В настоящее время проблеме формирования социальных компетенций посвящаются работы многих исследователей, как начинающих, так и имеющих большой профессиональный опыт. Понятия «компетенция» и «компетентность» имеют множество трактовок и рассматриваются учеными с разных точек зрения. Данные понятия встречаются в педагогике с середины ХХ века. В словарях и справочниках даются следующие определения.
Компетентность (лат.сompetens – подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) – знания, образование, опыт в опреде-ленной области деятельности. «Компетенция (лат. сompetere – добиваться, соответствовать, подходить) – круг определенных вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав; компетент-ный – знающий, осведомленный, авторитетный специалист; обладающий со-ответствующей компетенцией».
Исследования Н. Хомского, Дж. Равена, Н.В. Кузьминой, А.К. Марко-вой, В.Н. Куницыной, В.И. Байденко, А.В. Баранникова, В.А. Болотова, И.А. Зимней, В.В. Серикова, В.Г. Белицкого, Г.С. Селевко, А.В. Хуторского, О.Е. Лебедевой, Т.Н. Лобановой позволяют понять и разграничить данные поня-тия.
В наиболее общем понимании «компетентность означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми знаниями, способность уверенно добивать-ся результатов и владеть ситуацией».
Термин «компетенция» определяется как совокупность взаимосвязан-ных характеристик качеств подготовки выпускника, категории результата образования и воспитания. «Компетенция в некоторой области человеческой деятельности – это система взаимосвязанных качеств личности, обеспечива-ющая «системный эффект» - способность решения реальных практических задач и (некоторых) не поставленных задач. Компетенция включает знания, умения, навыки, опыт, относящиеся к определенной области деятельности».
Таким образом, компетентность – это комплексный личностный ресурс, необходимый человеку для успешного взаимодействия с окружающей действительностью. А компетенция является интегративной сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. В целом же оба понятия– компетенция и компетентность отражают целостность и интегральную сущность результата образования и воспитания на любом уровне и в любом аспекте.
А.В. Хуторской различает данные понятия следующим образом: компетенция представляет собой совокупность личностных качеств человека (знаний, умений, навыков, способов деятельности), раскрывающихся в определенной области человеческой сферы и необходимых ему для продуктивной деятельности, а компетентность проявляется в принятии и обладании определенной компетенции, включающей его личностное отношение к ней. Он уточняет: «Компетентность – это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и лич-ностно значимой сфере».
Также А.В. Хуторской считает, что компетентность уже состоявшееся личностное качество ученика, тесно связанное с его личностным опытом в определенной деятельности. От опыта ребенка, по мнению автора, и зависит уровень сформированности компетентности.
Так, А.В. Хуторской выделяет следующие «виды компетенций, основываясь на главных целях общего образования и воспитания, представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности учащегося:
1) ценностно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными представлениями личности, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм личностного и профессионального самоопределения;
2) коммуникативные - знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представить себя, вести дискуссию и др.;
3) социально-трудовые – знания и опыт в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном само-определении;
4) учебно-познавательные - организационные (управленческие) умения, креативные навыки (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, использование приемов учебно-познавательных проблем, умение действовать в нестандартных ситуациях), методы познания;
5) общекультурные – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; опыт бытовой и культурно-досуговой сфер (например, владение эффективными способами организации свободного времени);
6) информационные – навыки работы с информацией в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Умения пользоваться средствами информации (телевизор, компьютер, магнитофон и т.п.) и информационными технологиями (СМИ, интернет, электронная почта); владение умениями поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования, сохранения и передачи;
7) компетенции личностного самосовершенствования - освоение способов физического, духовного и интеллектуального развития. Учащийся овладевает способами деятельности в собственных интересах и в пределах своих возможностей. К данным компетенциям относятся исполнение правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, соблюдение общественных правил поведения, способы безопасной жизнедеятельности».
Данные компетенции раскрывают сущность и содержание процесса формирования социальных компетенций и дают основания для конкретизации наиболее значимых компетенций у воспитанников реабилитационного центра.
И.А. Зимняя, например, рассматривает компетенции как «некоторые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, система ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека».
Компетентности человека Зимняя И.А. выделяет в следующие три основные группы:
1) «компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности:
– компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
– компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) и науки; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
– компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
– компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг;
– компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; понимание смысла жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка.
2) Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми:
– компетенции социального взаимодействия: с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
– компетенции в общении: устное, письменное, диалог, монолог, деловая переписка, делопроизводство, иноязычное общение и др.
3) Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах:
– компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их со-здание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
– компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
–компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией».
В.И. Байденко отмечает, что компетентность – это владение знаниями, умениями и навыками на определенном уровне и отражение результата учебно-воспитательного процесса. Компонентами компетентности, которые свидетельствуют о процессном характере формирования компетентности, являются компетенции. В основе любой компетенции лежат знания, умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определенных морально-этических установок и качеств личности.
