Наверное, каждый человек зрелого возраста, хоть раз в жизни мысленно возвращался в своё детство, ставил себе мысленно вопрос: «А если бы я выбрал (а) другую профессию?» И я не являюсь исключением, и я ставила себе такой вопрос…
Профессию «учитель» я, наверное, впитала с молоком матери. Она была учителем русского языка и литературы, завучем школы. Да и какую профессию могла выбрать девчонка, которая всю начальную школу находилась в её стенах со своей мамой до вечера?! Играла в « школу» с куклами, а школьной доской служила печка, пока мама проверяла сочинения старшеклассников, сидя около этой же печки зимними вечерами, перед открытой топкой. Трещали поленья, было тепло и уютно…
Моя мама и рассказала о такой профессии – логопед - и сама повезла меня поступать в Свердловский пединститут на дефектологический факультет. Как будто это было вчера. А вот уже почти 30 лет я отдала этому благородному делу. Я учитель - логопед!
Учитель остаётся учителем, пока сам учится, ищет новые, нетрадиционные формы работы с детьми и их родителями. Поэтому я стараюсь посещать курсы повышения квалификации, семинары, мастер – классы различного уровня. Все их не перечислишь. Но некоторые курсы оставили надолго свой след в моей памяти.
В 2009 году я посетила курсы на базе Московского института повышения квалификации последипломного образования, где сама Елена Викторовна Новикова знакомила слушателей курсов с методами логопедического массажа с помощью рук и специальных зондов. Сейчас применяю полученные знания на практике. И в который раз убеждаюсь в эффективности её массажа: нормализация звукопроизношения достигается быстрее, так как зондовый массаж позволяет целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность (фото 1)
С большим удовольствием в 2013 г посетила в г. Санкт-Петербурге при институте практической психологии «Иматон» семинар «Дети с интеллектуальным недоразвитием (ЗПР, У\О). Методика психокоррекционной работы». Интересный материал, который донесла до педагогов, Колосова Т.А., кандидат психологических наук, я успешно использую в работе с детьми с ОВЗ (фото 2)
Глава 2. Моя педагогическая копилка
Но знания нужно не только получать, но и делиться ими с коллегами, родителями. Так в 2012 году я делилась опытом работы с коллегами в Самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе мастер – класса «Содержание образовательной услуги в ДОУ для детей с различными нарушениями речи» по теме «Логоритмика в системе коррекционного воздействия на детей с ОВЗ». Моё выступление было опубликовано в альманахе №5, 2012 «Обеспечение доступности дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями» (фото 3)
Логоритмические занятия, которые я провожу с детьми, являются своеобразным дополнением к работе логопеда по коррекции речи. В работу беру детей подготовительной к школе группе с речевой патологией и с нормой речевого развития, что позволяет интегрировать детей с ОВЗ в группу с нормально развивающимися сверстниками. Занятия стараемся связать с лексическими темами, важнейшими юбилейными событиями страны. Например, к 50-летию полёта Ю.Гагарина педагоги ДОУ провели интереснейшее логоритмическое мероприятие «Будем космонавтами», перечитали перед этим много познавательной литературы, делали поделки, рисовали, лепили, выпускали стенгазеты вместе с родителями, а в конце – сами 2полетели в космос. В логоритмику вношу элементы сказкотерапии.
Глава 3. «Мы – единая команда»
Но один логопед не решает многие проблемы, которые стоят перед дошколёнком. Поэтому мы, педагоги, работаем в ДОУ как единая команда единомышленников.
Логопед должен быть и артистом, и воспитателем, и психологом, но ему нужна и помощь родителей воспитанников. Логопед должен стать для родителей и другом, и наставником. Только вместе с родителями можно создать благоприятную атмосферу красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества для всестороннего развития личности… (фото 4)
Эпилог.
Вот на такой оптимистической ноте, я хотела бы закончить свой мини педагогический альбом. Всего несколько страниц, а писала я его долго, память прожила как бы заново, все эти 30 лет: вспомнились беззаботные студенческие годы, девчонки одногруппницы, первая педагогическая практика, работа … И я говорю спасибо своей судьбе за то, что это было в моей жизни, есть и надеюсь, ещё будет! (фото 5)