В последнее время происходят значительные изменения в системе дошкольного образования, связанные с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
Успех данных перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из принципиальных критерий обновления является внедрение новейших информационных технологий.
Компьютер несет образный вид информации, более близкий и ясный дошкольникам. Перемещение, звук, мультипликация надолго обращают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них стремление разглядеть, действовать, играть, возвратиться к данному занятию опять. Потому, проблема применения специальных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них позитивной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особенно актуальна.
В последнее время отмечается повышение количества детей с речевыми нарушениями и, в соответствии с этим, появляется потребность поиска более действенного пути воспитания и изучения этой категории детей
Нередко владения методикой коррекции речи и стремления логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не желает заниматься, утомляется.
Использование в коррекционной работе компьютерных игр и презентаций предупреждает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, увеличивает эффективность логопедической работы в целом.
В настоящее время создано огромное количество компьютерных игр, увлекательных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для коррекционно-речевого развития детей дошкольного возраста, соответствующих современным психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно применяемых в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Информационно-коммуникационные технологии обладают большими дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески применяет учитель – логопед.
Целью применения мною компьютерных презентаций в логопедической работе является – улучшение коррекционного процесса такого сложного речевого расстройства, как общее недоразвитие речи.
Актуальным направлением введения информационных технологий в работу считается использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, созданных самостоятельно с помощью программы Power Point и интернет игр от Мерсибо.
Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и может помочь ребенку, имеющему необходимость в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации предоставляют мне возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность - это главный аргумент применения мультимедийных презентаций.
Общеизвестно, что человек воспринимает информацию при помощи органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. По данным исследований более 80% информации поступает к нам через зрительный и слуховой анализаторы. Зрение и слух – самые мощные и самые действенные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и многообразнее будет представление информации, тем эффективней станет процесс ее усвоения. Современные графические и видеотехнологии, мультимедийные презентации позволяют мне максимально реалистично показать характерные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и явлений. Мультимедийные презентации позволяют представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и зрительные образы, выбирать преобладающие цвета и цветовые сочетания, которые создают у дошкольников положительное отношение к представляемой информации. Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательном процессе способствует комплексному восприятию и наилучшему запоминанию материала. При всем этом включаются 4 вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная, ассоциативная. В ходе коррекционной логопедической работы на их базе у детей формируются правильные речевые способности, а в дальнейшем и самоконтроль за собственной речью.
Одним из важных элементов составляемых мною презентаций является анимация. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде легкодоступных для детей мультипликационных образов и знаков. Формируются устойчивые зрительно – кинестетические и зрительно – аудиальные условно – рефлекторные взаимосвязи ЦНС. На их базе формируются правильные речевые навыки, также увеличивается интерес к обучению. Это способствует наиболее качественному усвоению нового материала.
Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране существенно экономится время на занятии и появляется возможность достигнуть наилучших результатов.
Таким образом, мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, увеличивают мотивационную активность, способствуют наиболее тесной связи учителя-логопеда и ребёнка.
Благодаря последовательному возникновению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения наиболее внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс увлекательным и живым. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Работу с использованием информационно-компьютерных технологий провожу со всеми участниками образовательного процесса: старшими дошкольниками, их родителями и педагогами. Взаимодействие с ними происходит в 4 направлениях, взаимосвязанных между собой:
• Диагностика
• Совместно-практическая деятельность с детьми
• Работа с родителями
• Обмен опытом
Диагностируя детей, проводя с ними занятия, активно использую презентации, которые разрабатываю самостоятельно. Занятия в детском саду проводятся по лексическим темам, поэтому стараюсь к любой теме сделать презентацию, которая содержит в себе разные задания по лексике, грамматике, также видеофайлы с необходимым материалом. Это очень удобно. Если раньше к каждому занятию необходимо было искать материал, то сейчас это все находится в одной презентации. В своей работе активно использую интерактивные онлайн-игры для проведения занятий детскими специалистами на портале Мерсибо. Они разработаны командой опытных специалистов в коррекционной педагогике под руководством учителя-логопеда. На веб-сайте размещены более 100 развивающих игр, нацеленных на формирование фонетического слуха, постановку звуков, развитие связной речи, обучение чтению, счету, развитие грамотности, дошкольной подготовки и многое другое.
Помимо самих развивающих игр еще на сайте есть Конструктор иллюстраций, при помощи которого можно делать пособия для занятий с детьми и распечатать их. Для специалистов есть Рабочий журнал специалиста, в котором педагог фиксирует все занятия с детьми, заполняет карту обследования и ведет работу с родителям. Сам ребенок, проходя любую из игр, получает билетики, при помощи которых открывает собственную сокровищницу и зарабатывает призы за достижения.
Работа с использованием ИКТ ведётся по все направлениям:
- для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн;
- для развития артикуляционной моторики, для выработки правильных артикуляционных укладов, развития подвижности мышц и переключаемости движений;
- для автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, связной речи;
- для работы над фонематическим восприятием, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;
-для работы над обогащением словарного запаса;
- для совершенствования и формирования грамматического строя.
- для развития связной речи.
Принцип активности ребенка в ходе обучения был и остается одним из главных в дидактике. Используя ИКТ, стимулирую познавательную активность детей, тем самым, увеличивая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, применения анимационных эффектов.
Руководствуясь принципом научной обоснованности и практической применимости, преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, верно отражающие реальность. ИКТ позволяют представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
Реализуя принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, я отбираю наглядный материал, способы организации образовательной деятельности в соответствии с уровнем подготовки детей, их возрастными отличительными чертами и с учётом специфики детей с нарушениями речи.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса заключается в том, что усвоение учебного материала следует в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации делаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.
Принцип полисенсорного подхода к устранению речевых нарушений.
Работу по коррекции речевой патологии провожу с опорой на зрительное и слуховое восприятие.
Принцип здоровьесбереженияю
При применении компьютерных программ на своих занятиях я соблюдаю правила безопасной работы с компьютером, предусматриваю и негативные факторы при работе с техникой. С предосторожностью решаю вопрос о компьютерных занятиях, когда у ребенка есть невротические расстройства, нарушение зрения, поскольку компьютер может увеличить все эти отклонения в состоянии здоровья.
В работе с детьми соблюдаю санитарно-гигиенические, технические, эргономические и эстетические требования.
Образовательную деятельность организую в соответствии с СанПиН, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении.
• Занятия с использованием компьютера провожу с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. В ходе занятий провожу гимнастику для глаз.
• На подгрупповых занятиях использую специальное оборудование: мультимедийный проектор и экран.
• Обеспечиваю разумную организацию рабочего места: соотношение мебели росту ребенка, необходимый уровень освещенности.
• Экран видеомонитора при проведении индивидуальных занятий располагается на уровне глаз ребенка на дистанции не ближе 50 сантим.
• Фон презентаций выбираю однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, размеренных, не раздражающих зрение цветов. Время от времени меняю его несколько раз на протяжении презентации. Это позволяет удерживать непроизвольное внимание детей.
• Картинки применяю большие и реалистичные, не перегруженные излишними элементами, эффектами;
• Небольшое использование эффектов может помочь удерживать внимание, увеличивает интерес, создает позитивный эмоциональный настрой.
Таким образом, внедрение информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в ходе занятий, существенно увеличивает, на мой взгляд, эффективность работы логопеда.