Таким образом, отмечаем, что в понятие компетенции входят понятия «способность» и «готовность», между которыми существуют различие. Под способностью чаще понимают умение производить какие-либо действия или же индивидуальную предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Понятию «готовность» в большей степени присущ процессный (деятельностный) аспект – «подготовленный к использованию». Готовность предполагает также и согласие, желание что-либо сделать, т.е. включает и аспекты мотивированности личности (сформированного внутреннего побуждения на выполнение работы). Кроме того, именно способность и готовность определяют успех в жизнедеятельности человека.
Андреев В.И. подчеркивает, что любая компетенция начинается со слова «уметь», так как основой компетенции является умение. Однако важны не только умения, но и знания, способности, соответствующие этой компетенции, личностные качества и опыт творческой деятельности.
Мы разделяем мнение Г. Селевко, что компетенция – это развитие готовности субъекта эффективно организовать внутренние (знания, умения, навыки, психологические особенности, ценности и т.д.) и внешние ресурсы для постановки и достижения определенных целей и задач.
Итак, анализ этих определений позволил сформулировать нашу позицию для исследования. С нашей точки зрения, основой компетенции является синтез знания и умения: человек должен обладать достаточным объемом знаний о своих правах и обязанностях, об обществе, правилах, поведениях в нѐм, об особенностях взаимодействия с окружающими людьми, традициях, нормах. Однако мы должны понимать, что сами по себе знания не помогут человеку в полной мере добиться успеха в социуме. Полученные знания человек должен уметь использовать, это связано с наличием умений и сформированностью навыков.
Таким образом, данный синтез и дает итоговый результат: компетенция – это знание в действии; это способность самостоятельно решать проблемы и нести ответственность за свои действия и поступки; это готовность к будущей самостоятельной жизни.
Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе» (1984 год) высказывает мнение о том, что компетентность состоит из большого числа независимых друг от друга компонентов, которые могут относиться к любой человеческой сфере (эмоциональная, интеллектуальная, когнитивная, мотивационная и др.). Данные компоненты активно взаимодействуют друг с другом и являются главной составляющей успешного поведения человека в обществе. Также Равен отмечает, что способности человека играют значительную роль в процессе формирования компетентности.
Дж. Равен выделяет 39 видов компетентностей. Приведем компетентности, наиболее значимые для нашего исследования:
– тенденция к более ясному пониманию и осознанию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
– тенденция контролировать свою деятельность;
– решительность и уверенность в себе;
– адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
– склонность к размышлениям о будущем;
– самостоятельность мышления, оригинальность;
– готовность решать проблемы и сложные вопросы;
– способность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за эти решения;
– способность к сотрудничеству ради достижения совместной цели;
– способность слышать других людей, принимать во внимание их мнения и взгляды.
Таким образом, заключаем, что компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая ее способности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, на основе использования знаний, жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей. Она выступает интегральным показателем, степенью готовности личности, которая проявляется, развивается и реализуется в решении определенного комплекса социальных, учебных и других значимых за-дач. А компетенцию можно рассматривать как опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности, личностные ориентации.
Теперь рассмотрим понятия «социальная компетенция» и «социальная компетентность». Анализ научной литературы дает основание констатировать,
что сущность данных понятий многогранна по содержанию и рассматривается исследователями с разных точек зрения. Однако каждая интерпретация данного понятия необходима для рассмотрения.
Анализируя понятие «социальная компетенция», необходимо рассмотреть этимологию слова «социальный». Понятие «социальный» (от лат. socialis – общий, общественный) объединяет различные формы и средства общения людей. Изучению данного феномена посвящаются работы многих ученых, поэтому понятие «социальная компетенция» на сегодняшний день не имеет однозначно закрепленного определения.
Так, различными исследователями социальная компетенция включает аспекты и явления, которые связаны с включением человека в совместную жизнь в обществе; с развитием его активной гражданской позиции, выполнением гражданских функций и улучшением того общества, в котором он есть и ему жить; с построением успешного будущего; с сохранением и укреплением своего физического, психического и социального здоровья; с осознанием необходимости самоизменяться и учиться всю жизнь.
Итак, социальные компетенции можно определить, как ключевые – системное ядро в процессе социализации воспитанника реабилитационного центра.
И.А. Зимняя говорит о том, что «все компетенции социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они и проявляются в этом социуме»; при этом социальные компетенции «характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми и с самим собой».
Например, Божович Л.И. рассматривает социальные компетенции как «способность и готовность человека разумно строить собственные отношения с окружающими людьми, самим собой и обществом в целом».
В свою очередь, Д.И. Фельдштейн считает, что социальные компетенции следует рассматривать, как способность человека брать на себя ответственность, принимать совместные решения, уметь разрешать конфликтные ситуации, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Согласно мнению В.Н. Куницыной, это понятие определяется как система знаний о социальной жизни и о себе; как определенная система умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми и обществом; как эффективные поведенческие действия в жизненных ситуациях, позволяющих чело-веку быстро и адекватно адаптироваться в социуме, самостоятельно принимать решения и выстраивать отношения с окружающей действительно-стью. Социально-компетентный человек, по мнению ученого, это успешный человек в обществе.
