Цель: помочь участникам преодолеть внутренние барьеры и страхи перед кризисной ситуацией; популяризация тренинга как формы обучения и методы развязывания конфликтов; развитие навыков доверительного общения участников тренинга; активизация творческого поиска и опыта участников тренинга; создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе.
В ходе тренинга решаются следующие задачи: - продемонстрировать преимущества командной работы; - усовершенствовать общение в команде; - освоить навыки обратной связи; - получить удовольствие от совместной работы.
основная часть: в ходе которой отрабатываются навыки работы в коллективе по устранению барьеров.
заключение: поведение итогов.
Методы: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.
Ход тренинга:
Вступление – 2 мин.
- Здравствуйте! Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Он предусматривает то, что присутствующие имеют возможность поделиться и обменяться между собой знаниями и проблемами, а также поработать вместе для поиска решения. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, ведь не секрет, что бывают недопонимание между коллегами и сотрудниками. Что же такое конфликт? Конфликт – это встреча двух и более разных мнений, при которой ни одна из конфликтующих сторон не принимает позицию другой стороны.
- А почему происходят недопонимания и конфликты? Люди разные, с разным опытом, разными убеждениями, принципами, которые иногда мешают видеть другого человека, понимать его чувства и интересы.
- Наш тренинг будет посвящен навыкам видеть и слышать человека, прислушиваться к его мыслям.
Тренинговая форма работы требует доверия к группе, поэтому нам нужно выработать общие правила для работы.
Правила:
- Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
- Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
- Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
- Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.
- Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
- Правила приняты. Спасибо. Каждый участник должен их придерживаться.
«Знакомство» – 2 мин.
- А сейчас настало время познакомиться. Нарисуйте свою «визитку», на ней напишите имя, как бы вы хотели, чтобы вас называли на тренинге? Назовите качество, характеризующее вас, на первую букву вашего имени.
Разминка «Встреча на мосту»
Инструкция. Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу. Расстояние между ними около трех метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, ивам надо разойтись. Мостик— это линия. Тот, кто поставит ногу за ее пределами, упадет вводу. Постарайтесь разойтись по мостику так, чтобы не упасть».
Пары участников подбираются случайным образом.
Вопросы для обсуждения: какие чувства испытывали при выполнении упражнения? Что помогало, а что мешало при выполнении?
Примечание. В контексте данного семинара упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему ведущий возвращает участников при обсуждении способов протекания конфликта.
Упражнение 1. «Мое представление конфликта» - 10 мин.
- Сейчас каждый подумает и для себя решит, как вы понимаете, что такое конфликт?! Но писать мы будем не просто, а на каждую букву слова.
К – О – Н – Ф – Л – И – К – Т –
Рефлексия: каких больше характеристик конфликта – положительных или отрицательных?
- А теперь предлагаю всем по очереди продолжить предложение «Конфликт для меня – это…».
На данном этапе участникам можно задать следующие вопросы для размышления и обсуждения:
а) можем ли мы обойтись без конфликтов? почему?
б) конфликт— это хорошо или плохо?
Упражнение 2. «Плюсы и минусы конфликта» - 10 мин.
- На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов.
Рефлексия: сложно было выполнять упражнение? Как вы думаете, что легче написать – «+» или «-»?
Н.В. Клюева предлагает характеристику конфликта:
Конструктивные стороны конфликта: Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта). Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения. Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение. Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное. Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации. Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом
Деструктивные стороны конфликта: Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям. Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат. Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений. Представление о победителях или побежденных как о врагах. Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут после конфликтных переживаний.
Способы протекания конфликта: • избегание— стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее; • приспособление — подстройка под собеседника, отказ от своих интересов; • компромисс — решение конфликта через взаимные уступки; • соперничество — открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера; • сотрудничество — предполагает поиск решения, которое бы не только удовлетворило интересы обеих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта.
Несмотря на то что обе стороны оказываются в выигрыше лишь в ситуации сотрудничества, каждый тип поведения может оказаться уместным и эффективным в определенной ситуации.
Пути выхода из конфликта: • компромисс — решение проблемы через взаимные уступки сторон; • переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы; • посредничество— использование третьей стороны в заочном решении проблемы; • арбитраж — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы; • применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Тест «Конфликтная ли вы личность?»
Участникам предлагается определить уровень своей конфликтности, выбрав один ответ на каждый вопрос.
Вопросы теста
1) В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? А) Не принимаю участия. Б) Кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой. В) Активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.
2) Выступаете ли Вы на собраниях с критикой лидеров? А) Нет. Б) Только если имею для этого веские основания. В) Критикую по любому поводу не только лидеров, но и тех, кто их защищает.
