Все публикации воспитателей - 2024 - 2025 год
Современные образовательные технологии

Педагогический проект "Мой край - Ямал"

2024-08-02 21:12

Тема: «Мой край Ямал»

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями городаи края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Край мой Ямал».
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Новизна проекта заключается в интеграцииобразовательных областей, использовании игровых технологий, что служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников
ВИД ПРОЕКТА:
познавательный, долгосрочный

ЦЕЛЬ:
разработать план мероприятий направленных на ознакомление воспитанников для изучения основ краеведения Ямало-Ненецкого автономного округа.

ЗАДАЧИ:
  • Создавать условия для развития познавательной активности дошкольников.
  • Разработать перспективный план работы по ознакомлению воспитанников с культурой и традициями народов Севера.
  • Развивать интерес к жизни, быту, культуре, фольклору, обычаям коренных народов через игровую деятельность.
  • Повысить компетенцию родителей по вопросу воспитания у детейчувства патриотизма, любви к малой Родине.
  • Приобщать родителей к участию в мероприятиях в ДОУ направленных на ознакомление воспитанников для изучения основ краеведения.
  • Проанализировать проведенную работу, сформулировать выводы.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПРОЕКТА:
Воспитанники подготовительной группы.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
I ЭТАП. Подготовительный (октябрь-ноябрь)
II ЭТАП. Основной (ноябрь - апрель)
III ЭТАП Заключительный (май)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
  • Положительная динамика знаний детей;
  • Активное участие детей, взрослых в выставках, мероприятиях, других видах деятельности;
  • Освоение доступных знаний об истории родного края;
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения.
  • Совершенствование, обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
  • Повысить компетенцию родителей по вопросу воспитания у детейчувства патриотизма, любви к малой Родине.
I ЭТАП. Подготовительный
1. определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
2. изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
3. создание условий для реализации проекта: предметно-развивающая среда;
5. составление перспективного плана работы.

II ЭТАП. Основной
Содержание работы с детьми:
Разделы
Темы
1.
Природа родного края
1. Север – твой дом. 2. Экскурсия в осенний лес. 3. Грибы 4. Какие деревья растут на Севере. (Хвойные) 5. «Какие деревья растут на Севере». (Лиственные) 6. «Ягоды Севера». 7. «Угадай на вкус» 8. « Кто живет в северном лесу?» 9. «Птицы Севера». 10. «Олень в жизни коренного населения» 11 «Олень и лось - жители Севера».
2.
Экскурсии
Экскурсия в «Уголок Севера»
3.
Быт народов Севера
1. «Ненецкое жилье – чум» 2. «Жизнь местного населения». Занятия мужчин. 3. «Жизнь местного населения». Занятия женщин
4.
Праздники народов Севера
1. «Скоро праздник». 2. «Проводы лебедя». 3.«День Оленевода» 3. «День рождения у ненцев». 4. «Вороний день».
5.
Экскурсии
1. «Уголок Севера». 2. Экскурсия в осенний лес.
6.
Города Ямала
1. «Салехард – столица ЯНАО». 2. «Ноябрьск – жемчужина Ямала». 3. «Отыщи на карте Вынгапур». 4. «Город Муравленко». 5.. Викторина «Знаешь ли ты города Ямала». 6. «ЯНАО - край, в котором я живу» . 7. «Чем богат наш край».
7.
Реки Ямала
1. «Реки Ямала». 2. «Обитатели Карского моря».
8.
Красная книга Ямала
1. Красная Книга Ямала». 2. Создаем «Красную Книгу Ямала».
9.
Итоговое занятие «Край родной, навек любимый»
1. «Край родной, навек любимый»
Содержание деятельности совместно для родителей:
· мастер класс;
· консультации;
· день открытых дверей;
· проведение индивидуальных консультаций (по необходимости)

Содержание деятельности совместно с родителями
· проведение праздников и развлечений
· экскурсии

III ЭТАП. Заключительный

1. Для проверки знания детей о родном крае викторина «Знатоки Ямала»
2. Подведение итогов реализации проекта.
Список литературы

  1. Материалы Интернет.

2.Журнал «Культура Ямала» №3-4, 2001г. статья С.К.Нарышкина «Песни народа Неща (Лесные ненцы)».

3.Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».

4.Журнал «Северяне» №2, 2005г. Статья Р.Ругин «Олень и солнце».

5.Журнал «Северяне» №2, 2005г. Фотоматериал «Оленья упряжка», «Образы земли Ямальской. №1, 2007г. «Хантыйская семья».

6.Журнал «Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».

7.Журнал «Севернее» №4, 2005г. Статья «Движения чувств» - Стихи Л.Г. Ефремовой

8.Сборник песен «Мой дом Север» Н.Дудников.

9.Сборник песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.

10.Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.

11.Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.

12.Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

13.Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.

14.Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

15.Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003.

16.Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

17.Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.

18.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и Пеньковская Л.А. . М., «Просвещение», 1976.

19.Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.

20.Шесталов Ю., Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.

21.Ямал – наш дом, один на всех. «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.

22.Аромштам М.,Чему нам учиться у ненецких детей, или этнопедагогика для взрослых. «Дошкольное образование», № 20, октябрь, 2002 года.

23.Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.

24.Богун П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района. Учебное пособие. Салехард 1993.

25.Прокопенко В.В., Красильников В.П., Прокопенко В.В. Традиционные средства физического воспитания сургутских хантов.

26.Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.» 1997.