Таким образом, сущность социальных компетенций в данном контексте состоит в том, что они позволяют человеку добиться успеха в социуме, адекватно разрешать проблемные ситуации в жизни, преодолевать различные трудности.
Относительно социальной компетентности, то в отечественной психологии данное понятие рассматривается как способность человека эффективно выстраивать межличностные отношения с окружающими его людьми. Социальная компетентность включает в себя такие параметры, как умение выбирать адекватные способы разрешения конфликтных и иных ситуаций, правильно определять эмоциональный настрой и личностные особенности своего собеседника и в зависимости от них грамотно выстраивать диалог, ориентироваться в различных социальных ситуациях и добиваться успеха в них, учитывая при этом не только свои цели и желания, но и окружающих людей.
Т.И. Шульга, Х. Спаниярд, В. Слот характеризуют «социальную компетентность как состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми к ребенку в данный возрастной период со стороны общества, среды, в которой он живет, и его возможностями. Они считают, что говорить о компетенции можно тогда, когда индивид обладает достаточным объемом знаний, навыков и умений, с помощью которых он может адекватным образом адаптироваться и жить в обществе, не нарушая норм и правил». Для этого на каждом жизненном этапе развития человека существуют нормы, правила, знания, задачи, которые должны усваивать дети, тем более в условиях быстро меняющегося общества. Если этого не происходит, то развитие может иметь проблемный характер и приводит к тому, что ребенок попадает в сложные отношения с обществом и средой, в которой он живет. Эти сложные отношения приводят к рассогласованиям между знаниями и требованиями общества, между жизнью и поведением в семье и требованиями общества, между жизненно важными потребностями общества и невозможностью их удовлетворения. Такое положение приводит к тому, что большинство вы-пускников реабилитационных центров, попадают в «группу риска», что в дальнейшем накладывает значительный отпечаток на их будущее.
По мнению исследователя В.В. Цветкова, «социальная компетентность – это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяющее индивиду взаимодействовать с социумом, устанавливать взаимоотношения с различными группами и индивидами, а также активно участвовать в социально-значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли». Итак, социальную компетентность необходимо рассматривать с позиции выполнения человеком определенных социальных ролей в социуме.
Мы придерживаемся мнения И.И. Лукьяновой, что социальная компетентность – это личностное формирование, проявляющееся в мировоззрении, убеждениях, мотивах, способностях человека, определенных личностных качествах и поведенческих действиях, необходимых для эффективного взаимодействия с социумом.
Сущность социальной компетентности, по мнению автора, заключается в осмыслении и адекватной оценки своих возможностей и способностей в обществе с целью достижения высокого уровня социализации; формировании специальных умений и навыков, так необходимых подросткам в современной жизни; определении эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций; осознании себя гражданином своей страны и принятии достойного поведения в обществе; соблюдении своих гражданских обязанностей и принятии ответственности за свои действия и поступки и др.
Таким образом, данные ориентиры составили основу для разработки критериев и показателей сформированности социальных компетенций у воспитанников реабилитационных центров.
В свою очередь, А.А. Ярулов, например, считает, что необходимо создавать специальное учебно-воспитательное пространство, направленное на формирование социальных компетенций, проявляющихся в формировании умений и навыков жить в динамично меняющемся современном мире; способности активно заниматься своим саморазвитием, самопознанием, самосовершенствованием, самореализацией; способности выстраивать план своих будущих жизненных целей и действий; осознании и принятии норм конкретного социума; проявлении терпимости и устойчивости к негативным явлениям окружающей действительности; готовности сотрудничать, вести диалог, проявлении толерантности к чужим недостаткам и др.
По мнению Ярулова, главное – это научить ребенка соблюдать в своем поведении нормы конкретного социума, выполнять свои обязанности и нести ответственность за свои действия и поступки. И только в условиях их соблю-дения ребенок почувствует себя счастливым, свободным, защищенным и сможет достичь успеха в обществе. Для достижения этих целей необходимо создавать такую образовательно-воспитательную среду, в которой ребенок сможет раскрыть и проявить себя как личность, обогатить себя опытом межличностного взаимодействия, расширить границы социального пространства, самосовершенствуясь в целом.
Таким образом, учет этих особенностей необходим для успешной реализации педагогических условий нашего исследования, способствующих успешному (эффективному) формированию социальных компетенций у воспитанников в условиях реабилитационного центра.
Итак, анализ различных определений понятий «компетенция», «компетентность», «социальная компетенция», «социальная компетентность» позволяет нам говорить о том, что существует множество их определений, но нет пока окончательного; анализ рассматриваемых понятий свидетельствует о том, что базисными основаниями для постижения их сущности являются готовность, знания, умения, способности, потребности, опыт действия, взаимодействия, деятельности.