3) Часто ли спорите с друзьями? А) Только если люди необидчивые. Б) Лишь по принципиальным вопросам. В) Споры— моя стихия.
4) Как Вы реагируете, если кто-то пытается пройти в обход очереди? А) Возмущаюсь в душе, но молчу— себе дороже. Б) Делаю замечание. В) Прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5) На обед подали не до соленное блюдо. Ваша реакция? А) Не буду поднимать бучу из-за пустяков. Б) Молча возьму солонку. В) Не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6) Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу… А) С возмущением посмотрю на обидчика. Б) Сухо сделаю замечание. В) Выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7) Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась…
8) Не повезло в лотерее. Как Вы к этому отнесетесь? А) Постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней. Б) Не скрою досады, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш. В) Проигрыш надолго испортит отношение.
Обработка результатов: за каждый ответ «А» — 4 балла, «Б» — 2, «В» — 0. В зависимости от количества баллов результаты интерпретируются следующим образом:
• 22–32 балла — вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
• 11–21 балл — вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем положении в обществе или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
• До 10 баллов — споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете съесть живьем. Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваши несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
Упражнение 3 «Тонкая бумага» – 5 мин.
Раздаются тонкие листы бумаги формата А-4. Участникам предлагается взять лист в руки, закрыть глаза и выполнять команды: Сложите листок пополам, разгладьте место сгиба и по линии сгиба вырвите клочок бумаги; Снова сложите листок пополам и повторите процедуру.
И так до тех пор, пока участники смогут складывать лист и вырывать клочки бумаги по линии сгиба. Когда останутся маленькие, многократно сложенные листки, предложите развернуть их и вернуть листки в исходное положение – перед собой. Затем предложите группе открыть глаза.
Обратите внимание участников, что первоначально у всех листы были совершенно одинаковыми, и каждый из них выполнял одни и те же команды ведущего, тем не менее, узор у всех получился разный. Спросите, почему так получилось? Выслушайте ответы.
Рефлексия: Подведите к выводу, что каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других.
Упражнение 5. «Я – сильный, я – слабый» – 5 мин.
Ведущий. Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения, для которого необходимо разбиться на пары.
(Помощь одного из участника).
- Вытяни, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...
- Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.
Рефлексия: как вы понимаете это упражнение? Как оно связано с нашей темой?
Упражнение 6. «Конфликтные ситуации» – 10 мин.
Участникам тренинга предлагается разделиться на подгруппы. Каждая подгруппа вытягивает карточки, на которых написаны конфликтные ситуации. Из каждой ситуации необходимо найти выход, найти пути решения конфликта.
Ситуации:
Младший воспитатель выполняет свою работу (моет посуду на кухне, т.д.), а воспитателю необходимо срочно выйти из группы (поговорить по телефону). Она попросила присмотреть за детьми мл.воспитателя, но та ей отказала. Между ними завязался спор. Как быть в данной ситуации?
Воспитатель попросила посидеть с детьми мл.воспитателя во время тихого часа, а сама вышла из группы. Тихий час прошел, а воспитатель не вернулась в группу. Нужно идти получать полдник, а детей не с кем оставить. В этот момент в группу зашел специалист, и мл.воспитатель попросила посидеть с детьми, чтобы сходить и получить полдник. Когда в группу вернулся воспитатель, между мл.восп. и воспитателем завязался конфликт. На что воспитатель ответила мл. восп.: «Ты должна помогать нам, когда нам это необходимо». Как поступить в данной ситуации?
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль над его служебной деятельностью. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию..
Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт. Решение?
Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...Как бы вы поступили на месте руководителя?
На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника». Как поступить в данной ситуации, чтобы избежать конфликта?
Вовремя прогулки ребенок упал и сильно ударился головой. Это произошло вечером, за ребенком вот-вот должна прийти мама. Так получилось, что номера телефона мамы не оказалось под рукой. Скорую помощь решили не вызывать, дождаться мамы. Мама пришла очень раздраженная, уставшая после тяжелого трудового дня. Задача — донести дома мы негативную информацию.
Ребенок дома рассказал маме о том, что воспитатель его все время ругает, во время обеда заставляет его есть стоя, обзывает. Мама очень разозлилась и хочет серьезно поговорить с воспитателем.
Ребенок очень агрессивен. Постоянно обижает других детей: толкается, обзывается, может ударить. Дети постоянно жалуются своим родителям на этого ребенка. Родители обиженных детей попросили воспитателя поговорить с родителями агрессивного ребенка.
Упражнение «Декларация моей ценности» «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.