- развивать умение анализировать и сопоставлять полученную информацию.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе родного Подмосковья;
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним;
-воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.
Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, рассматривание картинок с изображением птиц, прослушивание аудиозаписи пения птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: Л. Толстой «Галка и кувшин», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль», раскрашивание картинок с птицами.
Используемые методы и приемы, технологии: Технологии: личностно-ориентированная, игровая Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые
Оборудование: Картинки с изображением птиц, голоса птиц, проигрыватель, оборудование для леса ( макет болота, фигурки ежа, белки и гнома, гимнастические коврики), подготовленные конверты с заданиями, мяч, стрелки для передвижения по волшебному лесу.
Ход образовательной деятельности
Сюрпризный момент Дети и воспитатель входят в группу. На столе стоит большая коробка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у нас такое?
Дети: Коробка
Воспитатель: Что это за коробка? Давайте ее откроем и посмотрим что же там.
Дети: Это посылка. Давайте откроем.
Дети и воспитатель открывают коробку, а там лежит письмо.
Воспитатель: Здесь письмо, от сороки. Что же она нам на хвосте принесла?
Дети: Вести
Воспитатель открывает письмо и читает его.
«Дорогие друзья, пишет Вам Сорока. Я живу в Приокско-Террасном заповеднике, который расположен на правом берегу реки Оки, вдоль вашего города Пущино. Это самый красивый и тихий уголок нашего Подмосковного края, но его покой нарушила Баба-Яга. Она заколдовала перелетных птиц и они не могут улететь на юг и только вы нам сможете помочь. Чтобы вам было легче, справится с испытаниями Золотая Осень оставила подсказки по всему лес. Помогите перелетным птицам улететь на юг.»
Воспитатель: А что такое заповедник?
Дети: Лес, который находится под охраной.
Воспитатель: Где находится Приокско-Террасный заповедник?
Дети: на правом берегу реки Оки
Воспитатель: И так друзья, что же случилось в Заповеднике?
Дети: Баба-Яга заколдовала птиц
Воспитатель: Вы готовы помочь? Для этого нам надо перенестись в лес, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в осеннем лесу и, наконец разузнаем, что же случилось с птицами.
Звучит волшебная музыка. Дети закрывают глаза.
Воспитатель: Если мы глаза закроем и подсматривать не будем. Мы волшебный мир откроем, о котором не забудем. Ты три раза повернись и в лесу очутись.
Выключается музыка.
Воспитатель: Давайте оглядимся вокруг. Посмотрите, что же это перед нами? Видимо это первые подсказки от золотой осени (стрелка с направлением на первое задание)
Воспитатель (обращается к детям): Вот и начались наши приключения.
Воспитатель и дети подходят к гному, который сидит на полянке. У гнома в руках записка.
Воспитатель: Вот и первое задание от Золотой Осени (берет конверт, достает клиновый лист) На каком листочке написано письмо?
Дети: На клиновом
«Дорогие ребята, моих осенних сил не хватило, чтобы справится с Бабой-Ягой и освободить перелетных птиц, но я разузнала, как можно им помочь. Необходимо расколдовать одну перелетную птицу и тогда рухнут чары вредной старушки, но для этого вам нужно пройти испытания. За каждое выполненное задание вы будете получать часть пазла, нужно собрать все части и сложить их, тогда чары рухнут. Надеемся на вашу помощь. Вот и первое задание для Вас...»
Перед детьми (на доске) картинки с перелетными и зимующими птицами.
Воспитатель: Ребята, давайте внимательно посмотрим и назовем, какие птицы перед нами? (сорока, ласточка, гуси, ворона, цапля, воробей, иволга, попугай).
Какие птицы обитают в нашей полосе? (все кроме попугая). Ох и хитрая Баба-Яга, хотела нас запутать. Теперь разберемся, какие птицы остаются зимовать? (сорока, ворона). Как называют этих птиц? (зимующие), а кто улетает в теплые края? (иволга, цапля, ласточка, гуси). Как называют этих птиц? (перелетные). Какие молодцы! Почему птицы вынуждены улетать на юг?
Дети: становится холодно, насекомые исчезают, птицам становится голодно.
Воспитатель: Посмотри на эту птицу ( показывает на иволгу), что вы можете рассказать о ней?
Дети: Иволга улетает на юг в конце лета. И строит свои гнезда, только там где сухо и много солнца.
Воспитатель: Молодцы! Первое задание выполнено! Вот первая подсказка о заколдованной птице (воспитатель берет часть картинки и кладет в корзинку). Идем Дальше.
Звучит музыка с кваканьем, дети, по стрелке, подходят к кувшинкам и лягушке.