Таким образом, используя представленные трактовки понятий, мы понимаем социальную компетенцию как интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку оптимально не только адаптироваться, а и интегрироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Социальная компетенция предполагает способно-сти человека к действию в личных, профессиональных и социальных ситуа-циях посредством успешного адекватного действия, требуемого в данной си-туации и ожидаемого со стороны социума. Общий характер данного понятия делает возможным интегрировать в ходе социализации постановку целей учебно-воспитательного процесса на общественном и личностном уровне.
Сущность социальных компетенций заключается в том, что они способствуют личностному и профессиональному развитию воспитанников в социуме, конструктивному межличностному взаимодействию, активной социально ориентированной деятельности, обеспечивающих успешное будущее воспитанников реабилитационных центров.
Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», направленный на обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни каждого ребенка, главным капиталом в которой становится человек, повышение уровня развития которого и обеспечит повышение культуры общества в целом.
Низкий уровень сформированности социальных компетенций у воспитанников реабилитационных центров предусматривает совокупность личностных и социальных проблем, а именно: неумение взаимодействовать с окружающими людьми, потребительское отношение к жизни, неподготовленность к будущей самостоятельной жизни, выбору профессиональной деятельности, ориентация на негативные ценности и образцы поведения, что в дальнейшем значительно сказывается не только на их будущей самостоятельной жизни, но и на все общество в целом. Для выпускника реабилитационного центра – это криминальное, суицидальное и другие формы девиантного поведения, для общества - это низкий образовательный ресурс воспитанников, потеря в подготовке производи-тельных сил общества, в повышении криминогенности и т.д.
Сегодня в социально-политическом, экономическом, этнокультурном контексте развития России владение социальной компетенцией становится необходимой составной частью личной и профессиональной жизни человека, требованием государства и общества к результатам личностной подготовки учащихся. В современном образовании, с точки зрения социализации личности, компетенции становятся приоритетом, позволяющими человеку адаптироваться
в окружающем мире и быть успешным и конкурентоспособным на современном рынке труда. Социальная компетенция – это возможность для личности реализовать себя и получить реальные шансы занять в обществе престижное как в социальном, так и в материальном отношении положение
.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы общего среднего образования.
«Личностные результаты освоения основной образовательной про-граммы общего среднего образования должны отражать:
1) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль-туре, языку, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми, представителями других этнических обществ и профессий, достигать в нем взаимопонимания;
2) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
3) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе различных видов деятельности;
5) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
6) формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-временному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира и др.».
Таким образом, мы видим, к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся социальные компетенции обучающегося, его ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством.
Следовательно, важной задачей процесса обучения и воспитания на со-временном этапе развития общества должно стать формирование и развитие социальных компетенций воспитанников: их следует обучать эффективному поведению и деятельности в разнообразных жизненных ситуациях и в различном социальном окружении.
Резюмируя, заключаем, формирование социальных компетенций есть освоение и использование воспитанниками социального (компетентностного) опыта в общественной сфере жизнедеятельности, что и обеспечивает им успешную адаптацию и дальнейшую интеграцию в системе общественных отношений. Следовательно, формирование социальных компетенций у воспитанников реабилитационных центров, несомненно, является актуальной социально-педагогической проблемой нашего общества в настоящее время. Оно связано, по нашему мнению, с формированием системного звена (компонента) в процессе их социализации.
В целом формирование социальных компетенций определяется государственной стратегией создания гражданского общества в стране: социально зрелый выпускник – это не только готовый к успешной самостоятельной личной жизни человек, а и занимающий активную граждан-скую позицию; человек с развитым общественным и национальным самосознанием, нравственно стабильный в поступках и поведении; будущий семьянин, родитель и воспитатель своих детей.
Таким образом, мы можем сказать, что главной общественно значимой целью реабилитационных центров является формирование развитие социальных компетенций, обеспечивающих выпускнику возможность эффективно удовлетворять свои и социальные потребности сейчас и в будущем.
Как было отмечено ранее, овладение социальными компетенциями выражается в приобретении воспитанником компетентностного опыта, составляющего «ядро» социализации личности и определяющего его способность осуществлять соответствующие компетенции в поведении и деятельности.
В связи с этим выделим социальные компетенции, наиболее значимые для воспитанника интернатного учреждения. Опираясь на классификацию А.В. Хуторского, мы конкретизировали социальные компетенции и считаем, что в ходе социально-педагогической работы с воспитанниками реабилитационного центра особое внимание необходимо уделить следующим: коммуникативным (умение сотрудничать с окружающими людьми; находить компромиссы; выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других людей; дискутировать и адекватно защищать свои позиции; способность к критике и самокритике и др.), компетенциям личностного самосовершенствования (умение осознавать свое «Я» относительно других людей; умение принимать решения и нести за них ответственность; освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития и самосовершенствования и др.), ценностно-смысловым (умение ответственно выполнять свои обязанности; способность ставить себя на место другого человека и видеть проблему с его позиции; умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков и др.).
