонения в развитии интеллектуальной сферы, которые выражаются в низком уровне развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), бедностью речи (ограниченным словарным запасом), отставанием в овладении навыками письма, чтения, счёта, что приводит к нарастанию трудностей в усвоении учебного материала. Интересы воспитанников реабилитационных центров в основном поверхностны и неустойчивы, развлекательного характера.
Отклонения в развитии мотивационно-потребностной сферы, которые выражаются в слабости мотивов и внутренних побуждений, неразвитостью произвольности саморегуляции, планировании действий и др.
Следовательно, всё вышесказанное говорит о том, что одним из вариантов эффективной помощи детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, может стать формирование у воспитанников социально-компетентного поведения как основного этапа подготовки к их будущей самостоятельной жизни.
Воспитание в учреждениях закрытого типа является главной причиной неготовности этих детей к будущей самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию, так как постоянное окружение большим количеством детей и взрослых не даёт возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою дальнейшую жизнь. Воспитанник не знает, как он будет жить один, где найти друзей и работу, как проводить досуг, организовать свой быт.
Нехватка общения с взрослыми, его замкнутость и малоэмоциональность приводит к тому, что дети не могут взаимодействовать с окружающими людьми, находить общее между требованиями взрослых и своими желаниями и возможностями. Воспитанники не стремятся искать близких и доверительных отношений с людьми, видеть уважение к себе с их стороны, доброжелательно относиться к окружающим.
Также необходимо отметить, что воспитанникам реабилитационных центров характерна иждивенческая позиция по отношению ко всем окружающим («нам должны», «обязаны», «дайте»). Такая позиция формирует у них такие качества и черты характера, как неумение трудиться, лень, беспомощность, несамостоятельность, приводит к отсутствию социальной активности, инициативности, дисциплинированности, целеустремленности, бережливости и ответственности за личное и общественное имущество, способствует снижению уровня школьной мотивации и мотивации к успеху в социуме и др.
Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности воспитанника и влияет на его дальнейшую социализацию и адаптацию в обществе.
Таким образом, для детей, находящихся в реабилитационном центре, характерно наличие таких черт, как иждивенчество; трудности в общении, отсутствие избирательности общения; преобладание отрицательного семейного опыта, ориентация на негативные ценности и образцы поведения; неуверенность в себе и своём будущем, неспособность к сознательному выбору своей профессии; инфантилизм, замедленное самоопределение, неспособность к самоидентификации и т.п..
Итак, анализ особенностей воспитанников реабилитационного центра позволил нам определить, что в основе их комплекса проблем лежит отсутствие сформированности социальных компетенций.
Говоря о психолого-педагогических особенностях воспитанников подросткового возраста, необходимо отметить, что этот возраст относится к периоду возрастного кризиса ребёнка. Характер взаимоотношений воспитанника с окружающим его миром претерпевает значительные изменения этом возрасте.
В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 10 до 15 лет. Его называют переходным от детства к взрослой жизни. Подростковым возрастом интересовались Ш. Бюлер, Э. Штерн, Э. Эриксон и др., среди отечественных педагогов и психологов можно выделить классические работы Л. С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, А. А. Реана.
Ученые исследователи определяют подростковый период в жизни человека как время интенсивного становления «Я» с обретением новой социальной позиции, время самоопределения, социального развития (Б.З. Вульфов, О.С. Газман, В.А. Караковский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн). Ст. Холл, первым описавший особенности подросткового периода и очертив круг проблем, связанный с данным возрастом, рассматривая развитие человека с позиции теории рекапитуляции, охарактеризовал отрочество как период бури и натиска.
Подростковый возраст – очень сложный и ответственный этап формирования личности, так как в данном возрасте формируются социальная позиция и установки подростка, его мировоззрение и отношения к себе, окружающим людям, обществу, закладываются основы ценностных ориентаций и нравственности, самовыражение и самоутверждение становится главным мотивом этого возрастного периода.

Д.И. Фельдштейн выделяет «три достаточно устойчивых уровня развития подростка:
- локально-капризный», характеризующейся тем, что устремления подростка проявляются в потребности признания со стороны взрослых его важности и значения через решение частных задач (поэтому она локальная) и преобладают в этот период ситуативно-обусловленные эмоции (капризная). К тому же эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности по-разному проявляется у подростков, отражаясь в мотивационных структурах (так, подростки стараются получить признание самого факта их взросления). Возрастающее стремление подростков к самостоятельности основывается на понимании ими важности выражения конкретных задач и социально-одобряемых деяний, хотя и часто без осознания степени их значимости;
а «правозначимый», когда подросток уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности дел, решений и у него появляется потребность в общественном признании, происходит освоение обязанностей и прав в обществе, формируется стремление к взрослости не на уровне «я хочу», на уровне «я могу» и «я должен»;
3) «утверждающе-действенный», когда у подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, которое ведет к осознанию собственной социальной приобщённости, обостряя потребность в самоопределении, самореализации».
Ведущим видом деятельности подросткового возраста, как известно, является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в среде сверстников, часто игнорируя мнения взрослых. Личностная нестабильность подростка приводит к противоречивым желаниям и поступкам. Неврозы, повышенная тревожность, психическая неуравновешенность, трудности в общении, нарушения поведения, склонность к правонарушениям характерны подросткам-воспитанникам реабилитационных центров.
«Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми свое отличие – уникальность и неповторимость. Данный период характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием ценностно-смысловых установок, чувства собственного достоинства, сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Новый уровень самосознания, формирующийся под влиянием ведущих потребностей возраста, именно самоутверждения и общения со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их дальнейшее развитие в целом».
Л.С. Выготский отмечал, что «за всяким негативным симптомом кризиса скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что подросток в этот период узнаёт себя, свои возможности и способности, удовлетворяет потребность в самоутверждении и общении, развивает новые формы и навыки личностного общения, расширяет границы своей социальной активности, самостоятельности и ответственности, развивает и укрепляет чувства взрослости и собственного достоинства, тем самым формируя себя, свои жизненные позиции, установки и ценности.
Эти плюсы подросткового возраста мы закладываем в опытно-экспериментальную программу нашего исследования и модель как основу для мотивации успешного формирования социальных компетенций у подростков-воспитанников в условиях реабилитационного центра.
Таким образом, краткая характеристика портрета подростка-воспитанника реабилитационного центра позволяет нам сделать вывод о том, что данная категория детей требует поиска новых путей и способов решения поставленной проблемы. На наш взгляд, сущностный смысл процесса формирования социальных компетенций у воспитанников и связан с решением данной проблемы, определяя совокупность социальных компетенций как готовность детей-сирот к будущей самостоятельной жизни.
Итак, в связи с этим необходимо, на наш взгляд, пересмотреть некоторые концептуальные подходы в социально-педагогической работе с этими детьми, необходимо изменение отношения к воспитанию выпускника реабилитационного центра, создание условий для формирования активной жизненной позиции каждого воспитанника в условиях единого социального окружения, способствующих формированию социальных компетенций, необходимых для самореализации в самостоятельной жизни.

Пока комментариев нет.
Будьте первым, поделитесь своим мнением с остальными участниками сообщества по поводу данной статьи!
avatar