Современные стандарты образования в России предъявляют новые требования, определяющие главную цель школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше сказанных умений на уроках изобразительного искусства нам помогает метод интеллект – карт, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.
Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Интеллект - карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.
Основные правила создания интеллект – карт на уроках изобразительного искусства:
• Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Лучше использовать картинки, рисунки. Центральный образ яркий, четкий и достаточно крупный.
• Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Главные ветви соединяются с центральной идеей (более толстые), а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями (более тонкие).
• Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (это утомляет мозг)
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Вместо слов так же мы используем систему символических сокращений.
• Используем печатные буквы
• Каждая ветвь имеет свой цвет.
• Бумага белая, формат А4-А3, альбомная ориентация.
На уроках изобразительного искусства начинать применять данный метод можно уже с первого класса, но так как дети еще не достаточно хорошо владеют письмом, то он будет носить аппликативный характер. В дальнейшем картинки следует постепенно наполнять и заменять терминами, короткими фразами.
Метод интеллект – карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении и обобщении. Обучать составлению интеллект – карт нужно постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, паре и индивидуальная работа дома.
Пример организации урока изобразительного искусства с использованием метода интеллект – карт при групповой работе
1) Расстановка парт в зависимости от количества групп
2) Формулирование темы и цели урока.
3) Выдача кейс – пакетов, заранее подготовленных учителем, каждому ученику. Помимо информации, полученной от учителя, приветствуется использование учениками интернет ресурсов через телефоны, планшеты и нетбуки.
4) Объяснение или напоминание правил составления интеллект – карты учителем.
5) Индивидуальная работа учащихся с выданной информацией (выделение главного, второстепенного)
6) Распределение учащихся на группы в зависимости от темы, с которой работали.
7) Работа в группе над созданием интеллект – карты
8) Защита своей карты каждой из групп
9) Итог. Может быть, как составление одной общей интеллект – карты.
Следует четко задавать временные границы на каждом этапе работы.
Интеллект –карты можно создавать и при помощи компьютерных программ: FreeMind, SciPlore MindMapping, Vym View Your Mind .
Преимущества данного метода
Этот чудесный метод можно использовать при написании реферата, курсовой работы, подготовки учителя к уроку или выступлению, а так же для решения жизненных ситуаций.