Компетентность (лат.сompetens – подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) – знания, образование, опыт в опреде-ленной области деятельности. «Компетенция (лат. сompetere – добиваться, соответствовать, подходить) – круг определенных вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав; компетент-ный – знающий, осведомленный, авторитетный специалист; обладающий со-ответствующей компетенцией».
Исследования Н. Хомского, Дж. Равена, Н.В. Кузьминой, А.К. Марко-вой, В.Н. Куницыной, В.И. Байденко, А.В. Баранникова, В.А. Болотова, И.А. Зимней, В.В. Серикова, В.Г. Белицкого, Г.С. Селевко, А.В. Хуторского, О.Е. Лебедевой, Т.Н. Лобановой позволяют понять и разграничить данные поня-тия.
В наиболее общем понимании «компетентность означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми знаниями, способность уверенно добивать-ся результатов и владеть ситуацией».
Термин «компетенция» определяется как совокупность взаимосвязан-ных характеристик качеств подготовки выпускника, категории результата образования и воспитания. «Компетенция в некоторой области человеческой деятельности – это система взаимосвязанных качеств личности, обеспечива-ющая «системный эффект» - способность решения реальных практических задач и (некоторых) не поставленных задач. Компетенция включает знания, умения, навыки, опыт, относящиеся к определенной области деятельности».
Таким образом, компетентность – это комплексный личностный ресурс, необходимый человеку для успешного взаимодействия с окружающей действительностью. А компетенция является интегративной сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. В целом же оба понятия– компетенция и компетентность отражают целостность и интегральную сущность результата образования и воспитания на любом уровне и в любом аспекте.
А.В. Хуторской различает данные понятия следующим образом: компетенция представляет собой совокупность личностных качеств человека (знаний, умений, навыков, способов деятельности), раскрывающихся в определенной области человеческой сферы и необходимых ему для продуктивной деятельности, а компетентность проявляется в принятии и обладании определенной компетенции, включающей его личностное отношение к ней. Он уточняет: «Компетентность – это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и лич-ностно значимой сфере».
Также А.В. Хуторской считает, что компетентность уже состоявшееся личностное качество ученика, тесно связанное с его личностным опытом в определенной деятельности. От опыта ребенка, по мнению автора, и зависит уровень сформированности компетентности.
Так, А.В. Хуторской выделяет следующие «виды компетенций, основываясь на главных целях общего образования и воспитания, представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности учащегося:
1) ценностно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными представлениями личности, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм личностного и профессионального самоопределения;
2) коммуникативные - знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представить себя, вести дискуссию и др.;
3) социально-трудовые – знания и опыт в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном само-определении;
4) учебно-познавательные - организационные (управленческие) умения, креативные навыки (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, использование приемов учебно-познавательных проблем, умение действовать в нестандартных ситуациях), методы познания;
5) общекультурные – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; опыт бытовой и культурно-досуговой сфер (например, владение эффективными способами организации свободного времени);
6) информационные – навыки работы с информацией в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Умения пользоваться средствами информации (телевизор, компьютер, магнитофон и т.п.) и информационными технологиями (СМИ, интернет, электронная почта); владение умениями поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования, сохранения и передачи;
7) компетенции личностного самосовершенствования - освоение способов физического, духовного и интеллектуального развития. Учащийся овладевает способами деятельности в собственных интересах и в пределах своих возможностей. К данным компетенциям относятся исполнение правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, соблюдение общественных правил поведения, способы безопасной жизнедеятельности».
Данные компетенции раскрывают сущность и содержание процесса формирования социальных компетенций и дают основания для конкретизации наиболее значимых компетенций у воспитанников реабилитационного центра.
И.А. Зимняя, например, рассматривает компетенции как «некоторые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, система ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека».
Компетентности человека Зимняя И.А. выделяет в следующие три основные группы:
1) «компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности:
– компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
– компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) и науки; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
– компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
– компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг;
– компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; понимание смысла жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка.
2) Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми:
– компетенции социального взаимодействия: с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
– компетенции в общении: устное, письменное, диалог, монолог, деловая переписка, делопроизводство, иноязычное общение и др.
3) Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах:
– компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их со-здание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
– компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
–компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией».
В.И. Байденко отмечает, что компетентность – это владение знаниями, умениями и навыками на определенном уровне и отражение результата учебно-воспитательного процесса. Компонентами компетентности, которые свидетельствуют о процессном характере формирования компетентности, являются компетенции. В основе любой компетенции лежат знания, умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определенных морально-этических установок и качеств личности.
