Технологическая карта урока по теме «Первобытное общество»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Мировая художественная культура
Раздел программы: «Древние цивилизации»
Тема: Понятие «культура». Общая характеристика Древней культуры. Зарождение религии и культуры в первобытном обществе. Специфика культуры общинного строя.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала
Цели занятия:
Обучающие:
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
знать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Развивающие:
- развитие творческой логики;
- развитие элементов практической творческой деятельности;
- развитие культурологического интереса к искусству Древних цивилизаций;
Воспитательные:
- воспитание «творческой смелости» и уверенности в своих силах;
- воспитание потребности в творческом самовыражении,
- воспитание эстетических представлений о древних культурах.
Предполагаемый результат:
- Развитие практических графической навыков в тематической работе;
- Формирование реальных практических умений при работе на заказ.
Используемые технологии:
- личностно-ориентированные технологии;
- технологии развивающего обучения;
- технологии систематизации и визуализированной презентации знаний
Длительность урока: 90 минут
Оснащение урока:
- лист формата А4 и А3
- метаплан
- скотч / магниты / стикеры
- музыкальное сопровождение (СD player)
- компьютерная презентация (видеопроектор)
- художественные инструменты и материалы (маркеры и фломастеры)
Ход урока:
Вступление
Приветствие аудитории
Знакомство с профессиональной ситуацией:
Заказ на выполнение практической работы в рамках конкурсного отбора для Музейного проекта по оформлению интерьера зала «Древние цивилизации. Первобытный стой»
Теоретическая часть
Работа с лекционным материалом в виде текста. Студентам предложен текст со смешанной информацией: наряду с описанием Первобытной эпохи, в текст включены характеристики других эпох.
Задание 1. Ознакомиться с текстом и выбрать для заполнения таблицы 1 необходимый материал.
Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равно обеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.
Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества – вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.
Накануне великого оледенения человек уже умел охотиться на крупнейших животных: слонов, носорогов, оленей, зубров. В ашельскую эпоху появляется уже оседлость охотников, подолгу живущих на одном месте. Сложная охота очень давно стала дополнением к простому собирательству.
Люди того времени уже хорошо владели технологией приготовления изысканных блюд из теста и рыбы. Их изделия отличались тонким вкусом и были очень ароматны.
Мустьерские неандертальцы жили как в пещерах, так и в специально изготовленных из мамонтовых костей жилищах – чумах.
На потолках жилого интерьера обильно располагались объёмные лепнины, с ярко выкрашенными элементами.
В это время человек уже научился сам добывать огонь трением, а не только поддерживать огонь, зажженный молнией. Основу хозяйства составляла охота на мамонтов, бизонов, оленей. Охотники были вооружены копьями, кремневыми остриями и дубинами. К этой эпохе относятся первые искусственные захоронения покойников, что свидетельствует о возникновении очень сложных идеологических представлений.
Каменные изделия человека делились на две группы: оружие и орудия труда (наконечники копий, ножи, скребки для выделки шкур, кремневые инструменты для обработки кости и дерева). Широкое распространение получили различные метательные средства (дротики, зазубренные гарпуны, специальные копьеметалки), позволяющие поражать зверя на расстоянии.
Охотники имели в своём арсенале и огнестрельное оружие, которое позволяло сделать охоту более эффективной и успешной.
По мнению археологов, основной ячейкой социального строя верхнего палеолита была небольшая родовая община, насчитывающая около сотни людей, из которых двадцать были взрослыми охотниками, ведшими хозяйство рода. Небольшие круглые жилища, остатки которых обнаружены, возможно были приспособлены для парной семьи.
Находки погребений с прекрасным оружием из мамонтовых бивней и большим количеством украшений свидетельствуют о появлении культа вождей, родовых или племенных старейшин.
Искусство верхнего палеолита свидетельствует о высоком развитии интеллекта человека этой эпохи. В пещерах Франции и Испании сохранились красочные изображения, относящиеся к этому времени. Открыта такая пещера и российскими учеными на Урале (Калова пещера) с изображениями мамонта, носорога, лошади. Изображения, сделанные художниками ледникового периода красками на стенах пещер и резьбой на кости, дают представления о тех животных, на которых они охотились. Это было связано, вероятно, с различными магическими обрядами, заклинаниями и плясками охотников перед нарисованными животными, что должно было обеспечить успешную охоту.
Особо следует отметить культ медведя, восходящий еще к мустьерской эпохе и позволяющий говорить о зарождении тотемизма. На палеолитических стоянках у очагов или у жилищ часто находят костяные фигурки женщин. Женщины представлены очень дородными, зрелыми. Очевидно, главная идея таких статуэток – плодовитость, жизненная сила, продолжение человеческого рода, олицетворенные в женщине – хозяйке дома и очага.
Часто в женских изображениях встречалось портретная схожесть, изящность линий лица и причёски, свидетельствовали о большом мастерстве художников и скульпторов.
