Все публикации учителей - 2024

Разработка урок биологии в 6 классе по теме "Плоды и их классификация"

Биология
Класс: 6

УМК: «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.» В.В.Пасечник

Тема урока: Плоды и их классификация.

Место урока в программе: тринадцатый урок в главе 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Предметно – дидактическая цель: формирование условий для усвоения учащимися знаний строения и функции плодов, классификация и виды плодов, распространение семян и плодов.

Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

- ответственно относятся к выполнению учебных задач;

- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ним;

- выдвигают простейшие гипотезы;

- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение. Высказывают суждения, аргументируют их;

- работают с информацией и преобразуют её;

- находят причинно – следственные связи;

- оценивают свою работу своих одноклассников.

Предметные:

- знают строение плода, его функции, способы размножения плодов;

- умеют классифицировать плоды, приводить примеры различных видов плодов.

Тип урока:

По ведущей дидактической цели: урок открытия новых знаний.

По способу организации деятельности: индивидуально – групповой.

По ведущему методу обучения: проблемно - поисковый.

Методы:

Основной: проблемно – поисковый (решение проблемных задач).

Дополнительные:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами, коллекциями);

- практические (поиск информации, работа с таблицей, работа с электронным приложением);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);

Основные вопросы:

- Строение и функции плода, способы размножения плодов, классификация плодов, распространение семян и плодов.

Ключевые слова и понятия: плод, семя, соплодие, околоплодник, простые и сборные плоды, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды; яблоко, ягода, костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок, крылатка, тыквина, земляничина (фрага), гесперидий (померанец).

Средства обучения:

- Учебник В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.» М.: Дрофа, 2015 г;

- Рабочая тетрадь

- Презентация «Плоды».

Оборудование: коллекции сухих и сочных плодов, муляжи плодов; диапозитивы, компьютер, аудиозапись музыки «Голубой вагон».


Ход урока (см. технологическую карту)

Технологическая карта урока по теме: «Плоды и их классификация».

Этап урока

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД

1.Организационный момент

Учитель приветствует учеников: Здравствуйте! Я очень рад вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие.

Вы знаете много стран в мире. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в одну удивительную страну. Это страна, где царит полный достаток и изобилие. Вы согласны?

Ну что же, отправимся в путь.

– А на каком виде транспорта?

– Отправимся в путешествие на поезде.

Состав подан. Сопровождать наш состав будет строгий проводник. Это очень строгий человек, любящий порядок. Я буду машинистом и экскурсоводом одновременно. Но чтобы занять места в вагоне, необходимо приобрести билеты. А билеты в эту страну не продаются за деньги. Мы должны заработать их своими знаниями. Ваше выполненное задание и будет служить билетом, чтобы отправиться в путешествие. Выполнивший работу по карточкам, приобретает билет и право на посадку.

Все хорошо справились с заданием. Пора отправляться в путь. Наш поезд трогается с места.

Звенит колокольчик. Звучит музыка «Голубой вагон».

Ученики отвечают на приветствие.

Отвечают на вопрос.

С учителем выбирают вид транспорта.

Выполняют работу по карточкам.


УУД Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.


2.Мотивационно-ориентированный
Мотивирует учащихся к определению темы урока и постановке познавательной цели, показав слайд с изображением фруктов, овощей и анаграмму:

ИШНЯВ, БЯОКЛО, РКУИФТ,

ЛА-БАК-ЖАН.

Что за странные слова на слайде, что спрятано за этими словами?

О чем пойдет речь на уроке?

Каким общим словом можно назвать фрукты и овощи?

Что такое фрукты и овощи?

Ответить на эти вопросы вам поможет разгадка загадки.

Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал. (Плод)

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Что вы хотели бы узнать о плодах?

Откроем тетрадь, запишем число и тему урока.

А какую цель мы с вами перед собой поставим? Вместе с учителем определяют тему урока, определяя по анаграмме слова ВИШНЯ, ЯБЛОКО, ФРУКТЫ, БАКЛАЖАН, определяют цель и задачи.

Ученики отгадывают загадку. Отвечают, что это плоды.

Определяют тему урока, цели и задачи совместно с учителем.

Перечисляют интересующие их вопросы для рассмотрения.

УУД Регулятивные: ставить цель и выполнять учебное задание в соответствии с целью.

УУД Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.


3.Открытие новых знаний. Учитель ставит проблему:

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?

Из чего образуется плод?

Из каких источников мы можем это узнать?

Верно, это можно узнать из учебника, из ЭОР, интернета

Учитель предлагает на выбор разные источники информации для изучения новой темы:

- парная работа
– работа с учебником,
– работа с компьютером (ЭОР)

Предлагает учащимся сформулировать определение понятия «плод», при необходимости дополняет и корректирует ответы учащихся.

Учитель задает вопрос: А какие важнейшие функции плода?

Откроем учебник, параграф 13, стр. 67 найдем ответ и запишем в тетрадь.

Высказывают свои предположения.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание по парам, пользуясь различными источниками, делают записи в тетради, затем проводят самооценку.

Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.

Самостоятельно формулируют определение понятия «плод» и записывают новое понятие в тетрадь.