Таким образом, отмечаем, что в понятие компетенции входят понятия «способность» и «готовность», между которыми существуют различие. Под способностью чаще понимают умение производить какие-либо действия или же индивидуальную предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Понятию «готовность» в большей степени присущ процессный (деятельностный) аспект – «подготовленный к использованию». Готовность предполагает также и согласие, желание что-либо сделать, т.е. включает и аспекты мотивированности личности (сформированного внутреннего побуждения на выполнение работы). Кроме того, именно способность и готовность определяют успех в жизнедеятельности человека.
Андреев В.И. подчеркивает, что любая компетенция начинается со слова «уметь», так как основой компетенции является умение. Однако важны не только умения, но и знания, способности, соответствующие этой компетенции, личностные качества и опыт творческой деятельности.
Мы разделяем мнение Г. Селевко, что компетенция – это развитие готовности субъекта эффективно организовать внутренние (знания, умения, навыки, психологические особенности, ценности и т.д.) и внешние ресурсы для постановки и достижения определенных целей и задач.
Итак, анализ этих определений позволил сформулировать нашу позицию для исследования. С нашей точки зрения, основой компетенции является синтез знания и умения: человек должен обладать достаточным объемом знаний о своих правах и обязанностях, об обществе, правилах, поведениях в нѐм, об особенностях взаимодействия с окружающими людьми, традициях, нормах. Однако мы должны понимать, что сами по себе знания не помогут человеку в полной мере добиться успеха в социуме. Полученные знания человек должен уметь использовать, это связано с наличием умений и сформированностью навыков.
Таким образом, данный синтез и дает итоговый результат: компетенция – это знание в действии; это способность самостоятельно решать проблемы и нести ответственность за свои действия и поступки; это готовность к будущей самостоятельной жизни.
Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе» (1984 год) высказывает мнение о том, что компетентность состоит из большого числа независимых друг от друга компонентов, которые могут относиться к любой человеческой сфере (эмоциональная, интеллектуальная, когнитивная, мотивационная и др.). Данные компоненты активно взаимодействуют друг с другом и являются главной составляющей успешного поведения человека в обществе. Также Равен отмечает, что способности человека играют значительную роль в процессе формирования компетентности.
Дж. Равен выделяет 39 видов компетентностей. Приведем компетентности, наиболее значимые для нашего исследования:
– тенденция к более ясному пониманию и осознанию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
– тенденция контролировать свою деятельность;
– решительность и уверенность в себе;
– адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
– склонность к размышлениям о будущем;
– самостоятельность мышления, оригинальность;
– готовность решать проблемы и сложные вопросы;
– способность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за эти решения;
– способность к сотрудничеству ради достижения совместной цели;
– способность слышать других людей, принимать во внимание их мнения и взгляды.
Таким образом, заключаем, что компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая ее способности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, на основе использования знаний, жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей. Она выступает интегральным показателем, степенью готовности личности, которая проявляется, развивается и реализуется в решении определенного комплекса социальных, учебных и других значимых за-дач. А компетенцию можно рассматривать как опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности, личностные ориентации.
Теперь рассмотрим понятия «социальная компетенция» и «социальная компетентность». Анализ научной литературы дает основание констатировать,
что сущность данных понятий многогранна по содержанию и рассматривается исследователями с разных точек зрения. Однако каждая интерпретация данного понятия необходима для рассмотрения.
Анализируя понятие «социальная компетенция», необходимо рассмотреть этимологию слова «социальный». Понятие «социальный» (от лат. socialis – общий, общественный) объединяет различные формы и средства общения людей. Изучению данного феномена посвящаются работы многих ученых, поэтому понятие «социальная компетенция» на сегодняшний день не имеет однозначно закрепленного определения.
Так, различными исследователями социальная компетенция включает аспекты и явления, которые связаны с включением человека в совместную жизнь в обществе; с развитием его активной гражданской позиции, выполнением гражданских функций и улучшением того общества, в котором он есть и ему жить; с построением успешного будущего; с сохранением и укреплением своего физического, психического и социального здоровья; с осознанием необходимости самоизменяться и учиться всю жизнь.
Итак, социальные компетенции можно определить, как ключевые – системное ядро в процессе социализации воспитанника реабилитационного центра.
И.А. Зимняя говорит о том, что «все компетенции социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они и проявляются в этом социуме»; при этом социальные компетенции «характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми и с самим собой».
Например, Божович Л.И. рассматривает социальные компетенции как «способность и готовность человека разумно строить собственные отношения с окружающими людьми, самим собой и обществом в целом».
В свою очередь, Д.И. Фельдштейн считает, что социальные компетенции следует рассматривать, как способность человека брать на себя ответственность, принимать совместные решения, уметь разрешать конфликтные ситуации, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Согласно мнению В.Н. Куницыной, это понятие определяется как система знаний о социальной жизни и о себе; как определенная система умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми и обществом; как эффективные поведенческие действия в жизненных ситуациях, позволяющих чело-веку быстро и адекватно адаптироваться в социуме, самостоятельно принимать решения и выстраивать отношения с окружающей действительно-стью. Социально-компетентный человек, по мнению ученого, это успешный человек в обществе.
