Тема «Социокультурного развития детей в процессе музыкального воспитания» является темой моего самообразования с 2009 года. Данная проблема меня заинтересовала потому, что в настоящее время:
- у современной педагогики существует потребность в поисках действенных механизмов музыкального воспитания;
доминирует новая парадигма воспитания, в которой особую значимость при обретает усиление социокультурной компоненты;
состояние отечественного музыкального воспитания требует современного осмысления;
возникла потребность в инновационных авторских методиках музыкально го образования и воспитания для более целостного социокультурного развития детей.
В течении 2009 – 2011 году в детском саду была организована работа детского музыкального театра. Для работы данного театра была разработана специальная программа «Детский музыкальный театр «Катюша».
Образовательной областью данной программы является искусство. Новизна программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное.
Федеральные государственные образовательные стандарты в настоящее время предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач в настоящее время становится повышение общекультурного уровня воспитанников, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры у детей. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.
Поскольку художественный опыт – это всегда опыт субъективный, личностный, то ребенок должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней. Т.е. для познания искусства недостаточно овладения определенным набором ЗУНов, познание искусства возможно с помощью языка, на котором говорит само искусство.
Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский музыкальный театр как форма дополнительного образования дошкольников. Театральная форма позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства.
Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.
Программа работы детского музыкального театра была составлена на основе методического пособия для педагога дополнительного образования Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева (Детский музыкальный театр. - Волгоград: Учитель, 2008).
Цель программы: воспитание гармоничной разносторонней личности ребенка-дошкольника, развитие ее творческого потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство.
Обучающие задачи:
• формировать целостное представление об искусстве;
• сформировать навыки творческой деятельности;
• сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства;
• сформировать навыки и умения в области актерского мастерства, вокально-хорового исполнительства;
• работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания.
Воспитательные задачи:
• способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
• развивать способность активного восприятия искусства.
Развивающие задачи:
• создать условия реализации творческих способностей;
• развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
• выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
• сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.
Особенности программы:
• В основе программы лежит интеграция образовательных областей художественно-эстетической направленности. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребенке эти способности.
• Построение данной программы опирается на такие принципы:
- единство эмоционального и сознательного;
- комплексное воспитание и развитие детей.
• Ведущий методический прием на занятиях – метод художественной импровизации.
• Срок реализации программы составляет 4 года. Программа рассчитан на детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Особенности возрастной группы детей. Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Из психологических новообразований нужно отметить предпосылки логического мышления, появляется произвольность психических процессов; формируется планирующая функция мышления (внутренний план действия); а так же рефлексия.
В детский музыкальный театр принимались дети независимо от их музыкальных данных. Определяющим фактором является активное желание ребенка и заинтересованность его родителей. Тем не менее, все дети проходят прослушивание, где определялись и фиксировались:
- музыкальный слух;
- вокальные данные;
- креативность.
Это показатели являлись основными для первоначальной диагностики уровня развития способностей ребенка. В дальнейшем диагностика проводилась два раза в год. Это позволило скорректировать работу таким образом, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и группы в целом.
Количество воспитанников в группе было 8 - 12 человек.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Знания умения и навыки в конце первого года обучения:
1. Дети должны иметь представление о театре как виде искусства, особенностях театра; уметь разбираться в театральных терминах.
2. Дети должны знать понятия: сцена, кулисы, артист, актер, режиссер, репетиция, сценическая площадка.
3. Иметь навыки концентрации внимания и координации движений. Иметь представление о сценической культуре, навыки выступления на концертах и мини-спектаклях.
Знания умения и навыки в конце второго года обучения:
1. Дети должны знать понятия: ансамбль, ария, вокал, дирижер, импровизация, партитура, партия, ритм, динамика, длительность, темп; знать средства музыкальной выразительности.
2. Ориентироваться в специальной терминологии. Иметь навыки игры в музыкальном спектакле.
3. Дети должны уметь:
- действовать в коллективе;
- управлять интонацией своего голоса;
- действовать в вымышленных обстоятельствах;
- проанализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности;
- отзываться на знаки дирижера;
- петь хором в унисон;
- импровизировать на заданную тему.
Знания умения и навыки в конце третьего года обучения:
1. Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах.
2. Уметь управлять интонацией голоса.
3. Иметь навыки сольного и хорового пения.
4. Уметь ориентироваться в нотной грамоте.
5. Иметь представление об истории возникновения и развития театра.
6. Знать понятия: драма, драматургия, пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина, пролог, эпилог, ремарка.
7. Уметь применять полученные знания в практической деятельности.
Знания умения и навыки в конце четвертого года обучения:
1. Знать основы музыкальной и сценической грамоты.
2. Знать понятия: жанр, драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, мюзикл, клавир.
3. Иметь представление о современных течениях в искусстве.
4. Иметь навыки самостоятельной работы на сценической площадке.
5. Иметь навыки пения дуэтов, трио, квартетов; речитативом.
6. Уметь самостоятельно работать с музыкальным и литературным материалом.
7. Приобрести аналитические умения и навыки.
Итак, работа детского музыкального театра направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, практическое овладение словесным действием, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение дошкольников к миру искусства. Итогом деятельности детского музыкального театра является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие их в постановке спектаклей.