Вывод: Плод – это орган цветкового растения, плод образуется из завязи.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, работают с текстом учебника на странице 67, делают записи в тетради, проводят взаимопроверку, озвучивают результат. Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения.

Предметные УУД:
  • давать определение понятию: плод, из чего образуется плод,
  • выполнять задания по теме.

Регулятивные УУД:
работать по плану, сверять с целью, находить и исправлять ошибки.

Познавательные УУД:
уметь обобщать полученную информацию.

Коммуникативные:
согласовать позиции и находить общее решение.

Решение проблемной ситуации:

Есть ли плоды у ели? Послушаем вашего одноклассника, который нашел в источниках ответ на этот вопрос.

В природе существует огромное разнообразие плодов.

Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды? Откроем учебник рисунки 55 – 59 и выполним упр.50 стр. 26 в рабочей тетради (парная работа).

Учитель раздает коллекции.

Предлагает выполнить небольшую лабораторную работу.

Просит рассмотреть плоды, которые находятся на столах. С помощью учебника определите их названия.

Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

Решение проблемной ситуации:

Зачем растениям необходимо распространять свои семена?

Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в рабочую тетрадь.

Загадки:
1. Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес. (Одуванчик)

2.Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится. (Кокос)

3.На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось (созревшие семена гороха)

4.Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.

Физкультминутка (встали ребята)
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!

Учитель предлагает, прослушав сообщение одноклассника, ответить на вопрос: Какое значение имеют плоды в природе и жизни человека? Обсуждение ответов учащихся – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка - это побег. Вывод: плод образуется только на месте цветка.

Учащиеся работают с рисунками учебника 55 – 59

Заполняют упр. 50 стр. 26 в рабочей тетради, затем проводят взаимопроверку. Озвучивают результат, оценивают себя.

Работа с коллекцией плодов в парах, выполняют в рабочей тетради упр. 51 стр. 26

(лабораторная работа «Классификация плодов»)

Воспринимают информацию и отвечают на вопрос:

- Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет, воду, для процветания и для существования растений.

Слушают загадки.

Отвечают и заполняют в рабочих тетрадях упр.53 стр. 27 как распространяются семена, какими способами вам поможет учебник параграф 14 рис. 60-63.

Воспринимают информацию и записывают в тетрадь значение плодов.

Познавательные УУД: классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: участие в совместной деятельности.

Предметные УУД: давать определение понятиям: сочный плод, сухой плод, односемянный, многосемянный.

Коммуникативные УУД: различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

Познавательные УУД: уметь обобщать полученную информацию.

Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу обучения.

4.Закрепление материала
  1. Учитель предлагает учащимся парную работу за компьютером «Третий лишний». Проанализируйте свои ответы.

2. Игра-конкурс

Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.

Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).

Плод стручок – “Мужик и медведь” (река).

Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).

Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).

3. Задача.

Три подруги поспорили о строении плода шиповника. Первая говорит, что плод шиповника - ягода. Вторая утверждает, что – многоорешек, а третья настаивает, что многосемянка. Помогите разрешить спор девушек. ( Плод шиповника – многоорешек).

4.Правда ли, что:

а) В тропических островах растет хлебное дерево? Правда, в Индии, Индонезии и на других тропических островах растет хлебное дерево. Конечно, на нем растут не батоны, не булочки, не баранки, а круглые тяжелые плоды, по 30 кг каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, похожие по вкусу на настоящий хлеб.

б) Правда ли, что существует молочное дерево? Правда, молочное дерево растет в Бразилии. И еще иногда оно называется там «дерево-корова». Чтобы подоить его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.

в) Правда ли, что есть такое дерево, у которого полуметровые плоды?

Правда. Полуметровые плоды колбасного дерева видом хоть и напоминают колбасу, к сожалению, несъедобны.

г) Правда ли, что есть на Земле конфетное дерево? Правда. Конфетное дерево растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли и к нам – на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.

Анализирует работу учащихся, учитывая их самооценку.

Наше путешествие приближается к концу. Пора отправляться обратно домой (звенит колокольчик, музыка). Оценивают свой уровень усвоения материала, проводят коррекцию ошибок.

Отвечают на вопросы.

Решают задачу.

Отвечают на вопросы, просматривают диапозитивы.

Коммуникативные УУД: использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Регулятивные УУД: оценивать уровень усвоения материала, самостоятельно исправлять ошибки.

1. Рефлексия
Учитель предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Каковы были цели нашего урока?
- Достигли ли мы их?
- Оцените свой вклад в достижение этих целей.
Кому бы вы сегодня сказали спасибо и за что?

Учитель зачитывает стихотворение:
Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет –
Семя в землю попадет.
Потому растут цветы,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.

Ученики оценивают меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.

Домашнее задание: определяет объем и содержание дифференцированной домашней работы.

Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания: § 13, 14 отгадать кроссворд упр.54 стр.27

Творческое задание (по желанию) – найти загадки и пословицы о плодах. Проанализировав уровень усвоения новых знаний и умений и, согласно этому уровню, самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его.

Регулятивные УУД: планировать деятельность в учебной ситуации.
Made on
Tilda