Таким образом, сущность социальных компетенций в данном контексте состоит в том, что они позволяют человеку добиться успеха в социуме, адекватно разрешать проблемные ситуации в жизни, преодолевать различные трудности.
Относительно социальной компетентности, то в отечественной психологии данное понятие рассматривается как способность человека эффективно выстраивать межличностные отношения с окружающими его людьми. Социальная компетентность включает в себя такие параметры, как умение выбирать адекватные способы разрешения конфликтных и иных ситуаций, правильно определять эмоциональный настрой и личностные особенности своего собеседника и в зависимости от них грамотно выстраивать диалог, ориентироваться в различных социальных ситуациях и добиваться успеха в них, учитывая при этом не только свои цели и желания, но и окружающих людей.
Т.И. Шульга, Х. Спаниярд, В. Слот характеризуют «социальную компетентность как состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми к ребенку в данный возрастной период со стороны общества, среды, в которой он живет, и его возможностями. Они считают, что говорить о компетенции можно тогда, когда индивид обладает достаточным объемом знаний, навыков и умений, с помощью которых он может адекватным образом адаптироваться и жить в обществе, не нарушая норм и правил». Для этого на каждом жизненном этапе развития человека существуют нормы, правила, знания, задачи, которые должны усваивать дети, тем более в условиях быстро меняющегося общества. Если этого не происходит, то развитие может иметь проблемный характер и приводит к тому, что ребенок попадает в сложные отношения с обществом и средой, в которой он живет. Эти сложные отношения приводят к рассогласованиям между знаниями и требованиями общества, между жизнью и поведением в семье и требованиями общества, между жизненно важными потребностями общества и невозможностью их удовлетворения. Такое положение приводит к тому, что большинство вы-пускников реабилитационных центров, попадают в «группу риска», что в дальнейшем накладывает значительный отпечаток на их будущее.
По мнению исследователя В.В. Цветкова, «социальная компетентность – это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяющее индивиду взаимодействовать с социумом, устанавливать взаимоотношения с различными группами и индивидами, а также активно участвовать в социально-значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли». Итак, социальную компетентность необходимо рассматривать с позиции выполнения человеком определенных социальных ролей в социуме.
Мы придерживаемся мнения И.И. Лукьяновой, что социальная компетентность – это личностное формирование, проявляющееся в мировоззрении, убеждениях, мотивах, способностях человека, определенных личностных качествах и поведенческих действиях, необходимых для эффективного взаимодействия с социумом.
Сущность социальной компетентности, по мнению автора, заключается в осмыслении и адекватной оценки своих возможностей и способностей в обществе с целью достижения высокого уровня социализации; формировании специальных умений и навыков, так необходимых подросткам в современной жизни; определении эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций; осознании себя гражданином своей страны и принятии достойного поведения в обществе; соблюдении своих гражданских обязанностей и принятии ответственности за свои действия и поступки и др.
Таким образом, данные ориентиры составили основу для разработки критериев и показателей сформированности социальных компетенций у воспитанников реабилитационных центров.
В свою очередь, А.А. Ярулов, например, считает, что необходимо создавать специальное учебно-воспитательное пространство, направленное на формирование социальных компетенций, проявляющихся в формировании умений и навыков жить в динамично меняющемся современном мире; способности активно заниматься своим саморазвитием, самопознанием, самосовершенствованием, самореализацией; способности выстраивать план своих будущих жизненных целей и действий; осознании и принятии норм конкретного социума; проявлении терпимости и устойчивости к негативным явлениям окружающей действительности; готовности сотрудничать, вести диалог, проявлении толерантности к чужим недостаткам и др.
По мнению Ярулова, главное – это научить ребенка соблюдать в своем поведении нормы конкретного социума, выполнять свои обязанности и нести ответственность за свои действия и поступки. И только в условиях их соблю-дения ребенок почувствует себя счастливым, свободным, защищенным и сможет достичь успеха в обществе. Для достижения этих целей необходимо создавать такую образовательно-воспитательную среду, в которой ребенок сможет раскрыть и проявить себя как личность, обогатить себя опытом межличностного взаимодействия, расширить границы социального пространства, самосовершенствуясь в целом.
Таким образом, учет этих особенностей необходим для успешной реализации педагогических условий нашего исследования, способствующих успешному (эффективному) формированию социальных компетенций у воспитанников в условиях реабилитационного центра.
Итак, анализ различных определений понятий «компетенция», «компетентность», «социальная компетенция», «социальная компетентность» позволяет нам говорить о том, что существует множество их определений, но нет пока окончательного; анализ рассматриваемых понятий свидетельствует о том, что базисными основаниями для постижения их сущности являются готовность, знания, умения, способности, потребности, опыт действия, взаимодействия, деятельности.