- у современной педагогики существует потребность в поисках действенных механизмов музыкального воспитания;
доминирует новая парадигма воспитания, в которой особую значимость при обретает усиление социокультурной компоненты;
состояние отечественного музыкального воспитания требует современного осмысления;
возникла потребность в инновационных авторских методиках музыкально го образования и воспитания для более целостного социокультурного развития детей.
В течении 2009 – 2011 году в детском саду была организована работа детского музыкального театра. Для работы данного театра была разработана специальная программа «Детский музыкальный театр «Катюша».
Образовательной областью данной программы является искусство. Новизна программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное.
Федеральные государственные образовательные стандарты в настоящее время предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач в настоящее время становится повышение общекультурного уровня воспитанников, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры у детей. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.
Поскольку художественный опыт – это всегда опыт субъективный, личностный, то ребенок должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней. Т.е. для познания искусства недостаточно овладения определенным набором ЗУНов, познание искусства возможно с помощью языка, на котором говорит само искусство.
Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский музыкальный театр как форма дополнительного образования дошкольников. Театральная форма позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства.
Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.
Программа работы детского музыкального театра была составлена на основе методического пособия для педагога дополнительного образования Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева (Детский музыкальный театр. - Волгоград: Учитель, 2008).
Цель программы: воспитание гармоничной разносторонней личности ребенка-дошкольника, развитие ее творческого потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство.
Обучающие задачи:
• формировать целостное представление об искусстве;
• сформировать навыки творческой деятельности;
• сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства;
• сформировать навыки и умения в области актерского мастерства, вокально-хорового исполнительства;
• работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания.
Воспитательные задачи:
• способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
• развивать способность активного восприятия искусства.
Развивающие задачи:
• создать условия реализации творческих способностей;
• развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
• выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
• сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.
Особенности программы:
• В основе программы лежит интеграция образовательных областей художественно-эстетической направленности. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребенке эти способности.
• Построение данной программы опирается на такие принципы:
- единство эмоционального и сознательного;
- комплексное воспитание и развитие детей.
• Ведущий методический прием на занятиях – метод художественной импровизации.
• Срок реализации программы составляет 4 года. Программа рассчитан на детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Особенности возрастной группы детей. Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Из психологических новообразований нужно отметить предпосылки логического мышления, появляется произвольность психических процессов; формируется планирующая функция мышления (внутренний план действия); а так же рефлексия.
В детский музыкальный театр принимались дети независимо от их музыкальных данных. Определяющим фактором является активное желание ребенка и заинтересованность его родителей. Тем не менее, все дети проходят прослушивание, где определялись и фиксировались:
- музыкальный слух;
- вокальные данные;
- креативность.
Это показатели являлись основными для первоначальной диагностики уровня развития способностей ребенка. В дальнейшем диагностика проводилась два раза в год. Это позволило скорректировать работу таким образом, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и группы в целом.
Количество воспитанников в группе было 8 - 12 человек.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Знания умения и навыки в конце первого года обучения:
1. Дети должны иметь представление о театре как виде искусства, особенностях театра; уметь разбираться в театральных терминах.
2. Дети должны знать понятия: сцена, кулисы, артист, актер, режиссер, репетиция, сценическая площадка.
3. Иметь навыки концентрации внимания и координации движений. Иметь представление о сценической культуре, навыки выступления на концертах и мини-спектаклях.
Знания умения и навыки в конце второго года обучения:
1. Дети должны знать понятия: ансамбль, ария, вокал, дирижер, импровизация, партитура, партия, ритм, динамика, длительность, темп; знать средства музыкальной выразительности.
2. Ориентироваться в специальной терминологии. Иметь навыки игры в музыкальном спектакле.
3. Дети должны уметь:
- действовать в коллективе;
- управлять интонацией своего голоса;
- действовать в вымышленных обстоятельствах;
- проанализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности;
- отзываться на знаки дирижера;
- петь хором в унисон;
- импровизировать на заданную тему.
Знания умения и навыки в конце третьего года обучения:
1. Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах.
2. Уметь управлять интонацией голоса.
3. Иметь навыки сольного и хорового пения.
4. Уметь ориентироваться в нотной грамоте.
5. Иметь представление об истории возникновения и развития театра.
6. Знать понятия: драма, драматургия, пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина, пролог, эпилог, ремарка.
7. Уметь применять полученные знания в практической деятельности.
Знания умения и навыки в конце четвертого года обучения:
1. Знать основы музыкальной и сценической грамоты.
2. Знать понятия: жанр, драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, мюзикл, клавир.
3. Иметь представление о современных течениях в искусстве.
4. Иметь навыки самостоятельной работы на сценической площадке.
5. Иметь навыки пения дуэтов, трио, квартетов; речитативом.
6. Уметь самостоятельно работать с музыкальным и литературным материалом.
7. Приобрести аналитические умения и навыки.
Итак, работа детского музыкального театра направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, практическое овладение словесным действием, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение дошкольников к миру искусства. Итогом деятельности детского музыкального театра является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие их в постановке спектаклей.