Слайд 1 Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры
Мы поговорим о музыкальной деятельности.
В детском саду развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать.
Слушание музыки — особый вид музыкальной деятельности. Его особенность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка.
В детском саду слушание (восприятие) музыки представляет собой самостоятельный раздел, но без него невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности:
Слайд 2
Перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать
В процессе слушания музыки решаются не только задачи музыкального образования.
Слайд 3
Музыку называют «языком чувств», так как она даёт ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.
Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. В процессе рассказа о музыке и её анализа у дошкольников развивается речь, которая со временем становится более содержательной, образной и выразительной. Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, ребёнок становится более свободным и творческим.
Теперь я хочу обратиться к своей рабочей программе , в которой обозначена цель, а также к проекту, над которым работает коллектив нашего дошкольного учреждения "Театр".
Те возможности, которые дает нам слушание музыки помогают осуществить цель программы и проекта.
Слайд 4
В основе любого муз произведения лежит муз. образ. Музыкальный образ достаточно абстрактен и предполагает множественность композиторских, исполнительских и слушательских трактовок .Образ динамичен, развёртывается во времени, раскрывая свои свойства и развития. Ребенку достаточно сложно в этом разобраться, ведь мышление дошкольника носит приемущественно наглядно- действенный и наглядно- образный характер и пользуется представлениями о конкретных предметах и явлениях.
Вот поэтому в своей работе я обращаюсь к творческим этюдам и «рисованию музыки»
Слайд 5
Творческий этюд Айседора Дункан говорила детям – смотрите, как взлетает птица, как порхает бабочка, как ветер колышет ветви деревьев, как он рябит воду. Учитесь движениям у природы. Все, что природно, - естественно» (А. Дункан, «Моя жизнь». С. 140). Маленькая дочь Айседоры танцевала свои собственные стихи, слагая свои танцы: «А сейчас я птица, и я лечу высоко, высоко между облаками» или «А сейчас я цветок, который смотрит на птицу и раскачивается». Так и на занятии Дети подражают или передают движением какой либо образ.
Программно-изобразительная музыка «рисует» конкретные образы, которые особенно близки к реальной жизни, окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия.
Дошкольникам понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы
Прекрасно воспринимают детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.).
Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года» и т.д.).
Создавая творческие образы через этюды , дети испытывают желание быть солистами, что говорит о новом уровне их самоощущения.
Слайд 6
На занятиях другого типа слушание музыки сочетается с рисованием. Л. С. Выготский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Рисунок ребенка – это его рассказ, его гамма чувственного восприятия мира.
Сначала прослушивается тот или иной музыкальный фрагмент и проводится его анализ, а затем дети рисуют музыку. Для воплощения в рисунках выбираются наиболее полюбившие им музыкальные фрагменты. В процессе рисования периодически звучит музыка, создавая определённый эмоциональный настрой. Мысленное рисование в зале, на бумаге в группе.
Эти занятия способствуют развитию у детей образного мышления, воображения , креативности. созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ содержание и выразительные средства музыки.
С детьми старшего дошкольного возраста можно усложнить задачу
Использую метод « Музыкальная загадка».
Слайд 7
Детям предлагается выбрать картину, которая соответствует (не иллюстрирует) характеру , настроению музыки.
Например, Мусоргский «»Гном».
Слайд 8
Итак, в особенностью таких занятий можно считать следующий моменты:
1. Восприятие музыки происходит как переживание определенного
эмоционального и эстетического состояния.
2. Ребенок осознает свои эмоции, связанные с музыкой, что, в свою очередь означает развитие музыкального вкуса.
3 Дети мобилизуют свое восприятие, художественный опыт и только что пережитое эстетическое чувство от слушания музыки, и испытывают потребность воплотить свое воображение в какую-либо объективную форму.
Слайд 9. Рекомендации.
Сочетание музыкальной и изобразительной деятельности один из наиболее продуктивных способов с точки зрения формирования у детей полноценного, комплексного художественного восприятия.