Таким образом, используя представленные трактовки понятий, мы понимаем социальную компетенцию как интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку оптимально не только адаптироваться, а и интегрироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Социальная компетенция предполагает способно-сти человека к действию в личных, профессиональных и социальных ситуа-циях посредством успешного адекватного действия, требуемого в данной си-туации и ожидаемого со стороны социума. Общий характер данного понятия делает возможным интегрировать в ходе социализации постановку целей учебно-воспитательного процесса на общественном и личностном уровне.
Сущность социальных компетенций заключается в том, что они способствуют личностному и профессиональному развитию воспитанников в социуме, конструктивному межличностному взаимодействию, активной социально ориентированной деятельности, обеспечивающих успешное будущее воспитанников реабилитационных центров.
Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», направленный на обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни каждого ребенка, главным капиталом в которой становится человек, повышение уровня развития которого и обеспечит повышение культуры общества в целом.
Низкий уровень сформированности социальных компетенций у воспитанников реабилитационных центров предусматривает совокупность личностных и социальных проблем, а именно: неумение взаимодействовать с окружающими людьми, потребительское отношение к жизни, неподготовленность к будущей самостоятельной жизни, выбору профессиональной деятельности, ориентация на негативные ценности и образцы поведения, что в дальнейшем значительно сказывается не только на их будущей самостоятельной жизни, но и на все общество в целом. Для выпускника реабилитационного центра – это криминальное, суицидальное и другие формы девиантного поведения, для общества - это низкий образовательный ресурс воспитанников, потеря в подготовке производи-тельных сил общества, в повышении криминогенности и т.д.
Сегодня в социально-политическом, экономическом, этнокультурном контексте развития России владение социальной компетенцией становится необходимой составной частью личной и профессиональной жизни человека, требованием государства и общества к результатам личностной подготовки учащихся. В современном образовании, с точки зрения социализации личности, компетенции становятся приоритетом, позволяющими человеку адаптироваться
в окружающем мире и быть успешным и конкурентоспособным на современном рынке труда. Социальная компетенция – это возможность для личности реализовать себя и получить реальные шансы занять в обществе престижное как в социальном, так и в материальном отношении положение
.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы общего среднего образования.
«Личностные результаты освоения основной образовательной про-граммы общего среднего образования должны отражать:
1) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль-туре, языку, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми, представителями других этнических обществ и профессий, достигать в нем взаимопонимания;
2) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
3) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе различных видов деятельности;
5) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
6) формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-временному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира и др.».
Таким образом, мы видим, к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся социальные компетенции обучающегося, его ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством.
Следовательно, важной задачей процесса обучения и воспитания на со-временном этапе развития общества должно стать формирование и развитие социальных компетенций воспитанников: их следует обучать эффективному поведению и деятельности в разнообразных жизненных ситуациях и в различном социальном окружении.
Резюмируя, заключаем, формирование социальных компетенций есть освоение и использование воспитанниками социального (компетентностного) опыта в общественной сфере жизнедеятельности, что и обеспечивает им успешную адаптацию и дальнейшую интеграцию в системе общественных отношений. Следовательно, формирование социальных компетенций у воспитанников реабилитационных центров, несомненно, является актуальной социально-педагогической проблемой нашего общества в настоящее время. Оно связано, по нашему мнению, с формированием системного звена (компонента) в процессе их социализации.
В целом формирование социальных компетенций определяется государственной стратегией создания гражданского общества в стране: социально зрелый выпускник – это не только готовый к успешной самостоятельной личной жизни человек, а и занимающий активную граждан-скую позицию; человек с развитым общественным и национальным самосознанием, нравственно стабильный в поступках и поведении; будущий семьянин, родитель и воспитатель своих детей.
Таким образом, мы можем сказать, что главной общественно значимой целью реабилитационных центров является формирование развитие социальных компетенций, обеспечивающих выпускнику возможность эффективно удовлетворять свои и социальные потребности сейчас и в будущем.
Как было отмечено ранее, овладение социальными компетенциями выражается в приобретении воспитанником компетентностного опыта, составляющего «ядро» социализации личности и определяющего его способность осуществлять соответствующие компетенции в поведении и деятельности.
В связи с этим выделим социальные компетенции, наиболее значимые для воспитанника интернатного учреждения. Опираясь на классификацию А.В. Хуторского, мы конкретизировали социальные компетенции и считаем, что в ходе социально-педагогической работы с воспитанниками реабилитационного центра особое внимание необходимо уделить следующим: коммуникативным (умение сотрудничать с окружающими людьми; находить компромиссы; выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других людей; дискутировать и адекватно защищать свои позиции; способность к критике и самокритике и др.), компетенциям личностного самосовершенствования (умение осознавать свое «Я» относительно других людей; умение принимать решения и нести за них ответственность; освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития и самосовершенствования и др.), ценностно-смысловым (умение ответственно выполнять свои обязанности; способность ставить себя на место другого человека и видеть проблему с его позиции; умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков и др.).