Воспитатель: Куда мы с вами пришли?
Дети: На болото
Воспитатель: Но где же следующее задание? Ах, вот оно (достает конверт из кувшинки. Достает задание на дубовом листочке. От какого дерева лист?
Дети: От дуба
«А теперь, отгадайте загадки про птиц и на картинке покажите». (Загадку отгадали, картинку с правильным ответом выбрали)
Угадайте, что за птичка: Темненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка). Что за весенняя черная птица Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица Прямо на трактор чуть не садиться? (грач).
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это? (соловей)
Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома, Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту (аист).
Жить чужим птенцам мешают, А своих они бросают. И в лесу возле опушки Счет годам ведут …(Кукушки)
Эта птица желтого цвета, Ярким солнцем она согрета. Песнь красива ее и долга – Флейтой свищет в лесу …(Иволга)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Это что за птица?
Дети: Кукушка
Воспитатель: Расскажите, что интересного вы знаете об этой птице?
Дети: Куковать умеет, только самец. Кукушка ест самых ядовитых насекомых- волосатых гусениц, которые поедают деревья.
Воспитатель: Молодцы! Вот вторая часть пазла. Можем идти дальше! Переберемся через болото по кочкам.
Включается музыка. Дети прыгают по кочкам. Встречает еж с письмом в руке.
Воспитатель отрывает письмо (на березовом листе) и читает: Ребята, угадаете птицу по голосу и станете еще ближе к разгадке.
Воспитатель: Как мы ловко справляемся с заданиями. Вот и третья часть картинки. Идем дальше.
Звучит музыка. Идем по стрелкам, подходим к четвертой стрелке. Встречает белка, у нее письмо на рябиновом листе. Воспитатель открывает конверт.
Воспитатель: А это задание на каком листочке оставила нам Осень?
Дети: на рябиновом
«Задание последнее для вас. Расскажите каким образом птицы улетают на юг и тогда получится расколдовать птицу.»
Перед детьми, на доске, картинки с разным видом птиц (клин журавлей, косяк уток, стая ласточек, кукушка поодиночке). Назовите и определите каким способом птицы улетаю на юг.
Воспитатель: Вот и выполнено последнее задание. Последняя часть пазла у нас. Предлагаю сложить его и посмотреть, какую же птицу заколдовали.
(Дети складываю картинку). И так, кто же на картинке?
Дети: Журавль
Воспитатель: Правильно! А что вы можете рассказать про эту птицу?
Дети: Журавля можно назвать самой древней птицей на земле. Живут они недалеко от болота. Питаются семенами, корнями растений, лягушками и мелкой рыбкой и даже змейками. Журавль- перелетная птица.
Включается волшебная музыка и входит Золотая Осень.
Золотая Осень: Здравствуйте, ребята! Я Осень Золотая! Спасибо Вам за спасение перелетных птиц. Теперь они не погибнут и улетят в теплые края! Вы оказались очень умными, смелыми! А как много вы знаете про птиц! И за это вас благодарю, а чем может отблагодарить осень? Ну, конечно же, своими дарами. Вам я принесла яблок спелых и румяных, угощайтесь. Ну а теперь, мне пора… Спасибо вам! До новых встреч!
Воспитатель и дети: До свиданья!
Звучит волшебная музыка и осень уходит.
Воспитатель: На этом наши приключения закончились. Возвращаемся в детский сад.
Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова «Снова мы глаза закроем и подсматривать не будем. В детский садик мы вернемся, мир волшебный не забудем!. Ты три раза повернись и в саду очутись» Выключается музыка.
Рефлексивный компонент
Воспитатель: Где мы сейчас с вами были?
Дети: В заповеднике.
Воспитатель: Что мы с вами делали?
Дети: Расколдовывали перелетных птиц от волшебных чар, чтобы они смогли улететь на юг.
Воспитатель: Каким птицам мы помогали? Назовите их? Какая птица была заколдована?
Дети: Журавль
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Вам понравилось помогать перелетным птицам? А друг другу вы будете помогать?
Дети: Да
Воспитатель: Спасибо вам ребята.
«Дорогие друзья, пишет Вам Сорока. Я живу в Приокско-Террасном заповеднике, который расположен на правом берегу реки Оки, вдоль вашего города Пущино. Это самый красивый и тихий уголок нашего Подмосковного края, но его покой нарушила Баба-Яга. Она заколдовала перелетных птиц и они не могут улететь на юг и только вы им сможете помочь. Чтобы вам было легче справиться с испытаниями, Золотая Осень оставила подсказки по всему лесу. Помогите перелетным птицам улететь на юг».