Обилие женских изображений, найденных в верхнепалеолитических стоянках Евразии, позволили ученым сделать вывод, что культ женщины-прародительницы порожден матриархатом. При весьма примитивных взаимоотношениях полов дети знали только своих матерей, но далеко не всегда знали отцов. Женщины охраняли огонь в очагах, жилище, детей; женщины старшего поколения могли вести счет родства и следить за соблюдением экзогамных запретов, чтобы не рождались дети от близких родственников, нежелательность чего была, очевидно, уже осознана. Запрет кровосмешения дал свои положительные результаты – потомки прежних неандертальцев стали более здоровыми и постепенно превратились в людей современного типа.
Природа изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли на юг полноводные реки, постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником, обновилась и развилась растительность, исчезли мамонты и носороги.
В связи со всем этим нарушился устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов, пришлось создавать иные формы хозяйства. Пользуясь древесиной, человек создал лук со стрелами. Это значительно расширило объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на разных мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок.
Потеплевший климат позволил возродить собирательство. Особенно важными для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми лезвиями. Новшеством было уменье создавать режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня.
Вероятно, в это время люди ознакомились с перемещением по воде на бревнах и плотах и со свойствами гибких прутьев и волокнистой коры деревьев.
Были построены большие корабли и лодки для долгого путешествия в другие страны.
Началось приручение животных: охотник-лучник шел за дичью с собакой; убивая кабанов, люди оставляли на выкорм выводки поросят.
Искусство мезолита существенно отличается от палеолитического: произошло ослабление нивелирующего общинного начала и возросла роль отдельного охотника – в наскальных изображениях мы видим, не только зверей, но и охотников мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения.
Выполнение практической работы
Задание 2. Выполнить рабочий эскиз
Используя из таблицы яркие тематические характеристики образов и предметов, студенты выполняют тематическую композицию (А4) на тему «Первобытное общество»
Задание 3. Выполнить просмотр слайд-шоу (видеоряд).
Провести краткий самоанализ образов и предметов в работе и внести корректировку.
Задание 4. Выполнить эскиз декоративного панно «Первобытное общество» в технике 3-х цветной графики на А3
Выставка
Оформление работ и экспресс - развеска
Оценивание
Учитель оценивает с позиции эксперта каждую работу, отмечая её достоинства.
Студенты оценивают свою работу, отмечая минусы или проблемные стороны, а также дают советы и рекомендации друг другу.
Критерии оценки:
Соответствие теме (согласно характеристикам таблицы 1)
Содержательная часть композиции (наличие действующих лиц и объектов с определёнными тематическими характеристиками)
Грамотное использование трёхцветной графики
Авторский стиль
Эстетический вид (степень завершённости)
Рефлексия
Приложение 1
Таблица 1
Приложение 2
Приоритетные технологии и методики
Спецификой данной разработки урока по Мировой художественной культуре на тему «Первобытное общество» является комплексное использование ряда технологий и методик. Это позволяет осуществлять нестандартный подход к проведению занятий и разрушает некий привычный стереотип урока, который вызывает пассивность у современных студентов и как следствие даёт низкие результаты обучения. Поэтому
основу разработки урока по МХК составляют следующие технологии и методики, которые, по мнению автора, являются наиболее живыми и результативными.
Помимо известных педагогических технологий автор предлагает также свою интерпретацию специфических приемов и методов организации учебного процесса.
Конкурсная технология – реальная ситуация участия в выставке активно мотивирует студентов на достижение результата, ведёт к осмыслению и рациональному использованию творческого продукта- своей работы. Фактом практического доказательства полезности результатов творческой деятельности является организация экспресс-вернисажа в конце урока.
Метод творческой интриги, т.е. отсутствие традиционного начала урока, с озвучиванием темы и целей занятия. На протяжении урока действенно и мотивировано, интрига ведёт студентов к самостоятельному открытию темы урока и других основополагающих моментов занятия. Это даёт возможность менять эмоциональный ритм урока, держать его в тонусе.
Метод погружения – предусматривает создание предметно-тематической среды для аудитории, чтобы активизировать процессы представления на данную тему. На уроке прослушивание музыки позволяют студентам более содержательно представить атмосферу первобытного общества что, безусловно, отражается на качественно-эмоциональном содержании их работ.
Рефлексия – позволяет студентам провести краткий самоанализ своих способностей, оценить свои работы и степень своей успешности – это создаёт ситуацию объективной картины учебного процесса работы на занятии и демонстрирует результат развития аудитории.
Личностно-ориентированные технологии – позволяют проводить занятия в доверительно обстановке, формируют атмосферу творческого сотрудничества и комфорта.
Информационно-коммуникационные технологии – использование на уроке аудио (музыка) и видео (презентация) аппаратуры повышают эмоциональное восприятие информации, закрепляют эффективность усвоения зрительного ряда и способствует повышению рейтинга предмета.