Публикации педагогов
Раздел: Дошкольное образование
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста
Дата публикации: 05.02.2021
Дети от 1 до 3 лет. Обучение и воспитание
Автор: Балынина Юлия Владимировна
Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом.
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития социально – коммуникативной сферы детей вышла на новый уровень. Согласно требованиям Стандарта одним из приоритетов образования является социально – коммуникативное развитие ребенка, позволяющее, успешно общаться в кругу взрослых и сверстников.
В настоящее время всё чаще педагоги, сталкивается с тем, что некоторые дети не владеют коммуникативными умениями, они недостаточно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Поэтому очень важно в детском саду развивать коммуникативные навыки уже у детей раннего возраста.
Современные ФГОС ДО предъявляют следующие требования к основным компетенциям педагога. Педагог должен:
- обеспечивать эмоциональное благополучие ребёнка;
- поддерживать индивидуальность и инициативы детей;
- устанавливать правила поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
- выстраивать развивающее обучение, ориентированное на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
- организовывать сотрудничество с родителями воспитанников.
В рамках социально-коммуникативного развития педагог в своей работе может использовать такие формы работы с детьми младшего дошкольного возраста как:
- игры-эксперименты и игры-путешествия предметного характера;
- сюжетные игры;
- режимные моменты, связанные с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
- простейшие поисковые и проблемные ситуации;
- игры с моделированием;
- чтение художественной литературы.
Для развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста необходимо сотрудничество педагога и родителей. Педагог в своей работе может использовать такие формы работы с родителями как: совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные; вечера вопросов и ответов; родительские гостиные; тренинги по запросам родителей; клубы по интересам; родительские конференции; совместное творчество родителей, детей и педагогов; творческие выставки и фотовыставки; тематические вечера и викторины; совместные досуги; видеоинтервью и мультимедийные презентации; выпуск семейных газет и книжек-малышек; совместное создание мини-музеев.
Считаю, что формирование социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: создание доброжелательной атмосферы; обучение детей умению слушать и слышать другого; развитие у детей умения распознавать мимику, пантомимику и голос в общении; развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях; обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам; формирование чувства симпатии между участниками общения; объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие; обучение умению детей владеть собой; развитие у детей умения анализировать ситуацию.
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста возможно в режимных моментах, в игровой деятельности, в непосредственно образовательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах. Режим дня - рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.
Считаю, что режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведу несколько примеров:
1) Ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;
- утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;
- читательский день - один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее;
- день любимой игрушки - один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.
2) Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:
- воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;
- воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;
- устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».
3) Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.
4) Социальные знаки:
- руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;
- флажок у того, кто замыкает строй.
Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации жизнедеятельности детей.
Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности. Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре ребёнок раннего возраста и обучается, и развивается, и воспитывается.
Сюжетно-ролевые игры. Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («У гостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.). Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.).
Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик - котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты - мама и малыш и т.д.), поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.
Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре - важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.
Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.
С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.
Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе - помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.
В своей работе я очень часто использую коммуникативные игры. Коммуникативные игры - это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.
Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности. Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.
Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.
Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.
Организованная образовательная деятельность (занятие) – это форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.
Кратко опишу игры, которые я использую для социально- коммуникативного развития детей раннего возраста. Решая задачи социально-коммуникативного развития детей раннего возраста, я учитываю их психические особенности. Дети раннего возраста - эгоцентрики, то есть в сознании ребенка существует собственное «Я», мысли, действия, желания направлены на себя, на удовлетворения своих потребностей.
Большое значение приобретает в данном возрасте развивающая среда. Для детей раннего возраста должна быть создана так, чтобы не создавались конфликтные ситуации, например в группе должны быть одинаковые игрушки, организация зон с идентичным материалом на несколько человек, правильная организация среды (зоны для индивидуальных игр и т. д.)
Для формирования положительных взаимоотношений, важна не только развивающая среда, но и те методы и приемы, которые мы используем.
Одним из таких методов работы является коммуникативная игра, которая позволяет нам сформировать положительные взаимоотношения и модель поведения, закрепить непрочные нервные связи, сформировать речевые навыки на основе особенностей, которые заключаются в главной подражательной функции и с учетом непроизвольности поведения.
Для социально- коммуникативного развития детей раннего возраста я использую такие игры как «Назови себя», «Назови ласково», «Волшебный стул», «Волшебная палочка», «Замри», «Ручеёк», «Магазин вежливых слов», «Кузовок», «Вот какая бабушка», «Ласковые слова».
«Назови себя»
Цель: формировать умение представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.
«Назови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.
«Волшебный стул»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.
«Волшебная палочка»
Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми. Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.
«Замри»
Цель: развивать умение слушать, развивать организованность. Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.
«Ручеёк»
Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия. Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.
«Волшебная палочка»
Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников. Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.
«Магазин вежливых слов»
Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками. Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова. Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко ?
«Кузовок»
Цель: продолжать закреплять вежливые слова. Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».
«Вот какая бабушка»
Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова. Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.
«Чудесный мешочек»
Цель: расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов. Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.
«Добрые слова»
Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова. Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)
Планомерная работа по реализации поставленных задач социально- коммуникативного развития детей раннего возраста в рамках представленных форм помогла сформировать у детей раннего возраста эмоциональное содержательное общение со взрослыми и сверстниками, позволила добиться определенных результатов. Дети приобрели уверенность в себе, обогатили эмоциональную сферу через общение со взрослым и сверстниками, научились действовать в коллективе, договариваться, приобрели начальные знания о нормах и правилах поведения в обществе, учитывать интересы и чувства другого.