Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение анализировать. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.
Материал:
Иллюстрации с изображением красивых уголков России, предметы народно-прикладного искусства — матрёшки, дымковские игрушки, хохлома, деревянные ложки; куклы в русских национальных костюмах; полоски синего, красного и белого цветов на каждого ребенка; аудиозапись песни «У моей России – длинные косички», русских народных песен; иллюстрации Российского флага и герба; иллюстрации символик нашего города.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под фонограмму «У моей Росси длинные косички», садятся на стульчики.
Воспитатель: ребята, сегодня к нам на занятия пришли куклы Алёнушка и Иванушка, они принесли вам разные картины, мы сейчас с вами их рассмотрим (выставляются на мольберт иллюстрации с изображением природы России, а так же разных красивых зданий и храмов разных городов России)
Воспитатель:- Всё это наша страна, в которой мы живём. Как она называется? (Ответы детей: Россия)
- Какая наша родина - Россия? (ответы детей: большая, красивая, огромная, богатая, сильная, и т. д.)
В каждой стране, у каждого города есть свои символы: флаг, герб, гимн. Герб и флаг отличают одну страну от другой, один город от другого. (демонстрирование герба, флага).
У вас на столе лежат полоски разного цвета. Давайте мы с вами составим флаг России, а Алёнушка и Иванушка посмотрят на вас (дети составляют флаг из разноцветных полосок)
Воспитатель: - Молодцы ребята!
Дети проходят на стульчики.
Воспитатель: - А кто мне скажет, в каком мы городе живем? (Ответы детей: в Нижневартовске)
Воспитатель: - Молодцы, правильно!
-Свои символы есть и у нашего города Нижневартовска (демонстрация иллюстраций местных символик)
- Как в нашем городе Нижневартовске, так и по всей России живут очень талантливые люди. Алёнушка и Иванушка принесли вам много разных предметов, сделанных русскими мастерами. Мы их сейчас с вами рассмотрим. (Дети подходят к столу, на котором разложены предметы народно-прикладного искусства — матрёшки, дымковские игрушки, хохломская посуда.)
- Что вы здесь видите?
Ответы детей: игрушки.
Воспитатель: - Всё это русские мастера научились делать давным-давно. У мастеров были ученики, они смотрели как мастера работают, и тоже учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И так много-много лет подряд и до сих пор русские мастера делают вот такие красивые предметы.
- Всё, что вы тут видите, делают только в нашей стране — России. Когда в нашу страну приезжают люди с других стран, они обязательно на память о России вот такие красивые предметы. Вам нравятся эти предметы?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: - Алёнушка и Иванушка хотят вам загадать загадки об этих предметах, попробуйте их отгадать и найти у нас на столе.
Загадки:
- Это игрушка. Она сделана из глины. Игрушка белая и разрисована разными красками. А узор очень необычный: это клеточки, а в клеточках разноцветные кружочки. Попробуйте её найти. (Дети находят дымковскую игрушку, рассматривают её, передают друг другу) .
Воспитатель: - Молодцы ребята, правильно нашли дымковскую игрушку.
- Предмет, о котором я расскажу, сделан из дерева, покрыт золотой краской, а на золотом поле ярко-красные ягоды, красивые зелёные листочки и тонкая-тонкая трава с завитками. (Дети находят хохломскую посуду, рассматривают её, передают друг другу).
Воспитатель: - Молодцы ребята, правильно нашли хохломскую посуду.
- Это кукла. Она деревянная, красиво раскрашенная. С ней очень интересно играть — можно разложить, и станет сразу несколько кукол, сложить и снова будет одна кукла. (Дети находят матрёшку, рассматривают её, раскладывают, передают друг другу .
Воспитатель: - Молодцы ребята, все загадки отгадали.
-Вы наверное утомились, вот Алёнушка и Иванушка мне нашептали, что они тоже устали немного, давайте разомнемся?
Ответы детей: Давайте!
Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места. Раз присели, два присели, Руки кверху все подняли Сели, встали, сели, встали, Ванькой-Встанькой словно стали, А потом пустились вскачь Будто мой упругий мяч.
Воспитатель: А теперь, давайте присядем на стульчики
-Славно вы потрудились! Делу время, а потехе — час, а сейчас спойте нам частушки, порадуйте Ванечку и Алёнушку и наших гостей.
1-я девочка: Начинаю я припевку Первую, начальную, Я хочу развеселить Публику печальную.
2-я девочка: На горе-то дыня, Под горой арбузики. Мы тюменские ребята, Точно карапузики.
3-я девочка: А я маленькая и удаленькая, Всё, что есть на мне, Пристаёт ко мне.
4-я девочка: На окошке два цветочка: Голубой да аленький. Я девчонка боевая, Хоть и ростом маленькая.
Все девочки. Мы частушки вам пропели Хорошо ли, плохо ли А теперь мы вас попросим, Чтобы нам похлопали!
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: На Руси издавна умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, а если её возьмёшь в руки, она заиграет.
Эй, ребята, молодцы, Заливные бубенцы, Ложки выбирайте, Играть начинайте!
Включается фонограмма
Мальчики под русскую - народную музыку играют на ложках
Воспитатель: - Молодцы ребята, Алёнушке и Иванушке очень понравилось ваше творчество.
Воспитатель: Сегодня с вами мы поговорили о России, её славных мастерах.
- О какой посуде мы с вами говорили, а игрушках? (Ответы детей: о дымковской игрушке, о хохломской посуде, о матрешке).
Воспитатель: Нам пора прощаться с Ваней и Алёнушкой, они к нам обязательно придут ещё. (Дети прощаются с куклами и гостями и уходят под песню «У моей России – длинные косички»).